ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Коллагеновые клеи — большая группа белковых (животных) клеев — широко используются при создании и реставрации произведений масляной живописи. Клеи такие часто называют животными — и в какой-то степени это правильно, но клеев животного происхождения множество. В реставрационной практике используют главным образом осетровый клей — лучший из группы рыбьих клеев, а из мездровых клеев в настоящее время предпочитают желатин как наиболее чистый (содержащий мало примесей) продукт, выпускаемый промышленностью. Во ВНИИР разработана методика получения высококачественных мездровых клеев, которые применяют при реставрации пергаментов и икон. Но для монументальной живописи изготовление такого клея нереально: не те площади производства реставрационных работ.

В монументальной живописи коллагеновые клеи широко используются при работах с древесными, холстяными и даже известковыми основами. Пищевая желатина поступает в продажу в состоянии готового высушенного продукта, а осетровый клей — в виде полуфабриката. Поэтому остановимся на его приготовлении для реставрационных целей: от соблюдения правил приготовления зависит эффективность реставрационных работ (ил. 24, 25).


24. Шелушение красочного слоя

25. Красочный слой, укрепленный осетровым клеем

Приготовление осетрового клея. В качестве сырья используются внутренние стенки плавательного пузыря осетровых рыб, прошедшие специальную обработку. Поступают в продажу в виде светлых полуматовых неровных пластин. Пластины размельчают, отвешивают определенное количество и замачивают в холодной дистиллированной воде до размягчения (за 12—16 часов). Воду сливают. Разминают пластины до кашеобразного состояния. Снова кладут в сосуд и заливают отмеренным количеством свежей дистиллированной воды. Сосуд помещают на водяную баню и постепенно повышают температуру до 60°С при постоянном перемешивании состава. Подогреваемый в воде коллаген клея переходит в глютин. Для отделения глютинового клея от остатков плавательного пузыря отвар процеживают через марлю или капроновую сетку. Чистый отвар клея замеряют и определяют испарившееся количество воды. Недостающее количество дистиллированной воды отмеряют в другой сосуд, в ней распускают антисептирующий порошок или жидкость одного из составов четвертичных аммонийных солей (ЧАС) в таком количестве, чтобы получить от 0,5 до 1% антисептика по отношению к навеске сухого клея.

Для пластифицирования в коллагеновые клеи добавляют пчелиный мед. Максимальная его добавка равняется весу сухого количества клея (соотношение не более чем 1:1). Мед добавляют в приготовленный клей после введения в него антисептика. При большем добавлении меда сильно уменьшается прочность клеевой пленки. Со временем эластичность клеевой пленки с медом снижается за счет кристаллизации Сахаров (глюкозы и сахарозы), особенно значительно — в помещениях с пониженной влажностью. В помещениях с повышенной влажностью эластичность пленки снижается медленно и незначительно.

Поливиниловый спирт (ПВС) с добавлением глицерина заметно улучшает эластичность клеевой пленки даже в помещениях с пониженной влажностью. ПВС — синтетический, бесцветный, водорастворимый полимер. Он пластифицируется водой и глицерином. Между ПВС и пластификаторами возникают водородные связи, что и способствует длительному сохранению эластичности даже при пониженной влажности. Наиболее пригодна клеевая пленка, полученная на основе следующего соотношения: 1 весовая часть сухого клея, 0,5 в. ч. сухого ПВС и 0,2 в. ч. глицерина. Сравнительные испытания различных составов клеевых пленок и разработка рецептур проведены в 50-е годы в ГЦХРМ (современное название — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря — ВХНРЦ). Приготовление проводится следующим образом: на 100 г сухого коллагенового клея берут 50 г порошка ПВС. Порошок пересыпают в эмалированную посуду, заливают 200—255 мл дистиллированной воды и распускают при подогревании и постоянном перемешивании при температуре 80°С. Состав процеживают, добавляют в него 20 г глицерина и тщательно размешивают. Приготовленный пластифицированный раствор ПВС вливают в распущенный в воде коллагеновый клей после введения антисептика (ЧАС).

Антисептирование клея осуществляется за счет добавления в клеевой отвар одного из четвертичных аммонийных соединений (ЧАС): квартолита, катамина А, катамина АБ, катапина бактерицидного. Из четвертичных аммонийных соединений, рекомендованных ВНИИР и Украинской СНРПМ для реставрационных работ, используются катамин АБ и катапин бактерицидный. Катамин АБ — бесцветная или желтоватая прозрачная жидкость, содержащая до 48—50% основного вещества, катапин бактерицидный — жидкость желтоватого цвета: рН обоих веществ в пределах 6,0—7,0.

Специальные исследования последних лет, проведенные во ВНИИР, доказали, что введение катамина АБ в количестве 1% от веса сухого клея не вызывает изменений ни физико-механических, ни физико-химических свойств рыбьего клея.

Для хранения приготовленные коллагеновые клеи высушивают и по мере надобности распускают в теплой дистиллированной воде. Высушивание производят следующим образом. Клей выливают на полиэтиленовые пленки, которыми застланы фотокюветы, так, чтобы слой был толщиной до 2 см. Ставят их в прохладное помещение или в холодильник для желатинизации состава. С пленок застуденевшийся клей перекладывают на рабочий стол или планшет и ножом нарезают небольшими квадратиками. Полученные кусочки или раскладывают на пленку, или нанизывают на капроновую жилку и высушивают. Хранят в сухом прохладном помещении или в холодильнике. Клеи нужной концентрации приготавливают непосредственно на объекте.

В практике работы с произведениями масляной живописи (особенно на холстяных основах) реставрационные процессы с использованием коллагеновых клеев для станковой и монументальной живописи идентичны. В общеизвестном учебном пособии и статьях по реставрации станковой масляной живописи работы с коллагеновыми клеями достаточно освещены: те, кому необходимо их освоить, могут обратиться к соответствующей литературе. В нашем пособии, как уже говорилось, отражены только процессы, специфические для работы с большемерными произведениями на холстах и произведениями, неотделимыми от архитектурных сооружений.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.