ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

К загрязнениям относятся твердые частицы минеральной или органической пыли, осевшие из засоренного воздуха, и продукты неполного сгорания органических веществ. Такие загрязнения обычно располагаются равномерно, сплошными слоями, что является следствием специфической эксплуатации помещения и его микроклимата. Кроме них существуют загрязнения, располагающиеся пятнами, отдельными участками, — живые и засохшие наросты мицелия плесневых грибов и их споры, птичий помет, брызги от клеев, масел, смол, красок на различных связующих и другие загрязнения, происхождение которых подчас трудно определить.

Среди перечисленных загрязнений большинство имеет кислотные или щелочные свойства, поэтому они вступают в химические реакции обмена с материалами защитных покрытий, связующими масляных красок, даже с пигментами красок, что, естественно, ведет к разрушению произведения живописи на отдельных участках. Загрязнения, имеющие щелочные свойства, наиболее опасны для защитных покрытий — смоляных, масляно-смоляных, олифных пленок: ведь материалы защитных покрытий, пленки — это чаще всего эфиры органических кислот. Сразу же следует сделать одну оговорку, предупредив о неприемлемости составов с активными щелочными свойствами и для удаления поверхностных загрязнений. К таким составам относятся некоторые стиральные порошки и другие моющие средства, используемые в быту. Применяя их для промывки загрязненной поверхности настенной живописи, вместе с загрязнениями смывают обычно и защитный лаковый покров, и даже верхний слой живописи — особенно тогда, когда те содержат мало связующего (оксидированного масла) и в них преобладают легко разрушаемые мягкие смолы (основа лаковых разбавителей красок). А ведь именно такими смолами в качестве связующих для лессировок пользовались и продолжают пользоваться художники на завершающем этапе создания произведения. Более того, щелочи разрушают и пигменты красок, разумеется тех, которые не стойки к их воздействию.

Перед началом реставрационных работ следует наметить такую программу удаления поверхностных загрязнений, которая позволяла бы пользоваться различными средствами применительно к собственно живописи, орнаментальному декору и малярным покраскам, которые могут быть выполнены масляными красками на разных связующих по одной и той же основе. Ведь связующее масляных красок в каждом конкретном случае имеет специфический состав.

Для удаления поверхностных загрязнений можно использовать жидкости различного состава, важно лишь, чтобы они имели нейтральную или слабощелочную среду. Было бы крайне целесообразным предварять подбор составов определением щелочности или кислотности среды загрязнений. Для этого нужно осторожно, не затрагивая слоя покровного лака, снять скальпелем часть загрязняющего вещества и сдать его в химическую лабораторию для исследования.

Одновременно с удалением поверхностных загрязнений (а иногда и предварительно) рационально провести обработку живописи антибиотиками, если имеются следы поражения ее плесневыми грибами и бактериями, которые, как правило, вызывают разрушение ряда материалов живописи (см. гл. 8). Проводить антибиотическую обработку пораженных участков лучше до удаления поверхностных загрязнений и вообще до начала реставрационных работ, чтобы не распространять споры с пораженных участков по всему произведению.

Удаление загрязнений с поверхности лакового покрова, реже — с поверхности красочного слоя, осуществляется с помощью водных эмульсий. Они приготовляются из порошков и эмульсий моющих средств, твердых мыл, выпускаемых отечественной промышленностью, из спиртов и других органических растворителей. Бывают случаи, когда загрязнения (обычно после пожаров) сплавляются с покровной лаковой пленкой, тогда их удаляют вместе со слоем покровного лака.

Моющие средства отечественная промышленность выпускает преимущественно в порошках и густых эмульсиях — названия варьируются в зависимости от состава и предприятия, которое их производит. Пользоваться такими моющими средствами следует с осторожностью, поскольку на упаковках обычно не указывается ни состава, ни щелочности средств. Между тем средствами, содержащими растворы активных щелочей, пользоваться нельзя, и всем известны печальные результаты нарушения этого запрета. Щелочи впитываются из водных растворов, оседают в порах красочного и штукатурного слоев и вступают в химические реакции с пигментами красок, изменяя медленно, но безвозвратно их тональность и даже цвет. Что же касается масляной живописи, то она — в отличие от фресковой, темперной и клеевой — сама образует малопроницаемый для жидкостей слой. Так что проникновение щелочей через защитную пленку и самоуплотненный красочный слой несколько затруднено, но полностью не исключается. Однако редко встречаются произведения масляной живописи без растрескиваний — кракелюров различной глубины: через них-то, а также через микропоры лакового и красочного слоев и впитываются моющие средства. Ведь основу последних составляют поверхностноактивные вещества, усиливающие проникновение водного раствора во внутренние слои произведения. Между тем подбор моющих средств обычно осуществляется художником опытным путем, часто без проверки их на щелочную активность. Может быть, поэтому следовало бы проводить химическую экспертизу порошков, мыл, эмульсий в лабораториях реставрационных организаций, с тем чтобы довести ее результаты до сведения реставраторов. Пока же такая экспертиза не делается, сами художники-реставраторы перед началом работ должны проводить проверку моющих средств на химическую активность. При этом лучше всего пользоваться имеющимися в продаже «Универсальными индикаторными бумагами рН от 0 до 12». Они представляют собой фильтровальную бумагу, нарезанную тонкими полосками и пропитанную универсальным индикатором (отсюда их желтый цвет). На упаковке есть инструкция по их применению, а главное — эталонная шкала окраски индикаторной бумаги в зависимости от интенсивности кислотной или щелочной реакции (рН): желтая окраска (в центре шкалы) соответствует нейтральной реакции (рН 6), окраска от оранжевого до красно-фиолетового (влево от центра) — кислотной реакции (рН от 5 до 7), окраска от зеленого до синего — щелочной реакции (рН от 7 до 12). А порядок определения среды несложен: достаточно налить немного воды в чисто вымытую стеклянную посуду малой емкости (вода сама по себе часто оказывается слегка щелочной или кислотной, что сразу фиксируется индикаторной бумажкой), высыпать и растворить в воде порошок или распустить эмульсию. Если нужно проверить мыло, его лучше всего настрогать как можно мельче. Насыпать в воду порошки непосредственно пальцами не рекомендуется: полагается пользоваться совочками или (за неимением их) чистым листом бумаги, сложенным совочком. Ни в коем случае нельзя касаться руками и самих индикаторных бумажек — иначе к среде определяемого вещества примешается среда загрязненной поверхности кожи пальцев. После всех операций следует тщательно размешать смесь стеклянной палочкой и взболтать содержимое, затем пинцетом извлечь индикаторную бумажку из упаковки, погрузить в эмульсию, вынуть и сопоставить ее с цветовой шкалой. У наиболее нейтральных эмульсий допустимо повышение рН на 1-2 деления: такие эмульсии не приведут к изменению химического состава (а следовательно, и к ощутимому разрушению) защитной пленки, связующего, пигментов масляных красок. Подобные средства с низкой щелочной средой принято называть нейтральными моющими средствами; таковы «Детское» мыло (оно почти не содержит свободной щелочи, как другие мыла), порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М», имеющие слабо щелочные свойства. Напротив, такие порошки, как «Кристалл», «Лоск», «Био-С», обладают повышенной щелочностью, а «Био-С», кроме того, содержит биодобавки — энзимы, которые способствуют расщеплению белков, стало быть, их тем более нельзя применять, если произведение написано по клеевому или эмульсионному грунту.

При наличии в загрязнениях плесневых грибов в составы для промывки добавляют антибиотики. Например, в составы с мылами — катапин бактерицидный 1%-ный или катамин АБ 1—2%-ный.

Если реставраторы сами составляют эмульсию, широко применяемую в практике работы с масляной живописью (из воды, этилового спирта, пинена, иногда с добавлением сырого растительного масла — подсолнечного или льняного — и гидрата окиси аммония, называемого в быту аммиаком или нашатырным спиртом), то после добавления его (нашатырного спирта) также следует проверить рН этой эмульсии. Дело в том, что масла (эфиры кислот жирного ряда) и гидрат окиси аммония образуют жидкое мыло, эмульгированное в воде. Поэтому добавлять нашатырный спирт нужно очень осторожно, учитывая, что раствор гидрата окиси аммония поступает в продажу в разной концентрации, стало быть, полагаться на бытующие в практике рекомендации (добавляя по 1-2 капли на 100 мл жидкости) нельзя.

Подбор состава моющих эмульсий для удаления поверхностных загрязнений всякий раз производится экспериментальным путем — методом пробных промывок. Основной принцип здесь состоит в том, чтобы добиться такого состава, который смывал бы загрязнения, но не разрушал слой защитного лакового покрытия, а при отсутствии его — связующее масляной живописи. Состав же, смывающий лишь загрязнения (не повреждая поверхности защитного и красочного слоев), окрашивает тампон только в серо-черный цвет. Любой дополнительный цвет (обычно желтый) свидетельствует о растворении защитного лакового покрытия.

Наиболее употребительны в реставрационной практике следующие составы:

1) этиловый спирт — от 1/5 до 1/2 части по отношению к воде;

2) вода ...................................45%

пинен........................................45%

этиловый спирт ....................10%

и другие их соотношения;

3) вода ....................................50%

пинен.........................................25%

этиловый спирт .....................25%

Часто используют и 4-й состав — с добавлением в 3-й растительного масла в равном количестве с пиненом или этиловым спиртом и очень небольшого количества нашатырного спирта: при ограниченных объемах состава добавляется всего несколько капель с учетом содержания в нем гидрата окиси аммония, которое варьируется в пределах от 3% до 25%. После удаления загрязнений обработанный этим составом участок протирают тампоном, смоченным растительным маслом или смесью растительного масла с пиненом 1:1 (ил. 35,50).


35. М. В. Нестеров. Путь к Христу. Процесс удаления загрязнений

50. Доминико Скотти. Ангел с бубном. 1805. Роспись купола церкви Троицы. Процесс удаления поверхностных загрязнений

Для тех же целей используют и довольно густую эмульсию типа пасты, которую приготовляют:

«Детское» мыло (мелко настроганное) .... 1 кусок

вода.....................................................................2 л

питьевая сода (двууглекислая) ..................... 10—15г

глицерин .........................................................5—1 мл

После удаления этой пасты обработанный участок промывают водой и протирают—сначала насухо, а затем тампоном, смоченным составом:

пинен ................................................................. 2—3 ч.

этиловый спирт.................................................. 1ч.

растительное масло ............................................. 1—2 ч.

Из моющих средств, выпускаемых промышленностью, для удаления загрязнений применяют также водную эмульсию «ОП-7». Это полиэтиленгликолевый эфир изооктилфенола — вещество, близкое к нейтральному, в сочетании с водой (5%-ный состав). Иногда его сочетают и с небольшим количеством нейтрального растворителя — толуола. Соотношение подбирают в ходе эспериментальных пробных промывок.

Из других моющих средств приготовляют водные эмульсии 5—10%-ного состава. К ним относятся: порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М» и проч. Если после промывки поверхность приобретает матовость, это свидетельствует о нарушении верхнего слоя защитного лакового покрова или, что представляет большую опасность, об отсутствии на поверхности красочного слоя лакового покрова и, следовательно, о разрушении связующего масляной живописи в ее верхнем слое. Такой участок следует протереть составом из пинена, этилового спирта и растительного масла или только из пинена и растительного масла в соотношении 4-5 ч. на 1 ч. масла.

Процесс удаления загрязнений начинают только после проведения всех консервационных работ: укрепления грунта и красочного слоя, подведения грунта и шпаклевки в местах утрат красочного слоя и грунта, с тем чтобы промывающий состав не проникал под красочный слой. Кроме того, во время удаления излишков клеевых водных составов или воско-смоляных эмульсий часть загрязнений смывается вместе с ними (ил. 66).


66. Деталь того же плафона. После удаления загрязнений оставлен контрольный участок

Подбор состава для удаления загрязнений проводят, как сказано выше, опытным путем, опробуя этот состав на неответственных участках произведения — на фонах, желательно светлого тона, на второстепенных частях изображений (например, складках одежд в световых местах их моделировки). На теневых участках заниматься апробацией составов опасно: здесь легко смыть лессировки, особенно если отсутствует слой защитного лака. Однако, подбирая состав, следует помнить, что световые участки моделировок объемов в живописи часто имеют фактуру, а это препятствует равномерному удалению загрязнений. Тем не менее состав должен «работать» равномерно: не удалять лак с выступающих над поверхностью мазков и не оставлять загрязнений во впадинах между отдельными фактурными мазками. И, конечно же, при подборе состава ни в коем случае не следует проводить пробы на лицах и других ответственных (в том числе и центральных) участках живописи. Однако практика показывает, что начинающие и малоопытные реставраторы часто выбирают для пробных промывок и удалений лака именно эти, самые ответственные участки изображений — особенно лики (деля их пополам), что свидетельствует о чрезвычайно низком уровне квалификации исполнителя работ.

Пробная промывка всегда делается только ватным или ватно-марлевым тампоном. Сначала тампоном, смочив его в эмульсии, проводят черту и смотрят на его окраску. Если она оказывается серо-черной, значит, тампон испачкан лишь поверхностными загрязнениями и можно продолжать смывать их вращательными движениями тампона. При пользовании полужидкой пастой (например, с мылом) ее наносят на нужный участок кистью, выдерживают в течение нескольких минут, а затем тампоном снимают загрязнения, после чего другим тампоном, смоченным в чистой воде, промывают участок от остатков загрязнений и моющего состава. Потом протирают участок сухим тампоном, чтобы на поверхности произведения не осталось вещества промывки.

После того, как состав для промывки от загрязнений и средства обработки пробного участка, которыми можно воспользоваться по окончании процесса удаления, подобран, имеет смысл приступать к работе по всей поверхности живописи. Действовать следует систематично, не разбрасываясь по участкам, иначе положительного результата не добиться. Поверхность может получиться пятнистой, а исправлять неровности весьма затруднительно.

Кроме тампонов для удаления загрязнений пользуются щетинными круглыми кистями, щетинными щетками, натуральными и поролоновыми губками, которые подбираются в соответствии с масштабами и фактурой живописи.

Если на отдельных участках промытой от загрязнений поверхности остаются точечные черные пятна особенно прочных частиц загрязнений, удалять их целесообразнее всего механическим путем острым медицинским скальпелем. При этом нужно внимательно следить за тем, чтобы не повредить целостность защитного слоя лака. Иногда прочные загрязнения удаляют, предварительно размягчив их. Используют для этого нейтральные органические растворители или составы из них (см. гл. 8, § 3). Подобранный состав тонкой мягкой кисточкой наносят лишь на само загрязнение.

Участок пробного удаления загрязнений и соседствующий с ним, еще не тронутый промывкой, полагается зафиксировать на фотографии как для утверждения методики промывки, так и для составления общей документации по реставрации данного произведения монументальной живописи или всего интерьера в целом.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.