ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Раскрытие фресок

Полевые реставрационные работы начинают с раскрытия фресок из-под завала. Завал обычно состоит из земли, крупных и мелких камней, или битых кирпичей, мелкого щебня, измельченного известкового раствора кладки, кусков штукатурки. Обычно археологи удаляют завал не ближе, чем на 50-60 см от стены, а прилегающий к стене завал удаляет уже реставратор. Прежде всего, откидывают рыхлую землю, мелкий щебень, куски штукатурки, освобождают крупные камни, и, убедившись в том, что они не могут сдвинуть слои, прилегающие к росписи, уделяют их. В тех случаях, когда крупные камни или кирпичи вплотную прижаты к поверхности живописи или врезались в штукатурку, пробив ее, роспись вокруг заклеивают марлевыми бинтами, если необходимо, укрепляют края повреждения гипсовыми пробками, и только после этого убирают камни от стены. Для удаления завала применяют небольшую кирку, у которой один конец заострен, а другой расплющен. Этим инструментом разгребают завал, освобождают камни, осторожно оттягивают их. Ближе к стене работают ножами, скальпелем, кистью.

Поскольку росписи обычно плохо держатся на стене, их необходимо прикрепить к этой стене на время подготовки к снятию. Временное прикрепление к кладке строится на сочетании закрепления и заклейки марлей росписей растворами ПБМА и прикрепления кромок и краев изломов к кладке гипсовыми пробками - тампонами ваты, смоченными в разведенном гипсе. Быстро отвердевая, эти тампоны обеспечивают достаточное прикрепление краев росписи к кладке. Небольшое количество (2-3 столовых ложки) гипса затворяют в резиновой чашке, перемешивают с кусками ваты, затем двумя пинцетами, слегка отжав, тампон накладывают на место и расправляют таким образом, чтобы тампон лег на край или излом штукатурки и на кладку стены. При этом необходимо следить, чтобы гипс не попадал на поверхность живописи. Первичную заклейку росписи ведут широкими марлевыми бинтами 12-15% ацетоновым раствором ПБМА. Во избежание коагуляции полимера в условиях повышенной влажности к раствору добавляют перхлорэтилен (10-15% к раствору).

Приемы раскрытия и закрепления варьируются в зависимости от степени и характера повреждения штукатурки. В том случае, если штукатурка сильно раздроблена и сцепление с кладкой полностью отсутствует, освобождение росписи от завала ведут небольшими участками, которые сразу заклеивают. Предварительно верхнюю кромку раскрываемого участка фиксируют гипсовыми тампонами, затем по мере освобождения от завала гипсуют все открываемые кромки боковых сторон, края выпадов; гипсом же прикрепляют к кладке свободные концы марлевых бинтов, которыми заклеивают роспись. При таком типе раскрытия, когда необходима немедленная заклейка, практически невозможно проводить фиксацию (фотографирование, схемы; зарисовки) открываемых росписей.

Другой вариант обработки применяется, если фрески хорошо держатся на стене, однако красочный слой и ослабленная штукатурка требуют основательного закрепления. В этом случае закрепление ведут ксилольным раствором ПБМА: 12.% ксилольный раствор наносят на поверхность росписи широкой мягкой кистью 10-12 раз по мере впитывания. В промежутках между нанесением раствора для лучшего впитывания роспись закрывают, но не вплотную, полиэтиленовой пленкой. По окончанию пропитки роспись оставляют под пленкой надвое суток.

Наиболее типичное состояние, когда участки слабого сцепления перемежаются с отдельными более прочными местами. В этом случае после прикрепления кромок гипсовыми тампонами следует закрепление ацетоновым раствором ПБМА (8-10%) не только поверхности росписи, но и трещин, и щелей вместе с забившейся в них землей. Такое закрепление в сочетании с гипсовыми тампонами и заклейкой отдельных участков марлевыми бинтами дает возможность раскрывать значительные площади росписей и оставлять на стенах на время, необходимое для проведения фиксации. При таком типе раскрытия возможна также, в какой-то мере, предварительная очистка росписей, которые обычно загрязнены землей, кирпичной пылью, остатками известкового раствора, а иногда покрыты и поздней побелкой. Слабое сцепление штукатурного основания со стеной, а также разрыхленность и расслоения верхних слоев живописи ограничивают возможность проведения расчистки, и иногда ее совсем не проводят. В этом случае живопись закрепляют вместе с загрязнением, которое удаляют уже в лабораторных условиях. Расчистку (если она возможна) от плотных наслоений ведут острым скальпелем и мягкой кистью.

Фиксация и описание состояния росписей ведется по мере раскрытия. Используются черно-белое и цветное фотографирование, а также нанесение на миллиметровку в масштабе 1:10 всех изображений и границ основных утрат. Возможно копирование лишь небольших участков, так как время ограничено, поскольку крепление росписей к кладке обеспечивает безопасность не более чем на 5-7 суток. Для облегчения зарисовки на роспись натягивают тонкие нитки (строго по уровню и отвесу - горизонтально и вертикально) в двух-трех местах. Каждая нить должна проходить через какую-либо четкую точку изображения. Если возможно, сразу намечают вертикальные и горизонтальные резы, тогда они служат основными линиями отсчетов или координатами. Чаще, однако, места резов определяют позже, когда живопись освобождена до разграничивающих композицию полос. Тогда линии резов наносят на готовый обмерный чертеж. В том случае, если роспись многоярусная и вогнутая, на горизонтальной линии резов наносят отметки глубины, полученные инструментальной съемкой.

Подготовка и снятие росписей со стен

Подготовка к снятию начинается с разметки росписей на отдельные участки. Разметка будущих резов ведется таким образом, чтобы они проходили по участкам худшей сохранности, не затрагивали бы наиболее ответственные части изображения. Целесообразно вести разрезку по разделяющим композиции полосам (если позволяют размеры). Разрезку выполняют острым скальпелем, или тонкой пилкой на всю толщину штукатурного основания, ширина резов 3-5 мм. Края реза тщательно закрепляют, а затем обклеивают узкими полосками марли, загибая край марли в прорезь. Резы следует делать после того, как живопись заклеена бинтами (т. е. первым слоем заклейки), в случае плохого сцепления со стеной разрезку ведут уже после полной заклейки.

Заклейку росписей перед снятием производят 12-15% ацетоновым раствором ПБМА сначала широкими марлевыми бинтами, а затем после высыхания двумя слоями марли. По всем сторонам оставляют свободными полосы марли: у верхней кромки шириной 25-30 см, у остальных - 10-20 см, и заклеивают не только фрагмент, предназначенный к снятию, но и все соседние.

По форме и размерам намеченных к съемке частей росписи изготавливают щиты - досчатые или фанерные с прочными глухими подрамниками. Щиты для криволинейных фрагментов должны точно повторять их форму. На сторону щита, прилегающую к росписи, прикрепляют несколько слоев оберточной бумаги и два слоя кальки. На тыльной стороне должен быть написан порядковый номер снимаемого фрагмента и данные его местоположения (шифр).

Перед тем как установить щит у снимаемого фрагмента, следует еще раз проверить, на всю ли толщину штукатурки сделаны резы, после чего в боковой и нижний горизонтальный резы вставляют полосы из оцинкованного кровельного железа шириной 5-6 см и легким постукиванием углубляют их в щель реза - полосы служат ограничением от проникновения длинных ножей за соседний фрагмент.

Плоские фрагменты можно снимать двумя способами. При первом способе щит приставляют вплотную к снимаемому куску таким образом, чтобы вбитые железные полосы соприкасались с бортами щита. Свободные концы марли прикрепляют или приклеивают к бортам щита по всем четырем сторонам. Соседние фрагменты также прижимают щитами или фанерой. Отделение от стены начинают со свободных боковой и верхней сторон (предварительно убрав гипсовые тампоны) длинными упругими ножами, постепенно отжимая штукатурку от стены. Когда вся роспись освобождена, щит переводят в горизонтальное положение. При другом способе верхний, свободный конец марли наматывают на прочную рейку, длина которой несколько больше горизонтального размера снимаемого фрагмента. Под концы рейки подводят поддерживающие упоры. Роспись начинают отделять от стены снизу и сбоку, а затем у верхней кромки. Отделенный от стены фрагмент на какой-то момент оказывается подвешенным на рейке. К нему быстро пододвигают щит таким образом, чтобы рейка легла на верхний край щита, и переводят в горизонтальное положение.

При снятии следует учитывать особенности техники наложения штукатурки. Так однослойная штукатурка местами глубоко заходит в швы кладки. Еще перед заклейкой следует отметить участки плотного сцепления с кладкой. Если они находятся рядом с резом или утратой штукатурки, то закрепив и оклеив края (реза, выбоины), следует заранее отделить скальпелем или ножом этот участок от стены. Если же он недоступен, то при снятии следует особенно осторожно вводить нож, все время прижимая его к кладке. При двухслойной штукатурке зачастую нижний, выравнивающий кладку слой также раздроблен и во время снятия обваливается, заполняя щель и мешая отделению росписи от стены. При таком состоянии штукатурки более целесообразно вести снятие снизу с подвешиванием на рейку. При очень раздробленной штукатурке площадь снимаемого куска лучше ограничить до 1,5-2 кв. м.

Фрагменты росписи с изогнутой формой поверхности снимают только на щиты, точно соответствующие форме данного участка. Иногда невозможно добиться плотного примыкания щита к поверхности росписи из-за деформированных выступающих или западающих участков, В этом случае часть росписи при снятии находится в подвешенном состоянии; деформацию устраняют уже после снятия при дальнейшей обработке.

Штукатурка снятых со стен росписей имеет неравномерную толщину, поэтому после снятия ее следует выровнять, срезая утолщения, доходящие иногда до 4-5 см и дополняя очень тонкие места мастикой из размельченной штукатурки, замешанной на ацетоновом растворе ПБМА. В среднем следует оставить слой в 1-1,5 см.

Закрепление штукатурки с тыльной стороны может быть и глубинное - 15% ксилольным раствором (8-10 покрытий, сушка 5-7 суток). Можно однако ограничиться закреплением ацетоновым раствором, который даст дополнительное склеивание трещин, но не даст глубинного закрепления. После сушки тыльную сторону росписей заклеивают двумя слоями марли ацетоновым раствором ПБМА.

Для транспортирования фресок в реставрационную лабораторию требуется специальная упаковка. Соответственно форме и размерам щита, на котором лежит снятая роспись, изготавливают щит-крышку, боковые стороны которого шурупами скрепляют с боковинами щита. Для росписей изогнутой формы крышки делают по форме тыльной стороны. Перед креплением между крышкой и росписью прокладывают несколько слоев оберточной бумаги. Крышки в дальнейшем могут служить временной основой на период обработки фрагмента в лаборатории.

Во время раскопок здания, при раскрытии росписей в завале часто обнаруживают большое количество мелких и крупных фрагментов фресок. Если это разрозненные куски, их собирают в группы на щитки с указанием места и глубины залегания (фиксация по сетке квадратов), высушивают, очищают и упаковывают в ящики. Если же в завале обнаруживают пласты росписи, их вынимают по частям, укладывая на щитки; по возможности без смещения или сразу заклеивают и поднимают пластами. Следует тщательно собирать мелкие фрагменты, лежащие близко к стенам, скорее всего относящиеся к сохранившимся на стенах композициям. Такие фрагменты при обработке могут найти свое место и восполнить утраты. Обычно, из-за недостатка времени в полевых условиях подборку кусков, поднятых из завала, внутри каждого участка не делают. Но если возможно, то все же следует провести предварительную разборку по цветовым оттенкам, рисунку, графье и т. д. Окончательную сортировку ведут уже в лаборатории при подборке кусков.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)