ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - История, теория, экспертиза

Аватар пользователя Inform
250
points

Цитаты по истории и теории, атрибуции и экспертизе со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по истории и теории реставрации и по экспертной оценке произведений искусства. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
222
points

Сотворение мира. Миниатюра, 13 век, Франция

Летосчисление на Руси вплоть до 1700 г. сильно отличалось от современного. Счет лет велся «от сотворения мира», что отличалось от принятого в настоящее время летосчисления «от Рождества Христова» на 5508 лет. Однако приведение старых дат к современным осложняется тем, что Новый год в разное время приурочивался к разным месяцам. Первоначально его отсчитывали от 1 марта, позднее — от 1 сентября, и только с 1700 г. — от 1 января. Переход от так называемого «мартовского» года к «сентябрьскому» относится к XV в., но точной даты такого перехода не существует, и в разных документах одного и того же времени даты могут указываться по-разному.

416
points

Священник Павел Флоренский в Нижнем Новгороде (1928)

Отец Павел Флоренский (1882 — 1937) однажды точно отметил, что произведение искусства есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Именно эти «ключи» и есть те наиболее существенные в функциональном отношении элементы, с которыми возникают проблемы в процессе реставрации.

191
point

Роман Витольд Ингарден

В отношении произведений искусства это художественный образ, который конструируется из сознания и средствами сознания. Роман Ингарден (Ingarden, 1893 — 1970) считал, что подобные акты сознания «ничего не изменяют в реальном мире, в особенности в физическом мире; говоря точнее, не вызывают в реальных предметах никакого реального изменения. В то же время у такого физического предмета возникает некое интенционалъное свойство: быть бытийной основой некоего нового предмета...».

198
points

Раппопорт Семен Хаскевич

«Каждое новое поколение, — писал С.Х. Раппопорт о закономерностях восприятия искусства, — дает искусству новых потребителей: они смотрят на старые картины и слушают старую музыку иначе, чем их предки и, разумеется, не так, как это будут делать их потомки. В сознании людей разных поколений, а значит в их отношениях в действительности, одни и те же произведения живут разной жизнью».

176
points

Собор Святой Софии (Реконструкция первоначального облика собора)

Две конструктивные идеи лежат в основе современной научной реставрации: восстановление разрушенных предметов, созданных в прошлом, в первоначальном виде и их сохранение. На наш взгляд, первая идея определила начальную стадию формирования современной реставрации. Именно эта идея, поставленная в качестве цели, формирует структуру действий для ее реализации. Она должна осуществляться иначе, чем простой ремонт или поновление вещи. Прежде чем приступить к реставрации, т.е. к восстановлению вещи в ее первоначальной форме, необходимо подготовить проект, подобно тому, как архитектор создает проект будущей постройки. Но, в отличие от нового строительства, основой проекта реставрации должен стать первоначальный вид предмета. Найти его — отнюдь не простая задача, если с течением времени он был изменен действием сил природы, стихиями и людьми.

240
points

Агесандр (?) Венера Милосская, ок. 130—100 до н. э

Известно, что реконструкция памятников прошлого не всегда воплощается реставраторами в натуре полностью. Попытки воплощать результаты научных исследований памятников характерны для начальной стадии формирования реставрации. Однако со временем пришло осознание, что восстановительство не дает желаемых результатов. По многим причинам оно оказалось либо невозможно, либо бесполезно. На основе осмысления соотношения того, что существует в идеальной форме, и того, что получается в действительности, зарождалась теория реставрации памятников.

171
point

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

В эпоху средневековья памятники не реставрировались в современном понимании этого слова. Ценностью для средневекового восприятия обладала не столько сама вещь в материальной и художественной конкретности, сколько ее символическое содержание, отличное от материального бытия. Свою ценность художественное произведение сохраняло постольку, поскольку в нем закреплялась память о свершениях и деяниях героев священной истории. В тех. случаях, когда приходилось чинить обветшалые предметы старины или произведения древнего искусства, средневековый мастер старался восстановить функциональные связи и онтологические характеристики вещи, вне которых она теряла свой смысл и культурную значимость. Цель работы была обусловлена идеей восстановления отвлеченного, чаще всего богословского содержания.

156
points

Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764

Однако памятник, подвергавшийся реставрации, рассматривался мастерами итальянского Возрождения как феномен художественного творчества вне конкретных историко-культурных связей с эпохой его создания. Развитие исторической науки, археологии и искусствознания со временем поставило новые проблемы, указавшие на недостаточность "законов изящного" для реконструкции памятников, удовлетворяющей требованиям науки. Первая попытка создать научный метод реставрации памятников принадлежит И.И. Винкельману. В его трудах памятники древнего искусства стали рассматриваться не только как художественный феномен, но и как предмет индивидуального творчества, принадлежащий определенной школе, географической среде и исторической эпохе. Именно И.И. Винкельману принадлежит заслуга обогащения формальных приемов реставрации методами исторического анализа памятников материальной культуры.

175
points

Собора Нотр-Дам-де-Пари. Галереи химер.

Романтизм связал археологию с этнографией, а к началу XIX в. она начинает развиваться как историческая наука. С этим этапом формирования археологии и связывал возникновение реставрации Виолле-ле-Дюк. <…> Следует подчеркнуть, что Виолле-ле-Дюк рассматривает реставрацию под утлом зрения восстановления памятников древности и видит в нем метод изучения (применительно к истории искусства и археологии) истории культуры древних народов. Реставрация, по мнению французского архитектора, призвана "разрушать ложные понятия, выводить на свет забытые истины", она естъ одно из самых действенных средств способствовать прогрессу". Но, говоря об истоках реставрации, о времени ее зарождения в XIX в., Виолле-ле-Дюк имел в виду уже сформировавшийся метод, который вошел в практику научного исследования исторических проблем археологии и искусствознания.

186
points

Ладья небесная

Показателем нового отношения к памятникам древности стало открытие в 1718 г. первого в России общественного музея — Кунсткамеры, а также распространение собирательства произведений искусства, старых книг, различных древних предметов и редкостей. Создание Кунсткамеры связано с развитием естественных наук, видное место среди которых занимала археология как часть географии. Помещение в Кунсткамере археологических находок свидетельствует об осознании в начале XVIII в. важности древних вещественных памятников и необходимости их сохранения в государственном музее. Уже в то время были предприняты меры по розыску, собиранию, изучению и описанию древних памятников. В 1718 г. был издан указ "О монстрах", который рассматривается отечественными учеными как первый указ об охране памятников.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.