ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Борьбу с древоточцами в музеях можно осуществлять фумигацией древесины, т.е. обработкой ее газами в специальных камерах; пропиткой древесины растворами сильнодействующих инсектицидов с длительным остаточным действием; физическими методами - вымораживанием или высушиванием. Выбор метода в каждом конкретном случае зависит от размера очага заражения, вида насекомого-вредителя, характера зараженных предметов. В некоторых случаях целесообразна комбинация разных методов.

Все применяемые инсектициды, газы и физические методы борьбы не должны оказывать вредного воздействия на материалы, входящие в состав обрабатываемых предметов, лаки и компоненты живописи. Это требование сильно сужает набор веществ и способов борьбы с древоточцами, применяемых в музеях, по сравнению с используемыми в борьбе с вредителями технической древесины.

4.1. Фумигаиия древесины

Для фумигации музейной древесины применяют бромистый метил и парадихлорбензол.

4.1.1. Бромистый метил - наиболее универсальный фумигант, используемый для уничтожения не только древоточцев, но и других насекомых-вредителей музейных коллекций. Это бесцветный газ тяжелее воздуха, при низких концентрациях без запаха, не воспламеняется, обладает большой проникающей способностью при обычном атмосферном давлении. В воде практически не растворяется. Очень ядовит для теплокровных: максимальная безопасная для человека концентрация в воздухе - 0,0017%. Между отравлением и его проявлением проходит латентный период от нескольких часов до нескольких дней.

Фумигацию вещей бромистым метилом проводят в специальных фумигационных камерах, имеющихся в крупных городах. В некоторых случаях (при очень большом очаге заражения или при необходимости обеззараживания самих помещений музея) фумигацию проводят в самом музее. Такая обработка возможна только при определенных условиях: удаленности от жилых кварталов, возможности герметизации помещений, наличии разрешения санитарных органов на обработку и некоторых других. Определяют возможность фумигации на месте и проводят ее специалисты из фумигационных отрядов, которые обычно имеются при карантинной службе защиты растений. Ими же проводится определение чистоты дегазации.

Для достижения полной гибели насекомых в древесине требуется определенная дозировка газа при установленной температуре в течение определенного времени экспозиции. Это выражается понятием ПСКВ -произведением средней концентрации паров фумиганта в граммах на кубический метр объема и на время в часах. Для уничтожения древоточцев обычно берется ПСКВ =1300 г/м3•ч при температуре 15-20°С, т.е. примерно 60 г/м при экспозиции в течение суток. При температуре выше 20-21°С ПСКВ можно уменьшить до 0,9-0,8 названного выше количества. При температуре ниже +15°С фумигация бромистым метилом не проводится, так как сильно увеличивается его расход вследствие понижения активности насекомых и сорбции его материалами.

Окуривание бромистым метилом не влияет на различные масла, лаки, пигменты с разными связующими и на разных грунтах, а также на дерево с позолотой и серебрением, поэтому можно подвергать фумигации произведения станковой живописи на деревянной основе, позолоченную и посеребренную резьбу и другие деревянные предметы, содержащие перечисленные выше материалы. Однако свежий казеино-эмульсионный грунт под действием бромистого метила желтеет, вследствие чего необходимо фумигировать произведения живописи до реставрации или через 2-3 месяца после нее.

В баллоны с бромистым метилом, не имеющим цвета и запаха, иногда для индикации добавляют 2% хлорпикрина. Хлорпикрин при повышенной влажности воздуха разрушающе действует на металлы, красители, понижает прочность хлопчатобумажных и шелковых тканей, ухудшает качество бумаги. Поэтому для обработки музейных предметов можно использовать только чистый бромистый метил.

Бромистый метил может задерживаться в рыхлых материалах до месяца, поэтому после фумигации обработанные вещи должны не менее 3 недель проветриваться в теплом нерабочем помещении для удаления остатков газа. Для более быстрой дегазации ставят вентиляторы. Наличие или отсутствие бромметила проверяет специалист с помощью индикаторной трубки.

4.1.2. Парадихлорбензол (ПДБ) - менее опасный для человека и более доступный фумигант. Чистый ПДБ - бесцветное кристаллическое вещество с характерным сладковатым запахом. В воде не растворяется. Пары ПДБ в 5 раз тяжелее воздуха, легко проникают через различные пленки. Вместо чистого ПДБ можно использовать препарат "Антимоль", выпускаемый промышленностью в виде таблеток. Препарат содержит 99,5% ПДБ, производится Уфимским производственным объединением "Химпром".

Фумигацию древесины парадихлорбензолом проводят в небольшой дезкамере, которую можно оборудовать в любом музее (см.Раздел III).

С помощью ПДБ уничтожают мебельного точильщика в небольших предметах. Обработку проводят с апреля по сентябрь, когда личинки находятся в активном состоянии. Исходная концентрация вещества - 1200г на 1 м3 пространства камеры. При температуре 21-22°С экспозиция составляет 4 недели, при понижении температуры на 1-2°С обработка затягивается до двух месяцев.

В отличие от бромистого метила, быстро проникающего в древесину по всем направлениям, пары ПДБ сравнительно легко проходят только вдоль волокон древесины и плохо - поперек волокон. Поэтому ПДБ обрабатывают только предметы, имеющие поперек волокон толщину не более 1 см. При сильной источенности дерева возможна обработка предметов толщиной до 3 см. По продольному волокну таких ограничений не имеется. Препятствием для обработки служат толстый слой масляной краски, шпаклевка, толстое восковое покрытие. Не следует обрабатывать парадихлорбензолом влажную древесину, так как его пары не растворяются в воде и поэтому во влажную древесину проникают плохо.

ПДБ индифферентен к большинству пигментов, но пигмент алый (из группы азопигментов) выцветает. Выделяется цинк из цинковых белил, но потом восстанавливается. Не проверено действие препарата на пигменты с хромофором меди.

После обработки ПДБ предметы должны проветриваться не менее месяца в нерабочем помещении при температуре не ниже комнатной.

4.1.3. Фумигацией достигается только уничтожение насекомых. Обработка газами защиты от нового заражения не дает. Поэтому после фумигации предметы необходимо размещать в не зараженных древоточцами помещениях.

4.2. Обработка древесины растворами инсектицидов

Пропитка древесины растворами инсектицидов применяется для уничтожения древоточцев в отдельных предметах. Важным преимуществом этого метода перед фумигацией является длительное защитное действие, предохраняющее обработанные предметы от нового заражения.

4.2.1. Для пропитки музейных предметов можно использовать препарат "Древотокс", в состав которого входят хлорорганические инсектициды с длительным остаточным действием. Используемый в этом препарате растворитель может воздействовать на лаковые пленки и масляные краски, что ограничивает возможность его применения.

4.2.2. Для уничтожения древоточцев в нежилых постройках, не используемых для хранения и экспозиции живописных произведений, можно применять 10%-ный раствор пентахлорфенолята натрия (ПХФН) в ацетоне.

4.2.3. Введение инсектицидов только в лётные отверстия точильщиков, практикуемое многими работниками музеев, не обеспечивает 100%-ной гибели точильщиков. Необходимо раствор вводить в дерево из спринцовки или шприца сначала с торцов обрабатываемых предметов до насыщения, затем в различные имеющиеся отверстия и трещины, после чего обработать кистью или из спринцовки всю остальную поверхность, где нет живописи. На живописной поверхности раствор инсектицида вводится в лётные отверстия и в трещины, если они есть.

Работа с растворами для уничтожения точильщиков в древесине требует строгого соблюдения мер личной предосторожности (см. Раздел III).

4.3. Физические методы борьбы

Физические методы борьбы основаны на создании условий, неблагоприятных для развития древоточцев. В музейной практике применение таких методов резко ограничено вследствие неблагоприятного действия высушивания и высоких температур на материалы музейных предметов.

4.3.1. Для уничтожения мебельного точильщика может быть рекомендовано вымораживание. Зараженные предметы осенью (для акклиматизации) выносят в неотапливаемое помещение. Рядом следует поставить термограф. При температуре ниже -20 С в течение нескольких дней личинки точильщика погибают. Весной при выравнивании климатических условий помещений вещи можно перенести в чистое хранилище. Для надежности вымораживание следует повторить в следующем году.

4.3.2. Длительное хранение зараженных мебельным точильщиком предметов в помещениях с относительной влажностью не выше 45% ведет к постепенному вымиранию популяции.

4.3.3. Северного, домового и красноногого точильщиков можно уничтожить, помещая зараженные ими предметы в теплое сухое помещение в течение по крайней мере трех зимних сезонов.

Первоисточник: 
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВРЕДИТЕЛИ МУЗЕЙНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ. ВНИИР, М., 1991
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите этот казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)