ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

При тонировании и восполнении утрат масляной живописи пользуются масляными, реже акварельными красками фабричного производства, которые представляют собой смесь пигмента, масла и некоторых добавок для обеспечения качественности красочной пасты. При этом масляные краски иногда обезжиривают за счет частичного удаления масла и приготовляют масляно-лаковые краски. Что же касается сухих пигментов, то их добавляют лишь в этюдные масляные краски и в краски для малярных работ в целях повышения укрывистости и уменьшения блеска поверхности красочного слоя. Эффекта глянцевости или матовости красочного слоя добиваются также разжижением красок посредством различных разбавителей масел или посредством веществ, создающих эмульсии (воск, нашатырный спирт, хозяйственное мыло). Однако слишком сильное разжижение красочной смеси может привести к нежелательным последствиям: расслоению красочной смеси, изменению тона и фактуры восстановленного участка живописи и проч.

Некоторые масляные краски изменяются сами по себе: они высветляются или темнеют. Последнее свойство очень нежелательно, ибо потемневшая тонировка, а стало быть, и весь восполненный участок живописи, выступает темным пятном на фоне произведения, иногда сильно искажая его. Исправлять же потемневшие участки труднее, чем высветленные: последние можно дополнительно тонировать, делая лессировки поверх реставрационного красочного слоя. Что касается потемневшего участка, то теоретически его можно высветлить лишь за счет перекрытия пятна кроющими красками. Однако на практике это приводит к утолщению слоя, который начинает выступать рельефом над поверхностью живописи. Кроме того, поскольку все кроющие масляные краски по мере высыхания масляного или масляно-лакового связующего частично утрачивают кроющие свойства и становятся несколько прозрачными, темное пятно со временем вновь проявится на общем фоне живописи. Особенно заметно бывает это на светлых участках произведения — на глади изображения неба и на другом светлом фоне.

Если речь идет о свежем красочном участке, то изменение его тона происходит за счет пожелтения масляного или лакового (смоляного) связующего, изменения лучепреломления связующего, внутреннего расслоения — миграции пигментов вследствие различной дисперсности зерен красок в красочном слое.

Масляные связующие, как уже было сказано, окисляются и полимеризуются в процессе высыхания, т. е. превращаются из жидких эфиров высших жирных кислот в линоксин — твердое вещество. Линоксин постепенно темнеет и желтеет, изменяется коэффициент лучепреломления, а когда этот коэффициент сближается с коэффициентом преломления пигментов красок, краска воспринимается зрением как потемневшая (слой становится более прозрачным), утратившая первоначальную укрывистость. Это особенно характерно для таких кроющих красок, как свинцовые белила, свинцовый сурик и др.

Различие в дисперсности (величина зерна размола пигмента) при смешивании красок для получения нужного тона приводит иногда к «всплыванию» мелкодисперсного пигмента и «углублению» крупнодисперсного. В конце концов при стабилизации (высыхании) красок происходит изменение тона. Этому способствует еще и разная скорость высыхания смешанных в одну краску компонентов.

В реставрационных работах пользуются красками различного назначения и качества. Например, тонируют утраты и воссоздают утраченные фрагменты художественными масляными красками первой группы, а также акварельными красками. Масляные краски первой группы фабричного производства применяют в живописной части росписи, иногда — в орнаментальной. Для декоративной росписи употребляются в основном художественные краски второй группы — эскизные. Восстановление покраски стен под орнаментальные росписи и обрамления живописных панно осуществляется красками второй группы и малярными красками. Однако нет и не может быть запрета на одновременное использование красок разных типов. Так, для получения требуемого колера часто приходится добавлять краски первой группы к другим: ведь цветовой ассортимент красок первой группы значительно шире. К примеру, отечественная промышленность выпускает до 60 наименований художественных масляных красок (Ленинградский завод художественных красок — до 30), до 40 наименований эскизных красок (Ленинградский завод — до 30) и до 20—25 наименований малярных красок.

При изготовлении масляных красок первой группы в масло вводится небольшое количество смол, чтобы при пользовании неразжиженной краской фактурный мазок сохранял свою форму. Краски второй группы изготовляют без смол — они менее плотные, легко подвижные при разнесении, мазок не сохраняет четкости первоначальной фактуры. Смешение их с красками первой группы или добавление воска придает фактуре упругость. Светостойкость красок первой и второй групп на этикетке каждой краски обозначена одной (менее стойкие) или двумя (стойкие) звездочками, умеренно светостойкие — без звездочек. Художественные масляные краски выпускаются в свинцовых тубах, покрытых изнутри и снаружи слоем олова. Емкость туб от 9 до 46 см3. Художественные масляные краски второй группы расфасовывают в банки из белой жести или лакированной черной жести емкостью до 0,35 л. Малярные масляные краски продаются в банках черной жести емкостью 1—2 л. Сроки хранения художественных масляных красок до 3-х лет, малярных густотертых — 1 год, малярных готовых к употреблению — 6 месяцев.

Процесс высыхания отдельных красок I и II групп — пять—семь суток, большинства — 10—12 суток. А вот светостойкость многих красок первой группы выше, чем у красок второй группы и малярных. Срок высыхания густотертых малярных красок—10—12 часов (от пыли) и дольше, но не более 24 часов (полное высыхание). Малярные краски, готовые к применению, сохнут медленнее. Ускорение или замедление высыхания отдельных красок зависит от растворителей (разжижителей), смол и сиккативов, примешиваемых к краскам при пользовании ими (см. гл. 3).

Краски первой группы разбавляют пиненом, а для ускорения высыхания и придания им масляно-лаковых свойств к ним примешивают даммарный или акрил-фисташковый лаки, разбавленные пиненом. Однако добавление смолы на палитре — даже при хорошей размешанности краски — окажется неизбежно неравномерным в разных перемесах: это объясняется неодинаковой степенью разжиженности краски. Вот почему тонировки, даже соседние, будут по-разному сохнуть и изменяться.

Промышленные предприятия не изготовляют красок на масляно-лаковых связующих: срок хранения лаковых красок в первоначальной пастозности невелик. Сохранить пастозность на длительный срок невозможно: краски в тубах загустевают и отвердевают. Между тем масляно-лаковые краски имеют ряд существенных преимуществ перед чисто масляными (см. гл. 3). Поэтому художники-реставраторы из масляных красок заводского производства обычно сами делают для восполнения утрат живописи и тонировок краски на масляно-смоляных связующих, заменяя часть масла на лак промышленного изготовления. Для этого масляные краски выжимают из туб на пористый картон, фильтровальную бумагу, реже — на гипсовые пластинки. Краску распределяют ровным слоем и прикрывают тем же пористым материалом, причем довольно плотно. Когда материал насытился маслом, его меняют на сухой. Обезжиривание производят до тех пор, пока на поверхности пористого материала не перестанут появляться следы масла. Тогда краску мастихином переносят на мраморную или матовую стеклянную пластину и, постепенно добавляя лак, растирают курантом, доводя краску до первоначальной консистенции.

При тонировании и восполнении утрат красочного слоя масляной живописи, укрепленной полимерными смолами, целесообразнее использовать такие краски, которые в качестве связующего содержат аналогичные материалы, чтобы восполненные участки красочного слоя и реставрационная живопись составляли единое целое(1. В данном случае обезжиривание масляных красок проводится так, как только что было описано, а в качестве дополнительной части связующего вводят растворенные в органических растворителях те же синтетические смолы, а именно — 10% ПБМА в изопропиловом спирте, метилэтил-кетоне с добавлением уайт-спирита, 5% ПВБ в изопропиловом спирте с ацетоном и 8—10% безводный раствор СВЭДа в изопропиловом спирте с ацетоном. Соотношение растворов в среднем приблизительно 1:1:1. С растворами синтетических смол обезжиренную краску перетирают так же, как с лаками из натуральных смол. Приготовленную краску помещают в те же тубы, предварительно расправленные. Заметим, что выжимание краски из тубы и ее водворение обратно осуществляют, конечно, через тыльную сторону тубы, развертывая для этого ее загибы. Краску выжимают прокатыванием по тубе от верха (горлышка) до низа деревянным валиком: обычно используют деревянный черенок кисти большого размера. После этого с помощью того же черенка возвращают тубе трубчатую форму, выправляя ее стенки черенком, просунутым внутрь тубы. В расправленную тубу краску, перетертую с лаком, заправляют с помощью мастихина. Завертывают и зажимают трубку тубы так, как было сделано на заводе.

Нужный цвет для тонирования или восполнения утрат живописи получают за счет смешивания красок на палитре обычным способом. В смесь не рекомендуется вводить более трех красок. С увеличением количества красок в смеси возрастает опасность изменения цвета тонировки при стабилизации красочного слоя за счет перераспределения пигментов по причине, как уже говорилось, неодинаковой величины зерна и взаимных химических реакций между разными пигментами: свинцовые белила и крапплак, ультрамарин и кобальты (синий и фиолетовый), золотистожелтая «ЖХ» и капутмортум.

Иногда для выполнения подмалевка (по новому — реставрационному — грунту, не покрытому лаком) пользуются акварельными красками, даже если тонирование осуществляют масляными. Связующее акварельных красок в отличие от масел и смол масляных и масляно-лаковых красок не изменяется в цвете при высыхании. Кроме того, акварельные краски создают прозрачный лессировочный слой, который служит надежной основой для завершения тонирования масляными и масляно-лаковыми красками. Тонировки в таких случаях приобретают большую цветовую стабильность и легкость. При поиске нужного тона посредством смешивания акварельных красок на палитре (желательно белой пластмассовой или фаянсовой) следует избегать объединения более чем трех красок, а также красок с пигментами очень различной степени размола и взаимно химически реагирующих.

Густотертые масляные краски разбавляют до нужной консистенции скипидаром или пиненом. Обычно для декоративной настенной росписи к ним добавляют пчелиный воск, раствор мыла для снятия блеска, свойственного поверхности масляных красок, и придания матовости красочному слою. Иногда с этими же целями добавляют сухие пигменты, затертые на скипидаре, и другие компоненты (вплоть до животного клея с известковой водой), тем самым переводя масляные краски в эмульсионные — темперные. Достаточно разнообразные рецепты, основанные на многолетней практике, приводит в своем учебном пособии по настенной живописи А. А. Комаров.

В масляные краски добавляют воск — лучше в омыленном состоянии. Для этого его предварительно промывают (см. гл. 6) от примесей, распускают в пинене или скипидаре и добавляют аммиачную воду — нашатырный спирт (из расчета на 100 г воска — 200 г 25%-ного нашатырного спирта, предварительно разбавленного водой до 2—3% содержания аммиака; т. е. добавляется 1 л 2—3%-ного нашатырного спирта).

В густотертые масляные краски воск и клей (мездровый или рыбий) добавляют в состоянии эмульсий. Восковую эмульсию приготавливают следующим образом: мелко наструганный очищенный воск распускают в скипидаре или пинене, чтобы получить 10%-ный состав. Затем готовят такой же объем 2— 3%-ного раствора в воде аммиака. Составы сливают вместе и взбалтывают до получения однородной эмульсии.

Что касается масляно-клеевой эмульсии, то ее готовят так: получают 10%-ный водный состав мездрового или рыбьего клея, в него добавляют при постоянном перемешивании известковое молоко (1 объем известкового теста на 5 объемов воды). В другом сосуде натуральную льняную олифу разжижают скипидаром или пиненом из расчета 0,8 л разбавителя на 1 л олифы. Обе жидкости соединяют вместе и взбалтывают до получения равномерной эмульсии. Эта эмульсия имеет тенденцию к расслаиванию, т. е. отстаивается. Поэтому перед добавлением ее к колеру масляной краски она снова должна быть как следует взболтана.

Эмульсии омыленного воска или клее-масляные эмульсии, омыленные известью, добавляют к приготовленному колеру масляных красок из расчета 0,2—0,3 объема эмульсии на 1—1,5 объема краски. Если колер готовится из густотертых масляных красок, их предварительно разжижают скипидаром или пиненом до рабочей консистенции (от 0,2 до 0,5 скипидара на. 1л краски), доводя ее до густоты жидкой сметаны.

Снизить блеск масляной краски можно также путем добавления водного раствора хозяйственного мыла. 2%-ный раствор приготовляют из расчета 0,4—0,5 л мыльной воды на 1—1,5 л краски рабочей консистенции и тщательно перемешивают. Для получения же бархатистой поверхности в воско-масляные краски добавляют густо замешанный на скипидаре с олифой сухой пигмент (2 ч. олифы на 1 ч. скипидара или пинена). А. А. Комаров рекомендует две следующие рецептуры:

масляно-восковой колер

колер (из густотертых масляных красок)..................... 1,0—1,5 ч.

сухие пигменты................................................................0,5 ч.

скипидар...........................................................................0,15—0,5 ч.

воск пчелиный..................................................................0,1—0,15 ч.

олифа натуральная ........................................................0,025—0,1ч.

сиккатив........................................................................... 0,1 ч.

масляно-восковой колер с водой

колер из густотертых масляных красок, разбавленных скипидаром с воском (соотношение скипидара и воска— 3:1)..... 1,0 ч.

колер-паста из сухих пигментов, густо замешанных на скипидаре с олифой (соотношение

скипидара с олифой — 2:1) ............................0,5 ч.

вода ................................................................. 0,1 ч.

скипидар (до рабочей консистенции)………...0,3—0,5 ч.

При приготовлении красок с мыльной водой следует учитывать, что, высыхая, краски несколько темнеют. Если же краски, приготовленные на составах с включением воды, ложатся полосами и не укрывисты, нужно добавить олифы, разведенной скипидаром или пиненом. При избытке в краске сухого пигмента, добавленного в виде пасты на скипидаре, она получается жесткой для работы кистью, стало быть, в приготавливаемом колере необходимо увеличить количество скипидара. В случаях, когда при высыхании колера обнаруживается его пониженная прочность, это свидетельствует о недостатке в краске олифы, которую и следует добавить. Напомним, что сразу же после приготовления колера нужно сделать пробную накраску, чтобы проверить все качества колера и по необходимости внести в него недостающие компоненты.

Краски для тонирования и восполнения утрат красочного слоя живописи, декоративной росписи или малярной покраски наносят кистями на подготовленную — прогрунтованную, тщательно выровненную, пропитанную маслом или покрытую лаком — поверхность. Только под тонирование акварельными красками поверхность грунта ничем дополнительно не обрабатывают.

1)Составы для укрепления красочного слоя и для перетирания масляных красок разработаны и внедряются в практику художником-реставратором В. П. Бурым.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.