ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ХРАНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАСТЕННОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Правильная эксплуатация здания — основной залог нормального температурно-влажностного режима.

Внутренние помещения зданий необходимо оберегать от перепадов влажности и резких колебаний температур. Для этого нужно следить, главным образом, за водосбросом с кровель, исправностью желобов, карнизов, водосточных труб, за гидроизоляцией фундаментов и нижних частей стен, а также обеспечить отток атмосферных вод. Оконные проемы должны быть снабжены двойными рамами или рамами с двойными стеклами. Желательно, чтобы входные двери имели тамбур. В зимний период и дождливые дни в неотапливаемые здания следует сильно ограничить или, если возможно, совсем прекратить доступ посетителей.

Решающее значение для поддержания нормального ТВР в отапливаемых зданиях имеют сроки начала отопительного сезона и его прекращения. ТВР в эти периоды будет оптимальным в том случае, если температура в помещении начнет постепенно подниматься или опускаться (примерно на 1° С ежедневно—для помещений жилого типа). В общественных зданиях с большим внутренним объемом и сложным членением пространства температуру в холодное время года при наличии отопительной системы надо поддерживать на уровне приблизительно +10° С. Скорость изменения температуры не должна превышать 1,5— 2° С (а при проветривании 1° С) в сутки(ил. 4).


4. Разрушение красочного слоя, вызванное близостью отопительных приборов

Сезонные изменения температуры следует максимально удлинять, делая переходы наиболее плавными.

Регулирование температуры в помещениях с батареями водяного отопления проводится с помощью специальных вентилей при двутрубном устройстве отопительной системы в сочетании с естественным проветриванием или вентиляцией. В помещениях, не имеющих принудительной вентиляции, единственным средством регулирования воздухообмена является проветривание. С его помощью изменяются влажность и температура воздуха, скорость его потока, удаляются скопившиеся в помещении газы. При проветривании не следует допускать резких скачков температуры и влажности внутри помещения, не следует и направлять поток воздуха на места расположения монументальной живописи. Крайне желательно учитывать скорость и направление ветра снаружи: при сильном ветре (более 5 м/сек) открывать окна и форточки допустимо только с подветренной стороны. Необходимо следить за изменениями ТВР по измерительным приборам.

В неотапливаемых зданиях церковной архитектуры для эффективного проветривания в окнах барабанов устанавливают так называемые клапаны-хлопушки. В оконных проемах максимально устраняют щели, через которые способен проникать воздух. У наружных дверей устраивают тамбуры. Процесс проветривания рекомендуется осуществлять путем планомерного открывания и закрывания дверных проемов и окон нижнего ряда.

Система проветривания для каждого здания вырабатывается либо эмпирически (в ходе многолетних наблюдений), либо с приглашением специалистов-климатологов по интерьерам архитектурных сооружений. Они располагают сведениями о том, каковы температура и влажность в разных регионах страны по сезонам. Например, в северных широтах России с конца октября до середины апреля температура наружного воздуха отрицательная, влажность пониженная, а в центральных областях аналогичный период короче: с середины ноября до конца марта. В начале этого периода температура внутри здания выше, чем снаружи, а по окончании его — наоборот. Поэтому в весенние месяцы проветривание помещения часто приводит к конденсированию влаги, которое выявляется обычно в образовании инея или обледенений на внутренних поверхностях стен (живописи). Особенно опасен период с конца марта по первую половину апреля, когда внутри здания сохраняется отрицательная температура, а снаружи столбик термометра поднимается выше 0° С, отчего влага конденсируется на поверхности живописи. Поэтому в такие периоды для проветривания нужно выбирать время, когда разница между температурой наружного и внутреннего воздуха невелика. Раньше с этой целью церкви обычно проветривали ночью или рано утром. Теперь, к сожалению, сотрудники музеев — при регламентированном рабочем дне — делают это днем, в результате чего страдают живопись и экспонаты, постоянно находящиеся в неотапливаемых помещениях бывших церквей. За летний период разница между температурой и влажностью внутри и снаружи помещения постепенно выравнивается. В жаркие дни проветривание лучше проводить в утренние или вечерние часы, а днем для проветривания помещения не открывать окон и дверей на солнечную сторону. В осенний период и в период перехода к зиме при проветривании нужно стараться как можно дольше сохранять теплоту стен внутри здания. Для этого полагается резко снизить интенсивность проветриваний, а с наступлением холодов (температура ниже 0° С) и вовсе прекратить их, законсервировав здание или его неотапливаемую часть на зимний сезон.

Повышение или понижение относительной влажности воздуха в помещении даже на 5 % приводит к влагообмену между материалами произведения живописи и воздушной средой, с одной стороны, и материалами ограждающих конструкций — с другой, что влечет за собой набухание или усушку отдельных частей произведения.

Изменение влагосодержания в каждом из материалов ведет, таким образом, к увеличению его объемов (набухание) или к их уменьшению (усушка). Различные материалы реагируют на это по-разному.

Штукатурные основы. Сезонные колебания ТВР вызывают то увлажнение, то пересыхание штукатурного слоя, состоящего из извести, гипса, керамических и песчаных компонентов, а также растительных волокон. От изменения ТВР капиллярная влага в порах штукатурного слоя постоянно мигрирует. В результате происходит движение водорастворимых солей, находящихся в кладке и штукатурке. При понижении влажности внутри помещения и усиленном потоке воздуха непосредственно у поверхности живописи водорастворимые соли скапливаются под красочным слоем, поскольку он малопроницаем для воздуха и влаги. Влага и кристаллы солей из материалов штукатурного слоя, скопившиеся там, «отдирают» красочный слой от поверхности штукатурки. Именно в таких местах и получаются вздутия красочного слоя и деструкция грунта. Если красочный слой имеет кракелюры, соли проникают через них и, расширяя и деформируя их, появляются над поверхностью живописи. Такие высолы часто называют «грибком», хотя на самом деле с биопоражениями — плесневыми грибами — они не имеют ничего общего (ил. 5).


5. Разрушение красочного слоя от выкристаллизации солей

Их состав — минеральный. Правда, при повышенной влажности эти места действительно бывают иногда поражены плесневыми грибами.

В зимний период вода, скопившаяся в штукатурном слое, замерзает — кристаллизуется и, увеличиваясь в объеме, разрушает структуру штукатурного слоя. В результате штукатурный слой декристаллизуется, т. е. теряет монолитное состояние, разрыхляется и в конце концов превращается в сыпучую массу, которую удерживает от рассыпания только красочный слой масляной живописи.

Деревянные основы. Живопись на деревянной основе (досках, отесанной поверхности бревен) и на холстах, наклеенных на древесину, очень чувствительна к колебаниям ТВР. Малоэластичный слой масляной живописи не способен набухать и усыхать вместе с древесиной. Изменение параметров древесины (в результате насыщения водой стенок древесного волокна) и особенно замерзание воды внутри волокон приводит к ослаблению связи между основой и красочным слоем. Кроме того, повышенная влажность является причиной поражения древесины плесневыми грибами, бактериями и даже водорослями. Постоянное движение волокон древесины от переизбытка или недостатка влаги приводит к трещинам вдоль волокон; трещины эти разрывают красочный слой и даже ткани, наклеенные на его поверхность именно в целях предотвращения разрывов красочного слоя. Особенно велики щели, которые появляются между отдельными досками, — в тех случаях, когда каждая доска закреплена по концам гвоздями к брусьям или бревнам конструкции (ил. 6).


6. Разрушение и утраты росписи по дощатой обшивке

Кроме того, гвозди, как правило, сильно корродируют, также вызывая повреждения живописи.

Холстяные основы. В отличие от волокон древесины, прочно сросшихся между собой, волокна в нитях свободны. Они соединены (скручены вместе) при производстве нитей. Нити в тканях сгруппированы в две системы (основу и уток), расположенные во взаимно-перпендикулярных направлениях. При набухании и усушке они приобретают большую подвижность как в поперечном, так и в продольном направлениях. От этого при смене ТВР холст плафона или настенного панно либо провисает, либо сильно натягивается, что, в свою очередь, растягивает или сжимает грунт и красочный слой масляной живописи — и они растрескиваются. Из-за попеременного набухания и усушки нити холста пребывают почти в постоянном движении, вследствие чего происходит их взаимное истирание и — как результат — обветшание всей ткани. Целлюлоза волокон ткани, поглощая с влагой кислород, окисляется — нити становятся хрупкими, малоэластичными, утрачивают механическую прочность.

Так, повышение температуры до 25 — 30° С при относительной влажности ниже 50% приводит к пересыханию волокон холста. Клеевой и эмульсионный грунты со временем становятся ломкими, вызывая повреждение красочного слоя. В то же время для масляной живописи на холсте опасно пребывание в условиях 70—75%-ной влажности воздуха в теплом помещении. Насыщаясь влагой, холст, клеи и грунт не только набухают, но и загнивают: в них развиваются гнилостные бактерии и при постоянно повышенной влажности воздуха прорастают споры плесневых грибов. Плесень покрывает в первую очередь невидимую тыльную сторону холста плафона или настенного панно, натянутого на подрамник. Холст сгнивает. Грунт распыляется. Красочный слой утрачивает прочную основу, отстает от грунта, растрескивается, осыпается. Если в красочном слое уже имелись трещины-кракелюры, то плесневые образования выходят через них на лицевую сторону произведения, воспроизводя контуры трещин. Поэтому борьба с плесневыми образованиями должна вестись не с лицевой стороны произведения, где они вторичны, а с тыльной (со стороны холста): именно оттуда идет прорастание плесени.

Металлические основы. Для масляной живописи использовали и продолжают использовать листы меди, железа, цинка, алюминия. Сам слой масляной живописи способствует защите поверхности металлов от коррозии. Однако коэффициенты температурных расширений металлов значительно превосходят те же коэффициенты у красок. Разность в коэффициентах приводит к разрывам и осыпаниям красочного слоя и открывает доступ влаге непосредственно к поверхности металла.

Все металлические основы сами по себе способствуют конденсированию влаги на поверхности красочного слоя при перепадах температуры и влажности. Поэтому они хорошо держат красочный слой только в помещениях с нормальным ТВР. Из наружных же росписей прежде всего подвергаются разрушениям именно росписи на металлических основах — причем ранее других росписи на железных основах. Окисляясь, железо образует водную окись, которая обладает высокой гигроскопичностью. Она усваивает влагу (даже при нормальной влажности атмосферы), набухает и расширяется под красочным слоем, отрывая его от поверхности металла, от чего усиливаются разрушения и утраты живописи.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.