ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Лабораторная обработка фресок, также как и полевая, имеет ряд особенностей по сравнению с обработкой в лаборатории клеевой живописи на лессовой основе.

Снятые со стен при раскопках фрагменты фресок, фактически состоят из отдельных частей (кусков), не скрепленных между собой, разделенных сквозными трещинами и щелями. Чтобы роспись получила прочность эти отдельные части должны быть тщательно склеены между собой. А чтобы склейка была прочной, и клеевые швы не отслаивались от непрочной, пористой штукатурки, ее следует пропитать на всю глубину. Поэтому, лабораторная обработка фресок начинается с глубинного укрепления штукатурной основы.

Глубинное закрепление штукатурной основы

После снятия с фрагмента упаковочной крышки и удаления пыли начинают вести пропитку фрески, лежащей на съемочном щите лицом вниз, прямо по марлевой заклейке. Полибутилметакрилат, которым была приклеена марля, в процессе пропитки, растворяется и марлю легко удается удалить с поверхности. 12-15% раствор ПБМА в ксилоле наносят на тыльную сторону 10-12 раз по мере впитывания. Закрепление, как обычно, ведут в камере, насыщенной парами ксилола, в ней и оставляют роспись по окончании пропитки на двое суток. Вынутую затем из камеры роспись сушат с замедлением, задерживая испарение ксилола, последовательно закрывая тыльную сторону сначала несколькими слоями оберточной бумаги, сменяя ее далее на папиросную. По окончании сушки, наиболее тонкие места штукатурки дополняют мастикой из лесса или измельченной штукатурки, замешанной на ацетоновом растворе ПБМА. Мастика эта не должна быть очень прочной, чтобы ее, при необходимости, легко было бы удалить при работе с лицевой стороной - выравнивании, очистке трещин, склейке. По окончании мастиковки, роспись подготавливают к переворачиванию. Следует учесть, что хотя штукатурная основа в результате пропитки укреплена, сцепление между кусками отсутствует, т. к. заклеивающая марля с тыльной стороны удалена, а на лицевой стороне она уже не скреплена с поверхностью. Поэтому следует, принять все меры, чтобы при переворачивании не произошло сдвигания частей росписи. Для этого тыльную сторону покрывают проклеенной папиросной бумагой (на ней удобно вести склейку) и несколькими слоями оберточной, затем снова закрывают крышкой-щитом, свинчивают боковые стороны и только после этого переворачивают. Если же тыльная сторона очень неровная, то поверх проклеенной бумаги прокладывают полиэтиленовую пленку, а на нее накладывают выравнивающий слой смоченного измельченного асбеста или также измельченной фильтровальной бумаги. После высыхания этого слоя роспись переворачивают, также зажав ее между щитом и крышкой. Защитная марлевая заклейка почти свободно лежит на лицевой поверхности росписи, т. к. заклеивающий слой ПБМА растворился и впитался в толщу штукатурки. Если же в некоторых местах заклейка еще держится, ее удаляют ацетоновыми компрессорами. Сложенный в 5-6 раз кусок марли смачивают ацетоном, накладывают на заклеенный участок, закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом на 5-7 минут. После снятия компресса марлю приподнимают пинцетом и удаляют (отрезают от соседнего участка).

Склейка росписи

Роспись, освобожденная с лицевой и тыльной сторон от защитной заклейки, практически состоит из отдельных, не скрепленных между собой крупных и мелких, а иногда и раздробленных кусков, часто смещенных по уровню и рисунку. Сквозные трещины - от нитевидных до широких - большей частью забиты землей, мелкой штукатуркой, иногда побелкой. Чтобы фрагмент стал прочным и доступным для монтировки все куски должны быть тщательно подогнаны и склеены между собой. Для этого роспись разбирают участок за участком, расчищают щели, стыки, изломы, выправляют деформации, искажающие изображение. Из щелей и трещин удаляют загрязнение (кистью и скальпелем), предварительно раскрепив его ацетоном; одновременно подклеивают мелкие отколы штукатурки. Изломы и стыки промывают ацетоном и просушивают, куски складывают, проверяя стыкование и соединение, затем склеивают 15% ацетоновым раствором ПБМА. Раствор наносят на стыкующиеся стороны дважды с некоторым перерывом, потом соединяют стыки, плотно прижимают и удерживают в таком состоянии не менее 20 минут. Затем соединяют соседние куски, склеивают группы и соединяют их. В процессе склейки, вставляют на места участки росписи, снятые отдельно от основного фрагмента или собранные в завале, если они подбираются к снятой композиции. Предварительно их закрепляют аналогично основному фрагменту.

Подборка фрагментов из завала обычно занимает значительное время. Куски сортируют по ряду признаков: цветовым оттенкам, рисунку, наличию графы, направлению мазков кисти, фактуре поверхности, типу повреждений, характеру изломов и т. д. Подобранные и склеенные куски присоединяются к снятым со стены фрагментам, если их место точно определяется, или же монтируют отдельно.

Для более прочного скрепления склеенных кусков, трещины, утраты и щели заполняют мастикой. Мастиковка, кроме того, делает их менее заметными, благодаря чему лучше выявляется изображение, и восприятию которого очень мешает частая сетка трещин. Поэтому большую роль играет подбор нейтрального тона мастики. Это достигается применением раствора того или иного полимера (ПБМА, ПВБ) в качестве связующего для мастики, или же введением в мастику небольшого количества сухого пигмента.

Склеив и замастиковав трещины с лицевой стороны, фрагмент переворачивают лицевой стороной вниз и мастикуют трещины и щели на тыльной стороне. Затем тыльную сторону окончательно заклеивают марлей ацетоновым раствором ПБМА.

Расчистка живописной поверхности

В полевых условиях расчистка была лишь предварительной, в ряде случаев ее не проводили совсем, значительная часть загрязнения была закреплена вместе с росписью. После склейки проводят окончательную расчистку поверхности от приставшего завала, измельченной известковой штукатурки или раствора, копоти, а также поздних наслоений, например, побелки.

Чтобы удалить загрязнение, его размягчают растворителями -ацетоном, метилэтилкетоном. Приемы нанесения растворителя могут быть различными; кистью, тампоном, компрессом. Размягченное загрязнение удаляют скальпелем, затем поверхность промывают растворителем кистью или маленьким тампоном. Плотно приставшие наслоения участок за участком смачивают растворителями и удаляют послойно.

В некоторых случаях расчистку можно вести только промывкой растворителем, - кистью или тампоном, все время контролируя, не появляются ли следы краски на марлевом тампоне; особенно это касается верхних темперных прописок. Работа ведется обычно под бинокулярным микроскопом. В процессе расчистки с поверхности удаляют также оставшиеся излишки закрепителя; основная масса закрепления ушла с лицевой поверхности после пропитки тыльной стороны и при удалении лицевой заклейки, но некоторые участки красочного слоя могут быть насыщенными в большей степени, чем необходимо. Выравнивание насыщенности красочного слоя производится кистевым нанесением или кратковременными компрессами растворителями: ацетон, МЭК или смесь ксилола со спиртом (1:1). В результате такой обработки росписи возвращается тональность и матовая фактура фресковой живописи.

Таким образом, к моменту монтировки на новое основание, снятый со стены фрагмент закреплен и склеен, трещины замастикованы с обеих сторон, тыльная сторона заклеена, поверхность живописи очищена от загрязнения.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)