ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Главным фактором, определяющим состояние произведений живописи, является температурно-влажностный режим (ТВР). Он замедляет или стимулирует физико-химические, физико-механические и биологические процессы, влияющие на сохранность произведения. Монументальную живопись, в отличие от станковой, как известно, невозможно быстро переместить в другие условия, если в месте ее нахождения произошло, например, опасное для нее нарушение режима. И естественно, что стабилизация ТВР — главная забота служб, отвечающих за состояние памятников.

ТВР внутри здания зависит также от климатических условий местонахождения объекта, от системы отопления и вентиляции внутри него. Влажность наружного воздуха, его загрязненность, суточные и сезонные колебания температуры существенно влияют на режим внутри здания. Значение имеет даже расположение здания — допустим, в лесопарке или на открытом высоком холме, за пределами города или внутри городской застройки.

Можно сказать, что здание либо противостоит окружающей среде, либо открыто ее непосредственному воздействию, а это естественно отражается на состоянии живописи.

В отапливаемых помещениях оптимальным уровнем относительной влажности воздуха при температуре от 15 до 21° С считается влажность в пределах от 50 до 60%: в этих условиях различные пористые материалы и сама живопись приобретают стабильную влажность.

Вода в виде пара и в других своих состояниях (жидком и твердом — лед) поступает в красочный слой, грунт, основу и подоснову произведения живописи различными путями. К тому же, она, как правило, содержит в растворенном состоянии агрессивные газы из воздуха (сернистый, серный, сероводород и другие), различные водорастворимые соли из кладок ограждающих конструкций и штукатурных основ.

Конденсационная влага. Конденсационной влагой называют воду, накопившуюся в воздухе и осевшую в виде капель или в виде инея на поверхность произведения.

Если произведение настенной масляной живописи в основе своей имеет различные материалы (например, металлы и штукатурный слой, лежащий непосредственно на каменной или кирпичной кладке), вода из воздуха конденсируется на его поверхности особенно интенсивно. Наиболее заметна конденсация и оседание влаги на поверхности тех произведений живописи, которые находятся на сводах: теплый воздух поднимается к охлажденной поверхности, «выпадает роса». Своды — особенно в холодные периоды — имеют более низкую по сравнению со стенами температуру: их кладка гораздо тоньше. Основная причина насыщения воздуха влагой в хорошо защищенном помещении — мокрая одежда, а также выделение влаги организмом человека (в среднем за час — около 60 мл воды).

Неправильный режим проветривания помещения также может способствовать проникновению теплого, насыщенного влагой воздуха, например, когда в жаркие летние дни в целях прогревания и проветривания помещения окна или двери открывают на солнечную сторону, прогретая солнцем земля отдает влагу воздуху, и, попадая с воздухом внутрь здания, влага оседает на холодных стенах (ил. 1,2).


1. Шелушение красочного слоя в результате многократного образования конденсата

2. Утраты известковой побелки и шелушение красочного слоя в результате многократного скопления конденсата влаги

Разрушающее действие конденсационной влаги в промышленных районах усиливается засорителями воздуха, растворенными в парах воды.

Вода атмосферных осадков проникает под красочный слой произведений, находящихся на открытом воздухе, непосредственно из атмосферы, а вовнутрь здания — через неисправные кровли и нарушенную гидроизоляцию стен.

Вода, проникающая через своды и потолочные перекрытия, содержит растворенные соли из материалов кладки, строительных растворов и штукатурок. Помимо этого она насыщается органическими и минеральными веществами из мусора (птичий помет, трупы птиц и т. п.), скопившегося на наружной стороне перекрытий, на чердаках (ил. 3).


3. Разрушение красочного и штукатурного слоев как следствие неисправности кровельного покрытия

Поверхностные и грунтовые воды поступают через неисправную гидроизоляцию фундамента и непосредственно через кладку низа стен, когда так называемый культурный слой земли нарос настолько, что поднялся выше гидроизоляционного слоя. Вместе с почвенной водой в кладку стен проникают растворенные в воде соли и органические вещества почвенного перегноя. В городах к ним добавляется еще и соль, которой зимой посыпают асфальт для предупреждения наледи.

Скапливающаяся под фундаментом и у нижней части стен вода поднимается по капиллярам кладки как с внутренней, так и с внешней стороны стен. Интенсивность и высота подъема влаги в кладке стен зависит от материала кладки, а также от скорости испарения воды: она тем больше, чем меньше влаги содержит воздух внутри помещения.

В неотапливавшихся ранее церковных зданиях, где в последние годы установлены батареи водяного отопления, на стенах внутри помещения (непосредственно над отопительными приборами) появляются зоны высолов: от потока теплого воздуха вода из стен в этих местах испаряется интенсивнее. Отсюда следует, что, прежде чем устанавливать уровень грунтовых вод, необходимо выровнять до первоначальной высоты культурный слой, наросший вокруг здания, и позаботиться о системе отвода вод атмосферных осадков, а также об отмостке вдоль стен здания.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.