ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Эту операцию проводят в тех случаях, когда масляная живопись на холсте, ранее демонтированная со штукатурной поверхности, должна быть водворена на прежнее место. Такая работа была выполнена, например, в 1988 году в Парадных сенях Государственного Исторического музея (Москва) (1. До этого несколько медальонов с изображениями персон из «Древа государей российских», написанных в 1883 году академиком живописи Ф. Г. Тороповым с группой художников, хранились в фондах музея (после того, как в 1937 году были сняты).

Обычно демонтированные произведения живописи хранятся накатанными на вал. От длительного пребывания в скрученном состоянии они приобретают деформацию холста по форме вала. При снятии с вала их расстилают красочным слоем вверх на ровную плоскость, застланную прочной бумагой типа «крафт». После этого осторожно прикрывают живопись бумагой и накладывают груз — мешочки из плотной ткани с чистым сухим песком. Когда произведение снимают с вала, реставраторы обычно счищают немного клея с тыльной стороны холста для определения его состава.

После выправления холста простым прессованием для наклеивания его на прежнее место следует удалить с него остатки старого клея. Механическая сухая счистка проводится на рабочем столе или щите, размеры которого должны на 20—50 см по всем краям превосходить размеры холста произведения. Особенность произведений, наклеенных на поверхность штукатурных оснований в прошлом, состоит в отсутствии кромок, какие обычно имеют произведения, закрепляемые на подрамник. Поэтому произведения без кромок следует закреплять неподвижно на плоскости посредством подклейки полос из плотной бумаги к поверхности профилактической заклейки. В предвидение этого красочный слой и грунт произведения должны быть предварительно укреплены. А профилактическую заклейку делают из папиросной бумаги, приклеиваемой коллагеновым клеем с добавлением пчелиного меда. Благодаря гигроскопичности меда в заклейке сохраняется повышенная влажность, что должно способствовать плавному расправлению пересохшего произведения. Рецептура клея для профилактической заклейки в расчете на 1л:

  3% 5%
клей коллагеновый сухой 30 г 50 г
мед пчелиный натуральный 30 г 50 г
вода дистиллированная 940 г 900 г
антисептик (катамин АБ) 1 г 1 г

После просыхания профилактической заклейки (не менее суток) к ее краям по периметру произведения нужно подклеить полосы плотной бумаги (кальки-восковки или «крафт»). Ширина полос —12—25 см (в редких случаях, для большемерных произведений до 50 см). Один край бумаги приклеивают 10— 12%-ным клеем полосой в 2—3 см (к большемерным картинам—до 5 см). Проклеенную полосу прикладывают к поверхности профилактической заклейки и прижимают рукой и тугим тампоном. После высыхания клея, нанесенного на полосы, их равномерно увлажняют. Свободные края быстро намазывают полосой 4—5 см крепкого столярного (40—50%) клея. Края прижимают и приклеивают к планшету или рабочему столу. За счет усадки бумажных полос при высыхании холст произведения расправляется. Тогда и приступают к механическому удалению старого клея, соскабливая его скальпелем, которым работают только в направлении нитей холста. (Иногда пользуются карборундовыми фрезами бормашины с гибкими шлангами). По диагонали счищать клей нельзя: движениями в этом направлении легко деформировать холст. Тыльную сторону холста обеспыливают и приступают к наращиванию пленки клея как на поверхности холста, так и на поверхности подготовленного штукатурного слоя.

Очищенный от клеевой пыли холст проклеивают 4—6%-ным клеем с медом: делается это с целью укрепления грунта, красочного слоя и самого холста, ослабленного расчисткой от старого клея.

Состав клея проклейки (для приготовления 1л):

  4% 6%
сухой коллагеновый клей 40 г 60 г
мед пчелиный 40 г 60 г
вода дистиллированная (или кипяченая 30—50 °С) 920 г 880 г

Клей в теплом состоянии флейцем наносят на холст и следят за его проникновением в грунт произведения. Если он впитывается, нужно увеличить количество меда в соотношении к клею (1,5:1). Поверхность штукатурки проклеивают теплым 2—3%-ным коллагеновым клеем, следя, чтобы клей впитывался: это нужно для более прочного сцепления штукатурки с тем клеем, которым будет подклеиваться холст произведения. Для этой процедуры готовят 15—20%-ный клей с медом; меда берут вполовину сухого веса клея и наносят теплый клей одновременно на холст и на штукатурный слой. Предварительно для наклеивания холста на потолок или свод нужно подготовить стойку с винтовой подачей полувалика для плотного прижатия середины холста к потолку или своду. Длина полувалика должна на несколько сантиметров превосходить длину холста произведения. Поверхность вала обтягивается тонким полотном поролона и застилается прочной бумагой. Полувалик нужен для того, чтобы на него лицевой стороной положить произведение и среднюю его часть валом прижать к середине площади, на которую оно будет наклеено. Произведение кладут на полувалик, выравнивают, сверяют правильность совмещения условной оси произведения с пометками на штукатурке, чтобы точно приклеить его на прежнее место. С помощью винтовой подачи прижимают середину («ось») произведения к штукатурному слою. Затем прижимают края и проглаживают всю поверхность, продвигаясь опять-таки от середины к краям и плотно притирая участки холста валиком. Еще несколько раз проглаживают через лист бумаги теплым и холодным утюгами (ил. 69—71).


69. Ф. Г. Торопов. Родословное древо государей российских, 1883. Медальоны с изображениями написаны на холсте и наклеены на штукатурный слой. Орнаменты написаны по грунту на штукатурке

70. Повторная наклейка на штукатурный слой отреставрированного медальона

71. Регенерация лака, разложившегося в процессе дублирования и наклейки медальона на свод

После просыхания клея, спустя 2—3 дня, можно приступать к удалению профилактической заклейки.

Приклеивание к поверхности штукатурного слоя произведения, написанного на холсте, допустимо производить и другими клеющими составами. Воско-канифольную мастику для этой цели приготавливают в соотношении 1:1 (соотношения объемные). Предварительно этим же составом прокрывают поверхность штукатурного слоя или слой шпаклевки — операция осуществляется в два приема: 1) покрытие поверхности штукатурки мастикой; для этого ее разбавляют скипидаром или

пиненом, когда запах исчезнет — поверхность готова к приклеиванию холста; 2) в это же время поверхность холста проклеивают теплым 10%-ным осетровым клеем, после его просыхания наносят шпателем теплую, растопленную, не разбавленную скипидаром воско-смоляную мастику. Тыльную сторону холста произведения плотно прижимают к поверхности штукатурного слоя, притирают валиком, а затем проглаживают теплым утюжком через амортизирующую прокладку из плотной бумаги.

Мастику можно приготовить из лака 6-С, свинцовых белил и свинцового сурика. Полученную пасту шпателем наносят на обе поверхности (штукатурки и холста); поверхности совмещают и плотно притирают валиками через слой прокладки из бумаги.

Притирание и проглаживание всегда производится движениями от середины к краям: только так можно обеспечить вытеснение из-под холста воздушных пузырей.

______________

1) Реставрационные работы проведены бригадой художников-реставраторов экспериментальной СНРПМ Москвы под руководством А. М. Замощина и Г. В. Кузнецова.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.