ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Коллагеновые клеи — большая группа белковых (животных) клеев — широко используются при создании и реставрации произведений масляной живописи. Клеи такие часто называют животными — и в какой-то степени это правильно, но клеев животного происхождения множество. В реставрационной практике используют главным образом осетровый клей — лучший из группы рыбьих клеев, а из мездровых клеев в настоящее время предпочитают желатин как наиболее чистый (содержащий мало примесей) продукт, выпускаемый промышленностью. Во ВНИИР разработана методика получения высококачественных мездровых клеев, которые применяют при реставрации пергаментов и икон. Но для монументальной живописи изготовление такого клея нереально: не те площади производства реставрационных работ.

В монументальной живописи коллагеновые клеи широко используются при работах с древесными, холстяными и даже известковыми основами. Пищевая желатина поступает в продажу в состоянии готового высушенного продукта, а осетровый клей — в виде полуфабриката. Поэтому остановимся на его приготовлении для реставрационных целей: от соблюдения правил приготовления зависит эффективность реставрационных работ (ил. 24, 25).


24. Шелушение красочного слоя

25. Красочный слой, укрепленный осетровым клеем

Приготовление осетрового клея. В качестве сырья используются внутренние стенки плавательного пузыря осетровых рыб, прошедшие специальную обработку. Поступают в продажу в виде светлых полуматовых неровных пластин. Пластины размельчают, отвешивают определенное количество и замачивают в холодной дистиллированной воде до размягчения (за 12—16 часов). Воду сливают. Разминают пластины до кашеобразного состояния. Снова кладут в сосуд и заливают отмеренным количеством свежей дистиллированной воды. Сосуд помещают на водяную баню и постепенно повышают температуру до 60°С при постоянном перемешивании состава. Подогреваемый в воде коллаген клея переходит в глютин. Для отделения глютинового клея от остатков плавательного пузыря отвар процеживают через марлю или капроновую сетку. Чистый отвар клея замеряют и определяют испарившееся количество воды. Недостающее количество дистиллированной воды отмеряют в другой сосуд, в ней распускают антисептирующий порошок или жидкость одного из составов четвертичных аммонийных солей (ЧАС) в таком количестве, чтобы получить от 0,5 до 1% антисептика по отношению к навеске сухого клея.

Для пластифицирования в коллагеновые клеи добавляют пчелиный мед. Максимальная его добавка равняется весу сухого количества клея (соотношение не более чем 1:1). Мед добавляют в приготовленный клей после введения в него антисептика. При большем добавлении меда сильно уменьшается прочность клеевой пленки. Со временем эластичность клеевой пленки с медом снижается за счет кристаллизации Сахаров (глюкозы и сахарозы), особенно значительно — в помещениях с пониженной влажностью. В помещениях с повышенной влажностью эластичность пленки снижается медленно и незначительно.

Поливиниловый спирт (ПВС) с добавлением глицерина заметно улучшает эластичность клеевой пленки даже в помещениях с пониженной влажностью. ПВС — синтетический, бесцветный, водорастворимый полимер. Он пластифицируется водой и глицерином. Между ПВС и пластификаторами возникают водородные связи, что и способствует длительному сохранению эластичности даже при пониженной влажности. Наиболее пригодна клеевая пленка, полученная на основе следующего соотношения: 1 весовая часть сухого клея, 0,5 в. ч. сухого ПВС и 0,2 в. ч. глицерина. Сравнительные испытания различных составов клеевых пленок и разработка рецептур проведены в 50-е годы в ГЦХРМ (современное название — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря — ВХНРЦ). Приготовление проводится следующим образом: на 100 г сухого коллагенового клея берут 50 г порошка ПВС. Порошок пересыпают в эмалированную посуду, заливают 200—255 мл дистиллированной воды и распускают при подогревании и постоянном перемешивании при температуре 80°С. Состав процеживают, добавляют в него 20 г глицерина и тщательно размешивают. Приготовленный пластифицированный раствор ПВС вливают в распущенный в воде коллагеновый клей после введения антисептика (ЧАС).

Антисептирование клея осуществляется за счет добавления в клеевой отвар одного из четвертичных аммонийных соединений (ЧАС): квартолита, катамина А, катамина АБ, катапина бактерицидного. Из четвертичных аммонийных соединений, рекомендованных ВНИИР и Украинской СНРПМ для реставрационных работ, используются катамин АБ и катапин бактерицидный. Катамин АБ — бесцветная или желтоватая прозрачная жидкость, содержащая до 48—50% основного вещества, катапин бактерицидный — жидкость желтоватого цвета: рН обоих веществ в пределах 6,0—7,0.

Специальные исследования последних лет, проведенные во ВНИИР, доказали, что введение катамина АБ в количестве 1% от веса сухого клея не вызывает изменений ни физико-механических, ни физико-химических свойств рыбьего клея.

Для хранения приготовленные коллагеновые клеи высушивают и по мере надобности распускают в теплой дистиллированной воде. Высушивание производят следующим образом. Клей выливают на полиэтиленовые пленки, которыми застланы фотокюветы, так, чтобы слой был толщиной до 2 см. Ставят их в прохладное помещение или в холодильник для желатинизации состава. С пленок застуденевшийся клей перекладывают на рабочий стол или планшет и ножом нарезают небольшими квадратиками. Полученные кусочки или раскладывают на пленку, или нанизывают на капроновую жилку и высушивают. Хранят в сухом прохладном помещении или в холодильнике. Клеи нужной концентрации приготавливают непосредственно на объекте.

В практике работы с произведениями масляной живописи (особенно на холстяных основах) реставрационные процессы с использованием коллагеновых клеев для станковой и монументальной живописи идентичны. В общеизвестном учебном пособии и статьях по реставрации станковой масляной живописи работы с коллагеновыми клеями достаточно освещены: те, кому необходимо их освоить, могут обратиться к соответствующей литературе. В нашем пособии, как уже говорилось, отражены только процессы, специфические для работы с большемерными произведениями на холстах и произведениями, неотделимыми от архитектурных сооружений.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.