ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Что происходит с иконой? Через три года после написания потекла олифа?

Аватар пользователя Ллариса
Через три года после написания потекла олифа?

Доброй вам ночи. Меня зовут Лариса. Надеюсь кто-нибудь захочет мне помочь разобраться почему на храмовой иконе через три года после написания потекла олифа. Это случилось предположительно 2-3 месяца назад. Можно ли что-то исправить ?

Ллариса

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".

Нашла лекцию: http://www.art-con.ru/node/9...
...Процесс высыхания олифы сопровождается образованием пространственной сетки, сопряженных двойных связей и кислородсодержащих групп, в результате чего формируется пленка светло-желтого цвета, не раствори мая в воде и органических растворителях.....
...Если же эта пленка находится под действием прямых солнечных лучей, она очень быстро деструктируется, становится липкой в результате протекания процесса фотоокислительной деструкции, инициированной УФ лучами. Пленки, стареющие в темноте желтеют быстрее чем на свету; кроме того, в отсутствии света протекают процессы до полимеризации, приводящие к появлению липкости.
Поеду разбираться.
птичка, спасибо.

Ллариса

Единственное,что приходит на ум - некачественная олифа ,приготовленная из полусохнущего масла (подсолнечного,например)
Мне,к счастью,такое еще не попадалось))
----------------------------------------------------
)) И вам спасибо! я тоже;))
---------------------------------------------
странная у вас какая-то лекция..))
---------------------------------------------------
http://www.xumuk.ru/encyklop...
http://www.xumuk.ru/encyklop...
и все-таки "подобное растворяется в подобном"..у вас же не старая олифа..
-------------------------------------------------------------------------------------------
вопросик))) - 2-3 месяца назад стояла на прямом солнечном свете?

Скорее всего, покрыли старой, просроченной олифой. Обычно застарелые лаки имеют свойство долго сохнуть, липнуть, течь, или вообще не высыхать годами. Либо не добавляли сиккатив. Либо действительно некачественная, с нарушенной технологией приготовления.
Можно ли исправить?
Снять эту олифную пленку совсем и снова покрыть качественной хорошей олифой.

Я спрашивала знакомых иконописцев, они были очень удивлены, за многолетнюю практику никогда такого не бывало, сказали, что олифа вообще-то необратима при высыхании. Даже в самую жару на солнце. Шутя предположили, может, это миро?
Видела я иконы, горевшие когда-то в пожарах, даже ТАК они не текли. Олифная пленка могла вспучиться, собраться в капли, сгрибиться, но вот потечь так, как на этом фото, нет.
Такое возможно,если стоял рядом какой-нить сильный растворитель, пары которого подействовали на лак, типа ацетон, спиртовые растворители и при этом сильно вонять. Но в таком большом пространстве: как храм, не может быть. Может, вовсе не олифой покрыли? А где территориально находится эта икона?

Думаю,что здесь речь может идти об атмосферном старении..а именно о весеннем периоде наибольшей солнечной радиации..возможно я ошибаюсь - нижний фрагмент ну ОЧЕНЬ странный))
ЦИТАТА:" В зависимости от места разрыва хим. связей различают деструкцию в основной и боковых цепях полимера. Деструкция в основной цепи может протекать по закону случая (равновероятный разрыв хим. связи в любом месте микромолекулы) и как деполимеризация (отщепление мономерных звеньев с концов полимерной цепи). Деструкции принято классифицировать по внеш. факторам (тепло, ионизирующая радиация, мех. напряжения, свет, О2, влага и др.), вызывающим ее, на термическую, радиационную, механическую и др"
http://www.xumuk.ru/encyklop...
Насчет нерастворимости пленки - это относится только к полностью полимеризованным пленкам..но и они способны набухать в органических растворителях..
ЦИТАТА:"В процессе образования сетчатых полимеров реакц. система меняет свои св-ва: растут ее вязкость, т-ра стеклования, модуль упругости. При нек-рой критич. глубине превращения, наз. точкой гелеобразования, система становится нерастворимой, приобретает равновесную упругость. Начиная с этого момента в системе появляется, а затем резко нарастает доля нерастворимого полимера (гель-фракция) и падает доля р-римой части полимера (золь-фракции)"
http://www.xumuk.ru/encyklop...

Вот именно, способны набухать, гелеобразовывать, приобрести упругость, но не течь же. И что-то слишком быстро атмосферное старение: через три годика и под какими-то солнечными зайчиками.

Ну,думаю,что здесь может быть комплекс факторов:свет,нагрев пленки,атмосферные загрязнения + действительно некачественная олифа (нарушенная технология изготовления)
При неблагоприятных условиях бытования (на воздухе,например) деструкция пленки может происходить в 50 раз быстрее.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
гелеобразовывать, приобрести упругость-относится к "сшиванию"макромолекул ,насколько я понимаю...а липнуть и течь-признаки сильной деструкции..некачественной (в данном случае) олифы.

Ллариса, а не пролили там сверху маслом на икону случайно?
Попробуйте пробу снять. Где нибудь в скромном углу иконы с краю (не на живописи) снимите пробу ватной ушной палочкой или марлевым тампончиком это место размером от 1 до 3 см площадью посмотрите,понюхайте , каков на запах, что напоминает. Если под каплями пленка есть и нормальная, значит все в порядке, это сверху пролили. А если прямо до позолоты снимается, оголяя ее, это то, о чем мы тут сидим, рассуждаем.

Ну вот мне тоже нижний фрагмент не нравится...)) ну очень странные затеки))

Спаси вас Господи.

У меня есть новые делаьные снимки , но я не умею их загрузить. Икона находится в Аланском Богоявленском женском монастыре , на северной стороне в церкви. Нижняя половина иконы сухая, а верхняя липнет и течет. Слабый хвойный запах. Солнечные лучи на нее не попадают.

Масло не пролито. Ваткой не снимается , очень густая консистенция, прилипает.

 

Ллариса

 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)