ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Приготовляют их из очищенного воска и мягких смол (канифоли, даммары, мастикса, мягкого копала) и разбавляют до получения рабочей пасты пиненом или скипидаром.

Воск пчелиный по своему химическому составу — природная смесь сложных эфиров высших жирных кислот (церотиновой, милиссиновой, карнаубской) и высших спиртов (мирицилового, церилового, цетилового и карнаубского). Кроме того, он содержит некоторое количество жирных кислот, углеводородов — последние вместе со спиртами образуют неомыляемую часть воска.

Пчелиный воск обычно содержит и большое количество различных примесей: остатков меда (глюкозы, левулозы и др.), которые имеют слабую кислотную реакцию, механические примеси в виде пыльцы растений и т. п. Очистка воска от примесей производится промывкой расплавленного воска чистой водой (кипячением воска в воде, в которой растворяются некоторые органические примеси) и процеживанием для очищения от осевших механических примесей. Чем воск старее, тем многократнее следует его промывать. Отбелку производят выдерживанием промытого и настроганного воска на солнце с периодическим смачиванием его водой.

Очищенный воск размягчается при температуре 30—40°С, а при 61—63°С плавится. Чистый воск — химически нейтральное вещество, не изменяющее своего состава и свойств в течение столетий. В воде воск нерастворим, поэтому он не разрушается при воздействии на него водяного пара и атмосферной влаги. Он обладает значительной кислотостойкостью, но эмульгируется в водных растворах щелочей. Воск растворяется при медленном нагревании в терпеновых углеводородах (скипидаре и пинене), в бензине и хлорированных углеводородах (дихлорэтане, трихлорэтилене, четыреххлористом углероде, хлористом метилене) и ароматических углеводородах (бензоле, ксилоле, толуоле). В этиловом спирте растворяется только при длительном нагревании. При испарении растворителей воск кристаллизуется.

Различается три сорта воска. Воск первого сорта имеет однородную окраску белого и светло-желтого цвета, приятный медовый запах. Не содержит посторонних примесей. Структура в изломе мелкокристаллическая. Воск второго сорта имеет более темную окраску. Посторонних примесей не содержит. В изломе куска окраска неоднородная, что вызвано отстоем. Однако отстой не должен превышать половины толщины куска. Воск третьего сорта — темно-коричневый или серый. По структуре неоднороден. Высота отстоя — более половины толщины куска.

Для укрепления красочного слоя можно использовать воск первого сорта и воск второго сорта, который перед этим следует дополнительно несколько раз промыть в горячей воде и отбелить на солнце. Если во время промывки воска в воду добавить квасцы, то повысится его твердость и температура плавления. Известный отечественный технолог по живописи и ее материалам Д. И. Киплик в начале XX века проводил опыты по промывке и отбеливанию воска для получения так называемого пунического воска. В результате образовался твердый продукт, плавящийся лишь при 100°С.

Но не всегда реставраторам приходится пользоваться воском, соответствующим ГОСТу, — иногда они вынуждены работать с воском случайного приобретения. Поэтому нужно уметь определить пригодность такого воска для реставрационных работ. В воске могут оказаться следующие примеси, не определимые по его внешнему виду: сало, парафин, стеарин и реже — смолы. Самый примитивный способ определения примесей состоит в разминании и растирании воска пальцами. Чистый воск при разминании становится пластичным, липким, однако от него не должны пачкаться пальцы. Если при сдавливании он склеивает пальцы и пачкает их, значит, в нем содержатся смолы. Или, предположим, при раскатывании и растягивании он не вытягивается в нить, стало быть, содержит парафин. Когда он легче размягчается в пальцах, становится липким и очень мягким, содержит примесь сала. О примеси стеарина свидетельствует повышенная хрупкость холодного воска.

Мягкие смолы. Для составления воско-смоляных мастик используют мягкие смолы: канифоль, даммару, мастике, мягкий копал. К мягким относятся смолы, которые начинают размягчаться при температуре от 55 до 100°С и плавятся (становятся текучими) от 80 до 190°С. Твердые смолы начинают размягчаться при температуре 190—300°С. Их добывают из различных пород древесины. По структуре они представляют собою твердые, аморфные, стекловидные вещества, размягчающиеся и плавящиеся при повышении температуры. В воде не растворяются, набухают и растворяются в некоторых органических растворителях.

Канифоль — самая доступная и дешевая смола из применяемых для изготовления мастик с целью укрепления красочного слоя живописи. Канифоль хорошо растворяется в скипидаре, пинене, ацетоне, бензоле и в абсолютном этиловом спирте, а также в этиловом эфире. Хуже растворяется в бензине, керосине, фуроле. Растворяется в водных растворах щелочей и концентрированной уксусной кислоте. Температура размягчения канифоли 52— 70° С, плавится при 80—120°С.

Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот (абиетиновой, неоабиетиновой и пимаровой), что обусловливает высокое кислотное число канифоли(1, равное 150—175 единицам. Названные кислоты обладают свойствами самоокисления, отчего происходит интенсивное коричневение смолы, а следовательно, и состава на ее основе. Канифоль характеризуется низкой влагостойкостью и по сравнению с другими смолами очень хрупка, но в составах с воском эти ее качества компенсируются. С гидратом окиси кальция (гашеной известью) — основной составной частью штукатурного слоя — вступает в химическую реакцию с образованием нерастворимого в воде нейтрального мыла. Нерастворимые в воде мыла образуются также из жирных кислот, содержащихся в воске. Такое превращение обеспечивает прочность укрепления слоя масляной живописи на поверхности известковой штукатурки.

Даммара. Эта смола представляет собой кусочки округлой формы с белой мучнистой поверхностью: бесцветные или слегка желтоватые, в изломе стекловидные. Температура плавления 85—100° С, растворяется в скипидаре и пинене, хлорированных углеводородах (дихлорэтане, трихлорэтилене, четыреххлористом углероде, хлористом метилене). В этиловом спирте растворяется не полностью, в растительных маслах — при нагревании. Из всех смол, используемых для укрепления красочного слоя масляной живописи, имеет самое низкое кислотное число (25—30), так как содержит мало свободных кислот. Она состоит из 23% даммаровой кислоты, 40% альфа-даммар-резена (растворимого в этиловом спирте) и 22% бета-даммар-резена (нерастворимого в этиловом спирте). Даммара устойчива к пожелтению, невлагостойка, как большинство мягких смол. Высокую стойкость к влаге ей придает добавление воска или высыхающего масла, что весьма важно при воско-смоляных укреплениях.

Для составления воско-смоляных мастик обычно пользуются даммарным лаком, изготовленным заводским способом. Он представляет собой прозрачную, светлую жидкость, состоящую из 30% раствора даммаровой смолы в пинене. Лак от атмосферной влаги иногда мутнеет, происходит выпадение смолы из раствора. Перед пользованием такой лак следует погреть в песочной или водяной бане (в прикрытом от попадания влаги сосуде). Появление на дне флакона коричневого осадка — результат осмоления скипидара. Для составления мастики можно использовать и раствор в этом состоянии, правда, перед применением светлую часть даммарного лака следует осторожно слить, чтобы избавиться от осадка.

Мастике. Отвердевшая смола, сохраняющая эластичность. Имеет слегка желтую окраску, прозрачна. Температура плавления 75—95° С. Растворяется в скипидаре (пинене), этиловом спирте, ацетоне и неполностью в петролейном эфире. При старении смола желтеет и коричневеет, становится хрупкой, от влаги мутнеет и деструктируется. Кислотное число в два раза выше, чем у даммары, 50—75. Добавление воска или высыхающего масла повышает прочность и влагостойкость, что позволяет использовать мастике для укрепления красочного слоя масляной живописи, но, в силу упомянутых недостатков, состав его уступает воско-даммарной мастике.

Для воско-смоляных мастик используют мастичный лак, выпускаемый промышленностью, — это 30% греческая смола в пинене. Покоричневение раствора происходит от потемнения смолы и осмоления пинена. Смола повторно не высветляется. От укрепления красочного слоя масляной живописи воско-мастичной пастой целесообразнее воздерживаться.

Мягкий копал. В отличие от копаловых смол (веществ, твердых от длительного залегания в земле) мягкий копал представляет собой смолистый сок — бальзам, естественный раствор смолы из древесины растений, произрастающих в Южной Америке и на некоторых островах Индийского океана. Температура плавления манильского копала 103—120°С. Австралийский, новозеландский и новокаледонский копалы называют «каури»: температура их плавления от 111—115°С до 140°С. Размягчаются они в отличие от твердых (ископаемых) копалов при нагревании в воде до 75— 80°С. Растворяются в маслах при нагревании, и только некоторые — в органических растворителях и спиртах.

Для приготовления воско-копаловой мастики пользуются 20%-ным копаловым лаком, заводского производства, состоящим из 20 весовых частей копала, 40 в. ч. отбеленного рафинированного льняного масла и 40 в. ч. пинена.

Воско-смоляные мастики в отличие от чистого воска представляют собой после застывания более твердую и стойкую к повышенной температуре массу. Рабочий состав мастики готовят в два этапа: 1) раздельное распускание смолы и воска в растворителе, 2) соединение их. В закрытом крышкой сосуде на водяной или песчаной бане очищенный и настроганный воск распускают в пинене или скипидаре. Можно распустить воск и в холодном растворителе, а затем прогреть на бане.

Отдельно в пинене, тоже на водяной бане, распускают канифоль, предварительно растертую до порошкообразного состояния в фарфоровой ступке. Раствор, если в нем заметны примеси мусора, следует процедить, пока он не остыл.

Распущенный в пинене воск вливают в раствор канифоли или в лаки фабричного производства. При вливании получаемый состав следует перемешать. Сосуд накрывают крышкой и ставят на водяную баню до получения однородной массы.

В процессе приготовления воско-смоляных составов необходимо соблюдать большую осторожность, потому что пинен и скипидар легко возгораются. Даже одна капля скипидара или пинена, попавшая на электроплитку, может вспыхнуть и вызвать загорание всей массы, находящейся в сосуде. Горящая масса легко растекается, распространяя огонь. Чтобы погасить пламя, нужно полностью прикрыть его специальной асбестовой тканью. Если состав вспыхнет только в открытом сосуде, то сосуд следует немедленно и плотно накрыть крышкой и отставить подальше от электроплитки.

Наиболее распространенные рецепты составов:

воск.......................................100 г

канифоль............................50—60 г

пинен ...................................100 г

воск.......................................60 г

канифоль............................30 г

пинен ...................................100 г

воск......................................100 г

даммарный лак 30% ..... 100 мл

пинен ..................................100 мл

воск......................................100 г

копаловый лак..................100 мл (2

пинен ..................................100мл

Использование мастики с копаловым лаком придает укрепленному красочному слою большую стойкость ко всем неблагоприятным внешним воздействиям, которые в принципе могут испытывать произведения живописи.

В Украинской республиканской СНРПМ разработаны дифференцированные воско-смоляные составы для работы с произведениями, обнаруживающими различные разрушения красочного слоя(3. Для укрепления красочного слоя вместе с отслоившимся от штукатурного слоя грунтом украинскими специалистами предлагаются такие составы:

воск..............................100 г

лак ...............................100мл

пинен ...........................100 мл

При отставшем плотном красочном слое фактурной живописи:

воск..............................150 г

лак.............................. 100 мл

пинен ..........................300—400 мл

При мелком шелушении красочного слоя:

воск..............................150 г

лак...............................100 мл

пинен ..........................600 мл

Укрепление красочного слоя воско-смоляными мастиками дает хорошие результаты после предварительного укрепления деструктированной штукатурки ПХВ (ил. 26, 27).


26. Шелушение красочного слоя на деструктированнои штукатурке

27. Тот же фрагмент после укрепления штукатурного слоя посредством ПХВ, а красочного — воско-смоляной мастикой

Для укрепления позолоты используют только очищенный воск, распущенный в пинене или скипидаре, без добавления смол.

Воско-смоляные мастики также применяются при укреплении красочного слоя произведений живописи на различных основах: металлических, деревянных и холстяных. На двух последних — при условии, что грунт не содержит мела (мел темнеет) и что его связующее — масляное или клее-масляное. К живописи на клеевых грунтах лучше применять водоэмульсионные составы.

Много рецептов воско-смоляных мастик для укрепления красочного слоя станковой масляной живописи приведено в статье В. Н. Карасевой. Рецептура была разработана в ГЦХРМ (ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря). Поскольку монументальные декоративные произведения на всех основах, кроме штукатурных, по технологическим особенностям не отличаются от произведений станковой живописи, постольку составы и методики, рекомендуемые для станковой живописи, те же.

Процесс укрепления воско-смоляной мастикой может проводиться двумя способами. Первый пригоден тогда, когда красочный слой отстал, но деформирован не сильно. В этом случае состав, разогретый до 60°С, наносится широкой кистью на поверхность красочного слоя. В тех местах, где этого недостаточно, состав медицинским шприцем подводят под отставшие частицы. На красочный слой накладывают тонкую фторопластовую пленку или бумагу-восковку и проглаживают электропаяльником с пониженным нагревом и со специальной медной насадкой. Второй способ — для случаев, когда красочный слой сильно деформирован. Тогда необходимо предварительно размягчить его. Для этого на кальку-восковку флейцем наносится теплая воско-смоляная мастика. Под отдельные участки отставшего красочного слоя подводится небольшое количество мастики. Лист кальки прикладывается смазанной стороной к поверхности живописи. Слегка приглаживается к укрепляемой поверхности, осторожно, чтобы не поломать красочный слой. Через сутки-двое, когда красочный слой размягчится, его сквозь слой фланели, положенной поверх кальки-восковки, проглаживают утюжками (с терморегуляторами). Если отставшие участки невелики, проглаживание производят металлическим (медным) наконечником, закрепленным на паяльнике с пониженным нагревом (ил. 74).


74. Та же роспись. Процесс укрепления и исправления деформации красочного слоя и грунта

На участки очень сильно разрушенного красочного слоя можно наносить горячий жидкий состав. Например, при реставрации живописи в Исаакиевском соборе на отдельные участки красочного слоя пульверизировали состав из 35% воска, 5% смолы и 60% пинена или уайт-спирита. Через несколько часов после пульверизации эти участки проглаживали теплым утюжком. В отдельных местах, где укрепление не дало положительных результатов, мастику подводили с помощью шприца.

Второй способ применяют в тех случаях, когда красочный слой сильно деструктирован и деформирован от недостатка связующего. Тогда его предварительно обрабатывают составом из отбеленного рафинированного льняного масла, даммарного лака и пинена:

масло ..................................1ч.

лак ........................................0,5 ч.

пинен ...................................2 ч.

Состав наносится в теплом состоянии на поверхность красочного слоя с помощью широкой кисти или пульверизатора. Когда испарится пинен, проводят укрепление красочного слоя первым способом.

В процессе проглаживания, если оно проводится через лист кальки-восковки и слой фланели, бумагу осторожно отделяют от поверхности красочного слоя, пока мастика разогрета. Излишки расплавленной мастики нужно убирать марлей или мягкой тряпочкой (стираной ветошью), слегка увлажненными скипидаром или пиненом. После этого внимательно проверяют результат укрепления. Первое укрепление обычно не обеспечивает полной подклейки каждой частицы красочного слоя, поэтому часто проводится повторное локальное укрепление.

Методика воско-смоляного укрепления красочного слоя масляной живописи хорошо зарекомендовала себя как в отапливаемых, так и в неотапливаемых помещениях. Очистка воска от примесей, правильный выбор смолы и скрупулезность реставраторов — залог хорошего результата в работах такого рода.

Однако воско-смоляная мастика, как и каждый применяемый в реставрации материал, отнюдь не должна считаться универсальным средством. Во-первых, она не пригодна для укрепления росписей на клее-меловом грунте, который темнеет при пропитке его воско-смоляной мастикой (ил. 28а, 28б).


28a. Укрепление шелушащегося красочного слоя СВЭД-50

28б. Та же процедура, осуществленная посредством воско-канифольной мастики

Во-вторых, воско-смоляной мастикой нежелательно пользоваться в тех случаях, когда живопись подвержена прямому воздействию солнечных лучей (особенно в южных широтах).

_____________

1) Кислотное число характеризуется количеством миллиграммов едкого кали, затрачиваемого для нейтрализации раствора 1 г смолы. Оно является одним из самых главных показателей пригодности смол для работы с ними.

2) Примерный состав копалового лака Ленинградского завода художественных красок в весовых частях: копала — 20, масла — 40, растворителя (пинена) — 40 (Каталог-справочник. Л., 1964. С. 103).

3) Используют преимущественно даммарный лак, за неимением его — мастичный, в последнее время при отсутствии их пользуются пихтовым.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.