ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Первые опыты применения синтетических полимерных материалов в реставрации монументальной живописи восходят ко 2-й половине 1940-х годов. В 1946 году директор Института высокомолекулярных соединений, чл.- корр. АН СССР С.Н. Ушаков передал в Отдел реставрации Государственного Эрмитажа на испытание ряд смол (1). Известно, что в конце 1940-х — начале 1950-х годов для полевой консервации и реставрации археологической живописи использовались растворы поливинилацетата (ПВА), поливинил бутираля (ПВБ), поливинилового спирта (ЛВС), клеи БФ (2). В 1949 году реставратором Эрмитажа П.И.Костровым был опробован при полевой консервации росписей Пянджикента полибутилметакрилат, очень скоро вытеснивший другие материалы и поныне остающийся основным в практике реставраторов Эрмитажа (3). В 1970-х годах сотрудниками Эрмитажа В. М.Соколовским и В.П.Виноградовой был применен для камеральной обработки фрагментов росписей из раскопок Шахристана (Узбекистан) и Дильберджина (Афганистан) вместо ПБМА фторлон.

Благодаря замене использовавшихся до этого клеев природного происхождения растворами синтетических полимеров, обладавшими рядом важных технологических достоинств, реставраторам удалось сохранить открытые во время археологических раскопок в Средней Азии фрагменты лессовой скульптуры и росписей на лессово-ганчевых основаниях.

Распространение полимерных материалов в реставрации росписей in situтакже восходит к 1940 годам (4) и связано с деятельностью Лаборатории реставрации настенной живописи НИИ теории и истории архитектуры и строительной техники Академии строительства и архитектуры УССР, ее руководителя, реставратора Л.П.Калиниченко, и химика О.Ф.Плющ. К разработке методов укрепления настенных росписей полимерными материалами киевская лаборатория обратилась с 1947 года. Результатом этих работ явилось внедрение в реставрацию поливинилхлорида. С 1962 года к нему добавился полиакриламид, получивший, впрочем, распространение почти исключительно в Костромской области. В 1960-е годы была предпринята попытка использовать ПБМА для реставрации росписей in situ. Идея применения ПБМА in situ принадлежала П.И.Кострову, воплощена она была реставратором Русского музея Н.В.Перцевым, руководившим в 1960-х годах работами по реставрации росписей вологодского Софийского собора.

С конца 1950-х годов в отрасле нашла широкое применение водная дисперсия поливинилацетата, рекомендованная технологической лабораторией ЦНРПМ (Н.П.Зворыкиным и В.Б.Розенфельд).

С 1965 года, после прихода во ВЦНИЛКР (ВНИИР, ныне ГосНИИР) химика-технолога А.В.Ивановой, начался новый этап в разработке методов реставрации монументальной живописи с использованием полимеров. Совместно с реставраторами Лаборатории и при поддержке и руководстве зам. директора по науке В.В.Филатова и тесном сотрудничестве со специалистами из Владимира, реставратором А.П.Некрасовым и химиком Л.П.Балыганой, в отрасль в течение десятилетия были внедрены водные дисперсии ВА-2ЭГА и СВЭД и кремнийорганические смолы К15/3 и К42, получившие широкое распространение в реставрации стенописей в 1970-1980-е годы.

Альтернативная эрмитажной методика полевой консервации и камеральной обработки фрагментов монументальной живописи на лессовой основе с использованием БМК—5 была разработана в конце 1970-х-1980-х годах в Отделе монументальной живописи ВНИИР под руководством В.П.Бурого.

В середине 1980-х годов к набору материалов, используемых для консервации росписей insituдобавилась кремнийорганическая смола СКТН, нашедшая применение для укрепления шелушащегося красочного слоя масляной живописи (разработка Т.С.Федосеевой, К.И.Маслова, С.К.Примачека).

Если в реставрации археологических фрагментов переход к использованию полимеров проходил без какого-либо противодействия реставраторов, сразу признавших очевидные технологические выгоды применения новых материалов, то внедрение «синтетики» в реставрацию росписей in situ проходило, преодолевая недоверие и скепсис реставрационного сообщества, традиционно ориентированного на материалы природные -желток куриного яйца и коллагеновые клеи, которые, как казалось, удовлетворяли главному реставрационному принципу, состоявшему в требовании укреплять подобное подобным. Лишь очевидная бессмысленность консервации росписей (нередко ранее укрепленных казеином) небиостойкими и неатмосферостойкими природными материалами в памятниках с нерегулируемым температурно-влажностным режимом, с систематическими протечками кровли и часто плохой гидроизоляцией фундамента явилась главным доводом в пользу синтетических материалов, которым в этих аварийных условиях хранения стенописей не было, конечно, альтернативы.

В последние годы полимеры, применявшиеся в 1970—1980 годы, один за другим исчезали из арсенала реставраторов по причине прекращения их промышленного производства (5). В отсутствие водных дисперсий ВА—2ЭГА и СВЭД широкое распространение получила в силу своей доступности дисперсия ПВА, в качестве альтернативы которой в свое время и были рекомендованы вышеназванные материалы.

К сожалению, многолетний опыт использования синтетических полимеров в реставрации росписей до сих пор не обобщен и в достаточной мере не осмыслен. Без подобной работы невозможно, однако, ни оценить эффективность этих реставрационных материалов, ни понять причины рецидивов разрушений росписей, ни разработать оптимальные методики повторных реставраций.

Представляемая читателю брошюра является первой попыткой такого обобщения, выполненного по литературным источникам. Хотелось бы заметить вместе с тем, что авторы рассматривают ее лишь как введение к детальным натурным исследованиям реставрированных памятников в рамках вышеназванной задачи.

Примечания

1. Румянцев Е.А. Использование синтетических смол при археологических раскопках//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - М., 1953. - Вып. 49. - С. 133. Употребление в отношении синтетических полимеров наименования «смолы» характерно для немецкоязычной научной литературы. В англоязычной утвердился термин «полимеры», а смолами называют известные природные соединения. Отечественная терминология следует здесь обычно за английской, хотя встречается и немецкий вариант.

2. Румянцев Е.А. Op. cit. - С. 133-138; Кирьянов А.В. Реставрация археологических предметов. - М., I960. - 96 с; Шейнина Е.Г. Консервация и реставрация стенных росписей древнего Пянджикента //Труды Таджикской археологической экспедиции. - М., 1953. - Т. II. - С. 147.

3. Шейнина Е.Г. Op. cit.

4. Большое значение для развития реставрации имело постановление СМ СССР «О мерах по улучшению охраны памятников культуры» (№ 3898, от 14 октября 1948 г.), в котором Комитету по делам архитектуры при СМ СССР разрешалось «организовать в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры специальные научно-реставрационные производственные мастерские__», а Президиуму АН СССР было предписано образовать научно-методический совет по охране памятников, возложив на него, в частности, совершенствование научных методов реставрационных работ (Собрание постановлений и распоряжений СМ СССР. - М., 1948. - № 6, 26 ноября. - С. 137-138, пп. 8,11).

5. Современные проблемы снабжения отрасли реставрационными материалами были затронуты зав. химико-технологической лабораторией ГосНИИР Т.С. Федосеевой на юбилейной конференции Института (Федосеева Т.С. Современные материалы и методы реставрации живописи и предметов прикладного искусства. Проблемы производства реставрационных материалов и обеспечения отрасли //Реставрация и реставраторы в России сегодня. Научно-практическая конференция 24-26 ноября 1998 г. - М., 1998. - С. 112-113.).

Первоисточник: 
ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. Е.П.МЕЛЬНИКОВА, К.И.МАСЛОВ; М., С-П., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.