ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Принято считать, что экстерьерная и археологическая скульптура находится в наиболее неблагоприятных условиях. Однако в отношении последней это не всегда справедливо, так как условия стабильного микроклимата и постоянства окружающей среды в грунтах и захоронениях могут оказаться не только гораздо более щадящими, чем открытое хранение, но и, в определенных случаях, способными даже создавать устойчивый консервационный эффект.

Что касается экстерьерной скульптуры, то, безусловно, хранение на открытом воздухе следует признать самым неблагоприятным для сохранности и долговечности скульптуры. Архитектурная, монументально-декоративная, парковая и мемориальная скульптура подвергается активному воздействию целого комплекса природных факторов: резких температурных колебаний (до минусовых значений), химических реакций с участием реагентов, загрязняющих воздух промышленных городов, а также биологических поражений, вызываемых микроорганизмами и лишайниками (ил. 1).


1. Саркофаги. XVIII в. Известняк. Некрополь Донского монастыря. Москва. Вскоре после извлечения из земли поверхность саркофагов покрылась лишайниками.

Но особенно пагубно на произведениях скульптуры сказывается воздействие воды, атмосферной или грунтовой. Легко проникая в поры камня и замерзая в них, она значительно увеличивается в объеме (почти в 10 раз), что вызывает механическое разрушение поверхности камня (ил. 2).


2. Надгробие. Мрамор. Некрополь Донского монастыря. Москва. Фрагмент. Корродированный пирон, вызвавший разрыв мрамора.

Вместе с тем вода растворяет или удерживает пылевые, биологические или газовые загрязнения из воздуха, вступающие в сложные взаимодействия с каменным материалом, растворяя его, либо образуя новые продукты в виде корок и наростов. Постепенно разрастаясь и занимая большой объем, эти наслоения вызывают деформации, разрывы и осыпания наружного слоя камня.

Воздействие всей суммы природных факторов, вызывающих структурное разрушение камня, называется выветриванием (ил. 3).


3. Плита с надгробия. Начало XIX в. Мрамор. Некрополь Донского монастыря. Москва. Последняя стадия выветривания: деформация, расслоение и структурное разрушение мрамора.

Выветривание начинается с эрозии каменной поверхности, которая сначала проявляется в утрате полировки, появлении сети мельчайших трещин и раковин, расслаивании и шелушении поверхностного слоя, затем, по мере распространения процесса внутрь каменного монолита, - в полной утрате структурных связей между зернами (кристаллами).

Такое поражение каменного материала называется грануляцией, которая характеризует крайнюю степень его деструкции. Порой гранулированная скульптура удерживается от рассыпания только за счет более уплотненной корки на ее поверхности (ил. 4).


4. Оборот бюста. Неизвестный скульптор. Конец XVIII в. Парковая скульптура. Мрамор. Государственный музей-усадьба «Архангельское». Фрагмент.

Структурное разрушение камня: грануляция, трещины.

В наибольшей степени грануляции подвержен мрамор, на нем легко проследить даже самые начальные стадии этого процесса по интенсивному побелению и полной утрате светопроницаемости пораженных участков из-за резкого изменения оптических свойств камня.

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.