ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ХРАНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАСТЕННОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Правильная эксплуатация здания — основной залог нормального температурно-влажностного режима.

Внутренние помещения зданий необходимо оберегать от перепадов влажности и резких колебаний температур. Для этого нужно следить, главным образом, за водосбросом с кровель, исправностью желобов, карнизов, водосточных труб, за гидроизоляцией фундаментов и нижних частей стен, а также обеспечить отток атмосферных вод. Оконные проемы должны быть снабжены двойными рамами или рамами с двойными стеклами. Желательно, чтобы входные двери имели тамбур. В зимний период и дождливые дни в неотапливаемые здания следует сильно ограничить или, если возможно, совсем прекратить доступ посетителей.

Решающее значение для поддержания нормального ТВР в отапливаемых зданиях имеют сроки начала отопительного сезона и его прекращения. ТВР в эти периоды будет оптимальным в том случае, если температура в помещении начнет постепенно подниматься или опускаться (примерно на 1° С ежедневно—для помещений жилого типа). В общественных зданиях с большим внутренним объемом и сложным членением пространства температуру в холодное время года при наличии отопительной системы надо поддерживать на уровне приблизительно +10° С. Скорость изменения температуры не должна превышать 1,5— 2° С (а при проветривании 1° С) в сутки(ил. 4).


4. Разрушение красочного слоя, вызванное близостью отопительных приборов

Сезонные изменения температуры следует максимально удлинять, делая переходы наиболее плавными.

Регулирование температуры в помещениях с батареями водяного отопления проводится с помощью специальных вентилей при двутрубном устройстве отопительной системы в сочетании с естественным проветриванием или вентиляцией. В помещениях, не имеющих принудительной вентиляции, единственным средством регулирования воздухообмена является проветривание. С его помощью изменяются влажность и температура воздуха, скорость его потока, удаляются скопившиеся в помещении газы. При проветривании не следует допускать резких скачков температуры и влажности внутри помещения, не следует и направлять поток воздуха на места расположения монументальной живописи. Крайне желательно учитывать скорость и направление ветра снаружи: при сильном ветре (более 5 м/сек) открывать окна и форточки допустимо только с подветренной стороны. Необходимо следить за изменениями ТВР по измерительным приборам.

В неотапливаемых зданиях церковной архитектуры для эффективного проветривания в окнах барабанов устанавливают так называемые клапаны-хлопушки. В оконных проемах максимально устраняют щели, через которые способен проникать воздух. У наружных дверей устраивают тамбуры. Процесс проветривания рекомендуется осуществлять путем планомерного открывания и закрывания дверных проемов и окон нижнего ряда.

Система проветривания для каждого здания вырабатывается либо эмпирически (в ходе многолетних наблюдений), либо с приглашением специалистов-климатологов по интерьерам архитектурных сооружений. Они располагают сведениями о том, каковы температура и влажность в разных регионах страны по сезонам. Например, в северных широтах России с конца октября до середины апреля температура наружного воздуха отрицательная, влажность пониженная, а в центральных областях аналогичный период короче: с середины ноября до конца марта. В начале этого периода температура внутри здания выше, чем снаружи, а по окончании его — наоборот. Поэтому в весенние месяцы проветривание помещения часто приводит к конденсированию влаги, которое выявляется обычно в образовании инея или обледенений на внутренних поверхностях стен (живописи). Особенно опасен период с конца марта по первую половину апреля, когда внутри здания сохраняется отрицательная температура, а снаружи столбик термометра поднимается выше 0° С, отчего влага конденсируется на поверхности живописи. Поэтому в такие периоды для проветривания нужно выбирать время, когда разница между температурой наружного и внутреннего воздуха невелика. Раньше с этой целью церкви обычно проветривали ночью или рано утром. Теперь, к сожалению, сотрудники музеев — при регламентированном рабочем дне — делают это днем, в результате чего страдают живопись и экспонаты, постоянно находящиеся в неотапливаемых помещениях бывших церквей. За летний период разница между температурой и влажностью внутри и снаружи помещения постепенно выравнивается. В жаркие дни проветривание лучше проводить в утренние или вечерние часы, а днем для проветривания помещения не открывать окон и дверей на солнечную сторону. В осенний период и в период перехода к зиме при проветривании нужно стараться как можно дольше сохранять теплоту стен внутри здания. Для этого полагается резко снизить интенсивность проветриваний, а с наступлением холодов (температура ниже 0° С) и вовсе прекратить их, законсервировав здание или его неотапливаемую часть на зимний сезон.

Повышение или понижение относительной влажности воздуха в помещении даже на 5 % приводит к влагообмену между материалами произведения живописи и воздушной средой, с одной стороны, и материалами ограждающих конструкций — с другой, что влечет за собой набухание или усушку отдельных частей произведения.

Изменение влагосодержания в каждом из материалов ведет, таким образом, к увеличению его объемов (набухание) или к их уменьшению (усушка). Различные материалы реагируют на это по-разному.

Штукатурные основы. Сезонные колебания ТВР вызывают то увлажнение, то пересыхание штукатурного слоя, состоящего из извести, гипса, керамических и песчаных компонентов, а также растительных волокон. От изменения ТВР капиллярная влага в порах штукатурного слоя постоянно мигрирует. В результате происходит движение водорастворимых солей, находящихся в кладке и штукатурке. При понижении влажности внутри помещения и усиленном потоке воздуха непосредственно у поверхности живописи водорастворимые соли скапливаются под красочным слоем, поскольку он малопроницаем для воздуха и влаги. Влага и кристаллы солей из материалов штукатурного слоя, скопившиеся там, «отдирают» красочный слой от поверхности штукатурки. Именно в таких местах и получаются вздутия красочного слоя и деструкция грунта. Если красочный слой имеет кракелюры, соли проникают через них и, расширяя и деформируя их, появляются над поверхностью живописи. Такие высолы часто называют «грибком», хотя на самом деле с биопоражениями — плесневыми грибами — они не имеют ничего общего (ил. 5).


5. Разрушение красочного слоя от выкристаллизации солей

Их состав — минеральный. Правда, при повышенной влажности эти места действительно бывают иногда поражены плесневыми грибами.

В зимний период вода, скопившаяся в штукатурном слое, замерзает — кристаллизуется и, увеличиваясь в объеме, разрушает структуру штукатурного слоя. В результате штукатурный слой декристаллизуется, т. е. теряет монолитное состояние, разрыхляется и в конце концов превращается в сыпучую массу, которую удерживает от рассыпания только красочный слой масляной живописи.

Деревянные основы. Живопись на деревянной основе (досках, отесанной поверхности бревен) и на холстах, наклеенных на древесину, очень чувствительна к колебаниям ТВР. Малоэластичный слой масляной живописи не способен набухать и усыхать вместе с древесиной. Изменение параметров древесины (в результате насыщения водой стенок древесного волокна) и особенно замерзание воды внутри волокон приводит к ослаблению связи между основой и красочным слоем. Кроме того, повышенная влажность является причиной поражения древесины плесневыми грибами, бактериями и даже водорослями. Постоянное движение волокон древесины от переизбытка или недостатка влаги приводит к трещинам вдоль волокон; трещины эти разрывают красочный слой и даже ткани, наклеенные на его поверхность именно в целях предотвращения разрывов красочного слоя. Особенно велики щели, которые появляются между отдельными досками, — в тех случаях, когда каждая доска закреплена по концам гвоздями к брусьям или бревнам конструкции (ил. 6).


6. Разрушение и утраты росписи по дощатой обшивке

Кроме того, гвозди, как правило, сильно корродируют, также вызывая повреждения живописи.

Холстяные основы. В отличие от волокон древесины, прочно сросшихся между собой, волокна в нитях свободны. Они соединены (скручены вместе) при производстве нитей. Нити в тканях сгруппированы в две системы (основу и уток), расположенные во взаимно-перпендикулярных направлениях. При набухании и усушке они приобретают большую подвижность как в поперечном, так и в продольном направлениях. От этого при смене ТВР холст плафона или настенного панно либо провисает, либо сильно натягивается, что, в свою очередь, растягивает или сжимает грунт и красочный слой масляной живописи — и они растрескиваются. Из-за попеременного набухания и усушки нити холста пребывают почти в постоянном движении, вследствие чего происходит их взаимное истирание и — как результат — обветшание всей ткани. Целлюлоза волокон ткани, поглощая с влагой кислород, окисляется — нити становятся хрупкими, малоэластичными, утрачивают механическую прочность.

Так, повышение температуры до 25 — 30° С при относительной влажности ниже 50% приводит к пересыханию волокон холста. Клеевой и эмульсионный грунты со временем становятся ломкими, вызывая повреждение красочного слоя. В то же время для масляной живописи на холсте опасно пребывание в условиях 70—75%-ной влажности воздуха в теплом помещении. Насыщаясь влагой, холст, клеи и грунт не только набухают, но и загнивают: в них развиваются гнилостные бактерии и при постоянно повышенной влажности воздуха прорастают споры плесневых грибов. Плесень покрывает в первую очередь невидимую тыльную сторону холста плафона или настенного панно, натянутого на подрамник. Холст сгнивает. Грунт распыляется. Красочный слой утрачивает прочную основу, отстает от грунта, растрескивается, осыпается. Если в красочном слое уже имелись трещины-кракелюры, то плесневые образования выходят через них на лицевую сторону произведения, воспроизводя контуры трещин. Поэтому борьба с плесневыми образованиями должна вестись не с лицевой стороны произведения, где они вторичны, а с тыльной (со стороны холста): именно оттуда идет прорастание плесени.

Металлические основы. Для масляной живописи использовали и продолжают использовать листы меди, железа, цинка, алюминия. Сам слой масляной живописи способствует защите поверхности металлов от коррозии. Однако коэффициенты температурных расширений металлов значительно превосходят те же коэффициенты у красок. Разность в коэффициентах приводит к разрывам и осыпаниям красочного слоя и открывает доступ влаге непосредственно к поверхности металла.

Все металлические основы сами по себе способствуют конденсированию влаги на поверхности красочного слоя при перепадах температуры и влажности. Поэтому они хорошо держат красочный слой только в помещениях с нормальным ТВР. Из наружных же росписей прежде всего подвергаются разрушениям именно росписи на металлических основах — причем ранее других росписи на железных основах. Окисляясь, железо образует водную окись, которая обладает высокой гигроскопичностью. Она усваивает влагу (даже при нормальной влажности атмосферы), набухает и расширяется под красочным слоем, отрывая его от поверхности металла, от чего усиливаются разрушения и утраты живописи.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.