ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

* Более подробный обзор свойств синтетических укрепляющих материалов дан в обзоре И.В.Назаровой (21)

Сополимер винилацетата с 2-этилгексилакрилатом (ВА 2-ЭГА)

Относится к акрилатным пленкообразо-вателям и представляет собой полимер низших эфиров акриловой и метакриловой кислот. При сополимеризации винилацетата (70-80%) с 2-этилгексилакрилатом (20-25%), был получен материал, обладающий рядом ценных свойств.

В реставрационной практике дисперсия ВА 2-ЭГА нашла широкое применение в различных областях, где требуется укрепляющий обратимый материал, дающий эластичную, водо и температуростойкую пленку, однако в настоящее время производство этой дисперсии прекращено. В ГосНИИРеставрации ведутся работы по изысканию материала, позволяющего вести реставрацию живописи по методикам, внедренным с использованием ВА 2-ЭГА (22).

Сополимер винилацетата с этиленом (СВЭД-50)

Водная дисперсия сополимера в соотношении 85:15; исходная концентрация 50%. По физико-химическим свойствам пленки СВЭД-50 является полным аналогом ВА 2-ЭГА, что позволяет с успехом заменять один материал другим.

Сополимер винилацетата с этиленом (СВЭД-30)

Это дисперсия (латекс) также нашла широкое применение. Исходная концентрация - 33%. Отличается от СВЭД-50 размером частиц. У этого материала он почти на порядок меньше, чем у СВЭД-50 и ВА 2-ЭГА. Дисперсия поэтому имеет значительную проникающую способность.

Указанные сополимерные дисперсии обратимы (даже через несколько лет с легкостью удаляются с поверхности красочного слоя тампоном, смоченным этиловым спиртом или ацетоном), после старения почти не изменяют растворимости в органических растворителях. Применяя их совместно -одну для пропитки, другую - для подклейки - удалось осуществить реставрацию там, где ранее она была просто невозможна (см.Перечень памятников).

Кремнийорганические полимеры-смолы марки К-42 и К-15/3 (174-71)

Этот обособленный класс полимеров нашел широкое применение в реставрации монументальной живописи и ее фунта - штукатурки. Монументальные памятники большей частью не отапливаются, следовательно настенные росписи подвергаются агрессивному воздействию постоянно меняющихся температуры и влажности.

Кремнийорганические полимеры, или полиорганосилоксаны, содержат одновременно кремний, кислород и органические составляющие. Такие полимеры обладают высокой термической и химической стойкостью, свойственной кремнезему и силикатным материалам, а также некоторой реакционноспособностью, свойственной органическим материалам. При этом реакционная способность зависит от природы органических радикалов, влияющих также на адгезию, водо и термостойкость, паропроницаемость. Такие полимеры легко растворяются во многих органических растворителях: толуоле, ксилоле, бензине и т.д. Растворы их обладают низкими вязкостями и способны глубоко проникать в пары пропитываемого материала.

Прежде чем внедрить в практику реставрации монументальной живописи кремнийорганические полимеры, во ВНИИР сотрудниками лаборатории химико-технологических исследований была проведена экспериментальная проверка их свойств. После детального исследования кремнийорганических смол марки К-42 и К-15/3 установлено, что К-15/3 обладает гидрофобизирующими и укрепляющими свойствами, а смола К-42 - только гидрофобизирующими и используется, как правило, в сочетании с другими укрепляющими материалами. Кремнийорганические полимеры сохраняют паропроницаемость укрепленного материала, а иногда она даже увеличивается (23). В работе Д.Ж.Маврова дано объяснение факта увеличения паропроницаемости в результате обработки кремнийорганическими соединениями (24). Кроме этого, был проведен цикл исследовательских работ по изучению величины паропроницаемости материалов, укрепленных полимерами: ВА 2-ЭГА, СВЭД и др. (25). Снижение величины паропроницаемости зависит от природы полимера, концентрации раствора, числа пропиток, площади поверхности, закрытой пленкой, пористости штукатурки.

Так, укрепление дисперсией ВА 2-ЭГА 5-процентной концентрации снижает паропроницаемость на 10-15%, дисперсией СВЭД низкой концентрации (2,5%) не сопровождается снижением паропроницаемости. Использование раствора более высокой концентрации приводит к снижению этой величины. На рыхлой штукатурке снижение паропроницаемости в результате обработки происходит более эффективно, чем на плотной. Поскольку в применяющихся в настоящее время методиках реставрации настенной живописи (как распыления, так и шелушения) рекомендуемые концентрации растворов или дисперсий не превышают 5-6%, процесс укрепления красочного слоя не вызывает катастрофического снижения паропроницаемости, способного привести к отслоению укрепленного фрагмента. На пористой поверхности настенной живописи не образуется сплошной пленки. Вследствие адсорбции полимерных молекул на стенках пор образуется очень тонкая перфорированная пленка, незначительно снижающая паропроницаемость (при определенной концентрации раствора и количеств пропиток), однако обеспечивающая необходимый паро и воздухообмен.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. НЕКРАСОВ А.П., БАЛЫГИНА Л.П.; Владимир 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.