ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Профилактические, или предупредительные меры направлены на создание условней, препятствующих проникновению молей внутрь музейных помещений и свободному развитию в них.

Заражение музея молью может происходить двумя путями: 1) при заносе в фонды зараженных вещей или использовании зараженного технического войлока и 2) в результате залета бабочек в открытые окна, форточки, двери или вентиляционные отдушины в теплое время года. Поэтому новые поступления и подозрительные на зараженность вещи следует выдерживать в изоляторе. Открывающиеся окна и форточки, а также вентиляционные решетки на период возможного лета бабочек (с апреля по октябрь в средней полосе СССР) должны быть защищены сетками (металлическими, капроновыми, из подкрахмаленной марли) с размером ячеи не более 1,5 мм. Это предохраняет также от залета в музейные помещения бабочек видов, не вредящих непосредственно музейным коллекциям (например, тополевой моли).

Кроме этих общих профилактических мер существуют специфические меры профилактики.

4.1. Категорически запрещается (в соответствии в Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР) использовать технический войлок в зданиях и на территории музея для утепления конструкций или отопительной системы, так как это неизбежно приводит к заражению музея молью. Цементная обмазка войлочного покрытия прогрызается изнутри

гусеницами моли и поэтому служить защитой не может. Вместо технического войлока следует применять шлако- и стекловату.

4.2. Необходимо закрывать решетками чердачные окна музеев для предотвращения гнездования голубей внутри музейного здания (под крышей, на чердаке и т.д.), так так их гнезда являются источником заражения молью помещений музея.

4.3. Тапочки для посетителей нельзя изготовлять на войлочной подошве, так как она постепенно истирается, а образующиеся при этом фрагменты шерстяных волокон скапливаются в щелях паркета и под плинтусами. Это часто служит причиной диффузного заражения помещений музея молью и кожеедами.

4.4. Чучельный материал для музея должен изготовлять специально обученный таксидермист обязательно с применением мышьяка. Чучела, изготавливаемые на таксидермических фабриках, не содержат мышьяка, поэтому они являются рассадниками моли и кожеедов. Музеи получают их уже зараженными или они быстро заражаются вредителями после поступления.

4.5. Вещи из меха, шерсти или с шерстяной нитью перед помещением в фонды (после изолятора) должны быть обработаны в дезкамере препаратом "Антимоль" (подробности смотри в разделе "Химические методы борьбы с молью"), либо выморожены или высушены.

4.6. Перед закладкой на хранение вещи следует хорошо просушить и вычистить. Экспонаты со следами органических загрязнений (пот, моча) заражаются молью в первую очередь. Вопрос о допустимом способе чистки каждой конкретной вещи должен решать реставратор.

4.7. Необходимо помнить, что вещи, находящиеся долгое время в покое, чаще и быстрее поражаются молью, чем находящиеся в той или иной степени движения. Для своевременного обнаружения очагов заражения молью хранимые экспонаты следует просматривать не реже 1 раза в месяц. При этом особенно тщательно осматривают загрязненные и закрытые от света места - обшлага рукавов, воротники, складки, сборки, подмышечную часть рукавов, загибы швов, места прикрепления бахромы и скрепления кистей. Средует также осматривать мелкие шерстяные изделия (типа поясов), мотки шерсти, вышивки шерстяной нитью.

4.8. Шерстяные и меховые изделия должны храниться с репеллентами (отпугивающими веществами). Для отпугивания бабочек моли традиционно, еще с конца прошлого века, использовали нафталин (Нафталин не убивает моль, а только отпугивает). В связи с изменением в настоящее время условий хранения вещей и появлением новых препаратов решением Минздрава СССР нафталин в мелкой расфасовке с 1988 г. не продается населению. Не выпускаются также другие препараты на его основе (например, "Протолан"). Музеи и другие организации могут приобретать нафталин на предприятии-изготовителе.

Нафталин или камфаро-нафталиновые шарики раскладывают в марлевых мешочках в ящики и сундуки или подвешивают к одежде. На одно пальто взрослого человека нужно примерно 5 мешочков с нафталином (по 1 ч.л.) (Если шкаф для хранения верхней одежды заполнен полностью, количество нафталина в расчете на одну единицу хранения можно несколько уменьшить). Наличие репеллента проверяют не реже двух раз в год и наполняют мешочки по мере испарения вещества. Развеску нафталина следует производить только в вытяжном шкафу! Его нельзя применять в присутствии серебра (т.к. оно чернеет) и белого меха (т.к. он желтеет).

4.9. Нельзя забывать, что все репелленты не безвредны для здоровья людей, поэтому рабочие места сотрудников и хранители не должны находиться рядом со шкафами, где хранятся ткани, а тем более в хранилищах

4.10 Антимольные препараты фумигационного действия, основанного на постепенном испарении активно действующего вещества ("Антимоль", "Дезмоль", "Молемор") предназначены не для отпугивания, а для уничтожения моли внутри герметичных емкостей, где может создаваться достаточная концентрация паров. В низких концентрациях их пары не отпугивают бабочек моли. Поэтому не следует применять их в качестве репеллентов в негерметичных хранилищах, например, часто открываемых шкафах, а тем более в меньших количествах по сравнению с прописью, указанной на упаковках препаратов.

4.11. Во избежание заражения экспонаты следует хранить в витринах, шкафах и прочих емкостях, уплотненных по методу Басманова тканью Петрянова и снабженных специальными фильтрами с такой же тканью. Способы уплотнения витрин и шкафов, чертежи и марки фильтров подробно изложены в специальной инструкции.

4.12. Наиболее ценные вещи из шерсти и меха при отсутствии в музее герметичных витрин рекомендуется хранить в отдельных хлопчатобумажных мешках или чехлах, регулярно их осматривая.

4.13. Гусеницы молей расползаются для окукливания на окружающие поверхности и этим увеличивают количество зараженных предметов, поэтому изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных. Шелковые изделия, как правило, не повреждаются молью, если хранятся отдельно от шерстяных.

4.14. Запрещается обивать шерстяным сукном витрины, комоды и шкафы, в которых хранятся ткани. Использование сукна для оформления витрин неизбежно приводит к вспышке массового размножения моли.

4.15. В соответствии с инструкцией, ковры и шпалеры прокладывают газопроницаемой бумагой, поверх которой настилают бумагу, увлажненную смесью керосина и скипидара (1:2) и слегка подсушенную.

Затем, вместе с бумагой, шпалеры и ковры навертывают на вал лицевой стороной внутрь и обертывают хлопчатобумажной тканью.

4.16. Кожи растительного дубления XVI-XVIII вв. с разлохмаченной бахтармой и следами натуральных клеев следует хранить отдельно от шерстьсодержащих материалов.

4.17. Книги в кожаных переплетах следует осматривать раз в месяц. Обычно гусеницы концентрируются под корешком книги, там, где он промазан мучным клеем. В хранилищах часто встречаются книги в комбинированных переплетах. Их следует осматривать особенно тщательно. Книги в кожаных переплетах, особенно растительного дубления, должны храниться в специальных шкафах отдельно от других книг.

Первоисточник: 
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВРЕДИТЕЛИ МУЗЕЙНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ. ВНИИР, М., 1991
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)