ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

3.3.5. Особенности экологического метода выбора системы охраны памятников архитектуры, учитывающего условия их эксплуатации в городской системе

В мировой практике в систему мероприятий охраны памятника включен экологический анализ среды эксплуатации, и при разработке проектной документации требуется провести экологическую оценку объекта культурного наследия. При экологической оценке памятника имеется в виду, что: «культурное наследие**** — это свидетельство отношения человека к миру, к достижениям и открытиям прошлого. Сейчас большая часть культурного наследия находится под угрозой, частично это является результатом модернизации и экономического развития. При этом гибель культурного наследия происходит все быстрее и быстрее. Если дать исчезнуть местам археологических раскопок и памятникам истории и культуры, то это будет означать утрату мощной составляющей созидательной способности общества и суммы знаний, столь необходимых для формирования будущего. К счастью, хотя утрата культурного наследия безвозвратна, часто ее можно избежать. Эффективная охрана основывается как на понимании проблем культурного наследия, так и на соответствующей их оценке и мерах, направленных на сведение к минимуму ущерба и потерь».

Для повышения эффективности мероприятий по охране памятников всемирного культурного наследия предусмотрена экологическая оценка всех основных мероприятий охранной системы: охрана, сохранение, реставрация, восстановление, адаптация и уход.

Смысловые значения этих понятий охранной системы культурного наследия,***** согласно «Хартии Бурры», нижеследующие.

Охрана. Это понятие охватывает все аспекты защиты исторического места и следов материальной культуры в целях сохранения их культурной значимости. Охрана заключает в себя уход и может, в зависимости от важности культурного наследия и соответствующих обстоятельств, включать сохранение, реставрацию, восстановление или любое сочетание перечисленных выше процессов.

Сохранение. Сохранение строения (сооружения) в его нынешнем состоянии и замедление ухудшения этого состояния. Использование этого метода целесообразно в тех случаях, когда строение (сооружение) в его нынешнем виде само по себе обладает определенной культурной значимостью, или когда для осуществления других методов охраны нет оснований. Сохранение включает в себя защиту, уход и, там где это необходимо, укрепление существующего строения (сооружения).

Реставрация. Возвращение существующего строения (сооружения) в известное прежнее состояние путем освобождения его от новых элементов, наслоений и т.д. или путем повторного монтажа существующих элементов без использования новых материалов. Этот метод целесообразно использовать только в тех случаях, когда существует достаточно свидетельств прежнего состояния строения (сооружения), а возвращение данного строения в прежнее состояние раскрывает значимость данного памятника культуры и не приводит к разрушению каких-то частей строения.

Восстановление (реконструкция). Возвращение существующего строения (сооружения) в известное прежнее состояние с достижением максимально возможного подобия. Этот метод отличает включение в строение (сооружение) дополнительных материалов (новых или старых). Реконструкция целесообразна только в тех случаях, когда строение в результате повреждения или видоизменения утратило какие-либо элементы и без реконструкции может разрушиться Реконструкция ограничивается только восстановлением утраченных элементов и не должна распространяться на большую часть строения.

Адаптирование. Видоизменение исторического места для использования совместимого с его особенностями. Приемлемо в тех случаях, когда значительно не снижает культурной значимости исторического места, может иметь существенное значение при необходимости обеспечения экономической жизнеспособности памятника культуры.

Уход. Постоянная забота (с применением защитных мер) о строении (сооружении), находящихся в нем предметов и об окружении памятника истории и культуры. Уход должен отличаться от ремонта, который включает в себя реставрацию или восстановление.

Из состава мероприятий приведенной системы охраны на стадии эксплуатации памятника архитектуры предпочтение следует отдавать «уходу». Уход, в зависимости от важности культурного наследия и соответствующих обстоятельств включает сохранение, реставрацию, восстановление или любое сочетание перечисленных выше процессов по консервации. В этом случае практически удается исключить ремонтные мероприятия, которые пригодны и осуществляются в системе эксплуатации обычных зданий и сооружений и обычно не учитывают специфику работ на памятнике. Недостатком проведения обычных ремонтных работ является отсутствие предварительного диагностирования повреждений и учета специфики выбора реставрационных материалов и технологий.

Для обеспечения сохранности памятника в современных условиях эксплуатации необходима его надежная консервация, комплексная защита от всех возможных видов загрязнения и восстановление утраченных свойств материалов и конструкций уже на этапе реставрации. В систему методов консервации должны быть включены следующие профилактические мероприятия: защита от загрязнения; защита от увлажнения; защита от солей; защита от биохимической коррозии; упрочнение. Отдельно взятые методы, материалы и даже технологии не могут обеспечить долговечной консервации, поэтому общей тенденцией становится представление на современном рынке технологий «системных продуктов» и технологий, предусматривающих комплексную защиту, санацию и консервацию материалов памятников и зданий на этапе реставрации и ухода.

Современные системные продукты представлены по видам технологии производства с учетом соответствия показателей их назначению, т.е. условиям эксплуатации. Например, материалы для внутренних работ, для защиты цоколя, фасада; по видам работ: для комплексной гидроизоляции, для санации и т.д. Особое внимание заслуживает новая система требований к материалам и новые методы консервации.

К материалам для консервации предъявляются традиционное требование — их совместимость со включением следующих новых требований: материалы должны обеспечить долговременный эффект сохранения своих свойств, обеспечить снижение (или компенсацию) динамических и статических нагрузок и препятствовать раскрытию и распространению трещин. Они должны обеспечивать надежную защиту от увлажнения, обладать санирующим эффектом и предотвращать коррозию, обеспечивая восстановление прочностных свойств.

В последнее время особенно актуальным требованием становится быстрое твердение консервирующих веществ при экстренных работах в критических ситуациях. Наиболее перспективными остаются продукты на основе водных растворов мономеров и олигомеров, различные кремнийорганические системные продукты полифункционального действия и минеральные вяжущие, модифицированные полимерными добавками.

Основными методами комплексной консервации признаны: инъецирование, диффузионная пропитка и санирующие обмазки. Схема применения данных методов для защиты конструкций от увлажнения и коррозии представлена на рис. 3.8.


Рис. 3.8. Схема методов и способов защиты конструкций памятника от увлажнения и коррозии

Эффективность перечисленных мероприятий определяется инновационными технологиями и высоким техническим уровнем современного оборудования.

Новое оборудование позволяет варьировать в широком диапазоне давление инъецирования (от 1 до 20 атм.) и обеспечивает надежную защиту от грунтовой воды на поверхности конструкции, прилегающей к грунту.

Революцией в диффузионной пропитке стали последние разработки фирмы WAKER, предложившей использование паст с глубоким проникновением по всему профилю повреждений поверхностных слоев вместо кремнийорганических жидких продуктов.

Принципом консервации и технологии реставрационных работ должен стать экологический системный подход к изучению проблемы повреждений и научно обоснованный выбор современных технологий, адекватных условиям эксплуатации памятников.

Существующая система технологии реставрационного производства нуждается в модернизации, обновлении и активном внедрении в нее компенсационных инженерно-строительных экологически целесообразных решений для предотвращения воздействия агрессивных сред. Деградации памятников из-за коррозионного разрушения материала, а также их гибели в случае недоучета критических ситуаций, отсутствия экологического контроля за используемыми материалами, отсутствия прогнозирования повреждений методами мониторинговых исследований и экологических изысканий приводят к невосполнимым утратам культурного наследия.

 

**** Справочное пособие по экологической оценке. Всемирный банк, Департамент охраны окружающей среды. Дополнения. Выпуск 8, сентябрь 1994 г. Документ № 154, Вашингтон. — Т. 3. — С. 113.

***** Определения согласуются с пересмотренной в 1992 году «Хартией Бурры» — Хартией Австралийского национального комитета международного совета по охране памятников и исторических мест. Содержат наиболее полные и современные представления о принципах охраны культурного наследия.

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.