Продажа спортивных систем разделения зала для школьных спортзалов. | монолитные лестницы
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

В последние годы значительно возрос объем работ по сохранению, реставрации, восстановлению памятников архитектуры. Одновременно, из-за экологических проблем большого города, появились новые факторы риска утраты этого культурного наследия. Участились чрезвычайные ситуации в технобиосфере города и связанные с ними разрушения памятников. Загрязнение окружающей среды привело к изменению механизмов деструктивных процессов в конструкционных и отделочных строительных материалах памятников архитектуры. Наблюдается также снижение качества работ по сохранению древних сооружений и зданий из-за неудачного выбора реставрационных, прежде всего химических, материалов, возрастает риск утраты ценнейших элементов подсистемы архитектурно-исторической среды древнего города, а обострение экологической ситуации закономерно проявляется возникновением критических проблем сохранения памятников архитектуры. Этот факт определяет необходимость при экологической оценке и выборе материалов для реставрации не только оценивать и учитывать их воздействие на окружающую среду по их жизненному циклу, но и агрессивное воздействие окружающей среды на материал памятника и реставрационные материалы.

Памятники истории и культуры создавались практически из любых как обычных, так и редких материалов. Наиболее характерная особенность всех памятников истории, культуры и музейных экспонатов — большая или меньшая степень разрушенности или измененности материалов, из которых они созданы. Эти изменения материалов, которые можно назвать «старением», связаны как со свойствами самих материалов (перекристаллизация стекла, аморфных составляющих минеральных материалов, медленная полимеризация некоторых органических природных материалов), так и с внешними природными воздействиями (изменения температуры и влажности, ветровая эрозия, световое старение). В последние десятилетия особенно большое влияние на все материальные объекты, в том числе и памятники истории и культуры, оказывают изменившиеся экологические условия (состав воздуха, «кислотные дожди», вибрация от транспорта, антропогенное давление). Хотя процесс старения необратим и часто приводит к безвозвратным потерям, он может быть замедлен, даже приостановлен. Последнее рассматривается как основная задача реставрации и консервации памятника культуры.

Устранить влияние многих факторов разрушения, связанных с общей экологической обстановкой, практически невозможно, поэтому особенно важно проводить различные консервационные и реставрационные работы, нейтрализующие это влияние: химическое укрепление частично разрушенных материалов, защиту их от воздействия солнечной радиации, кислотных окислов в воздухе и веществ-загрязнителей в воде, а также биологических разрушающих факторов.

Таким образом, при сохранении памятников особую значимость приобретают материалы для защиты каменных, деревянных и других строений. Сегодня на рынке строительных материалов широко представлены химические материалы (более 400 новых препаратов, которые интегрированы в защитные и санационные системы) для экологически безопасного ухода за памятником и для проведения ремонтно-реставрационных работ от фундамента до крыши.

Общие экологические принципы выбора реставрационных материалов должны быть дополнены рядом реставрационных принципов, основанных на международном опыте современной реставрационной практики и обобщенных в Венецианской международной хартии по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест (1964 г.). Должны быть учтены экологические проблемы окружающей среды, экосистемные корреляционные взаимосвязи в системе «памятник архитектуры—окружающая среда», а также законодательные акты, государственные законы, постановления и др. ведомственные нормативные документы. Выбор и применение материалов на реставрируемых объектах должны базироваться на теоретических положениях обоснования значимости сохранения культурного наследия, принципиальных основах реставрации, разработанных в трудах И.Э. Грабаря, Д.С. Лихачева, Н.В. Перцева, В.В. Филатова, Л.С. Гельфельда, О.И. Пруцына и др. При проведении любого вида работ на памятнике важно сохранить не только внешний облик памятника, но и материал, из которого он изготовлен. Замена материала (изготовление макета, муляжа) приводит к утрате технологических особенностей создания данного объекта, характеризующих подлинность и индивидуальность техники и технологии исполнения.

Различные работы, осуществляемые для предотвращения дальнейшего разрушения и создания условий для длительного сохранения памятника, определяются как реставрация, консервация и воссоздание Слово реставрация происходит от латинского restauratio — восстановление. В широком смысле реставрация охватывает все виды работ, направленные как на сохранение произведения искусства или памятника архитектуры, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узком смысле реставрация — это укрепление материалов памятника, способствующее продлению его жизни, и устранение позднейших наслоений, искажающих его исторический и художественный облик.

Консервация — от латинского conservation — сохранение, сбережение памятника, музейного экспоната в дошедшем до нас виде с позднейшими историческими напластованиями. Консервация оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением каких-либо его элементов, ценность которых пока еще не ясна, но может быть выявлена в будущем. Консервация зданий-памятников имеет много общих черт с обычным ремонтом (бытует термин «ремонтно-реставрационные работы»). Обязательным условием консервации является максимальное сохранение подлинного материала памятника, в том числе и в значительной мере разрушенного. Если неизбежна частичная замена подлинного материала на современные (которые часто просто несовместимы со старыми), то подбираются материалы, по возможности, близкие к тем, которые использовались при создании самого памятника.

Вопросы защиты и укрепления частично разрушенных материалов памятников разрабатываются с учетом необходимости длительного сохранения объекта. Современная химия предоставляет реставраторам набор эффективных средств, позволяющих осуществить консервацию памятников из таких недолговечных материалов как древесина, бумага, гипс и др.

Реконструкция (от латинского reconstruction — перестройка, восстановление) и воссоздание — это восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое бывает допустимо только в исключительных случаях. Примерами воссоздания могут служить уничтоженный фашистами в годы Второй мировой войны и поднятый из руин дворцово-парковый комплекс г. Петродворца в пригороде Ленинграда, восстановленный из руин исторический центр в г. Варшаве, воссозданный храм Христа Спасителя в г. Москве и т.д.

При выборе материалов для реставрации следует учитывать, что особо опасными для памятников архитектуры стали химические факторы: сильное загрязнение городской среды, как показывают экологические изыскания, создает гипердинамический режим эксплуатации памятников, отсюда проблемы интенсификации и ускорения коррозионных процессов в каменных и кирпичных кладках не только в подземных конструкциях, но и наземных частях зданий. Стали частыми повреждения фасадов. Особо подвержены повреждению материалы цокольной части зданий. Появилась угроза искажения визуального восприятия исторических улиц г. Москвы за счет произвольной замены белокаменного цоколя зданий XVIII—XIX веков на плитку, оштукатуривание и окрашивание. Кремлевская стена была окрашена, что нарушило восприятие образа лицевой поверхности кирпича, пластики рельефа исторических каменных кладок, принятых на Руси.

Выбор материалов осложняется экологической проблемой истощения ресурсов и, в частности, качественных глин для изготовления плинфы, качественного «белого» камня (известняка) и т.п. для реставрационных работ. Это проявляется в проблеме несовместимости старых и новых каменных материалов (рис. 3.7) и легко прослеживается даже на таких важных объектах культурного наследия как памятники Московского Кремля, Большой театр (особо бросается в глаза неудачная замена поврежденных камней на новые в колоннах театра) и др. Во всех случаях характерно возникновение конфликта между старыми и новыми блоками из-за недоучета разницы в их микроструктуре и новых экологических факторов среды их эксплуатации.


Рис. 3.7. Проблемы несовместимости новых и старых каменных материалов

Для решения ресурсной проблемы в реставрации следует максимально применять уже ранее использованный старый материал, как правило, остающийся при сносе старых зданий, при перекладке каменных стен и т.п., для чего целесообразно организовать депонирование исторических каменных материалов.

Проблема повреждения материала памятника оказывается сложно решаемой, поэтому выход часто находят в замене исторического каменного материала на новый камень или другой, искусственный. В последнем случае происходит подмена простого материала на сложный, неоднородный по химическому составу, что приводит, в конечном итоге, к несовместимости материалов. Применение при строительстве или реставрации нестандартных материалов или несоответствие новых и древних материалов по физико-химическим свойствам приводят к усложнению системы их совмещения и появлению новых свойств, присущих всем сложным природным неживым системам — эмерджентности и подверженности катастрофам, что неизбежно вызывает снижение устойчивости конструкционных систем памятника.

Для правильного выбора материалов необходим экологический подход и обязательный анализ причин повреждения материалов с изучением опыта реставрационных работ, пересмотром и переоценкой всех ранее использованных в технологии реставрации материалов с учетом отрицательных результатов их применения.

Множество примеров несовместимости материалов, а также других проблем реставрации, проанализированы и рассмотрены в трудах Л.С. Гельфельда**. Перечислим некоторые из них. Неудачное применение во второй половине XVII века в каменном зодчестве заливки расплавленной серой металлических анкерных систем привело к их последующей активной коррозии из-за усложнения системы материалов каменной кладки и недоучета биотических факторов.

В практике производства реставрационных работ часто используют цементы для заделки выбоин и других дефектов белого камня и кирпича вместо известкового и цемяночных растворов, применявшихся древними зодчими. Это является частой причиной разрушения кладки из-за разного коэффициента теплового расширения этих материалов, а также их несоответствия по влагопроницаемости и влагонасыщению.

Несоблюдение правила «золотого сечения» и пропорций в сложных конструкциях — своего рода вариант снижения их устойчивости. Знаменитый художник-баталист XIX века В.В. Верещагин писал в 1899 году о порочной реставрации храма Василия Блаженного в Москве: «...при реставрации нижней части шпиля собора вместо выветрившегося кирпича кладут новый, но не одного размера со старым, как бы следовало, а гораздо большего, так, что приходится сплошь отбивать куски старого кирпича в очень искусно выделанной и очень тонкой утенке шпиля (центрального шатра), что прямо грозит разрушением и не далее, как через несколько десятков лет. Неужели это называется реставрацией?». Реставрационные работы, выполнявшиеся в 1954—1955 годах, полностью подтвердили опасения художника.

Антропогенный фактор ошибок реставраторов в выборе материалов часто проявляется из-за недоучета эксплуатационных свойств и использования материалов не по назначению.

Известны многочисленные факты таких ошибок. В конце XIX века в интерьере Успенского собора Московского Кремля были сделаны «докладки» арок на известковом растворе. Из-за усадки известкового раствора между сводами и стенами образовались щели, и арки утратили свою опорную функцию. В результате старения мастичных составов на основе эпоксидных смол, несовместимых с гранитом «рапакиви», произошли выпадения вставок из декоративных фрагментов Александрийской колонны в Ленинграде в 1960-х годах.

Сегодня, когда появились новые проблемы сохранения памятников в новых условиях окружающей среды, реставрационная практика должна, бесспорно, базироваться на анализе опыта реставрации и ошибок и активно внедрять экологические принципы в технологию реставрации и методологию выбора материалов.

Сегодня за основу экологической методологии выбора системы мероприятий по защите памятника от окружающей среды можно взять, как основополагающие (по Гельфельду), четыре метода консервации, дополнив их современными данными о взаимодействиях в системе: «городской природно-техногенный комплекс—материал—конструкции—памятник». В общем виде, если учесть эти взаимодействия, методы консервации должны включать следующие мероприятия:

I . предупреждение разрушений или, так называемая, «косвенная реставрация» (контроль окружающей среды: влажности, температурного режима, освещения и т.п.). К этому следует добавить мероприятия по контролю экологических нагрузок с учетом местоположения памятника в городской системе (природно-техногенном комплексе); учет состояния материала, степени его загрязнения, увлажнения и др. данные, получаемые с помощью новых методов мониторинговых исследований, проводимых на памятнике;

II . сохранение памятника (поддержание в существующем состоянии) предусматривает обеспечение сохранности памятника с помощью надлежащей эксплуатации, своевременных ремонтов и профилактических осмотров. Например, во избежание повышения влажности посещение деревянного дворца-музея XVIII века «Останкино» экскурсиями в весеннее и осеннее время ограничивается. В данном случае в системе эксплуатации целесообразно предусмотреть систему мероприятий по уходу за памятником, которая должна быть учтена уже на стадии разработки реставрационного проекта и откорректирована после выполнения реставрации. Здесь же необходимо предусмотреть систему обеспечения качественного ухода за различными по природе и составу материалами;

III . укрепление (непосредственная консервация) производится в случаях, когда состояние среды не поддается контролю, или когда человек не может влиять на внешние объективные агрессивные факторы. В этих случаях, для обеспечения долговечности памятника, укрепление производится различными методами, в частности, введением в его структуру связующих и укрепляющих материалов (укрепление кладки методом инъецирования, применение анкерных систем и т.п., укрепление живописи, штукатурки, лепного декора и т.п.). При выборе материалов особое внимание следует уделить их совместимости и однотипности и сродству с укрепляемым материалом;

IV . имитация или, так называемый, подстановочный метод консервации и реставрации, когда разрушающиеся подлинники убираются в запасники музеев и заменяются копиями. Так, к примеру, в Афинах в музей Акрополя в 1979 году были помещены мраморные кариатиды от портика Эрехтейона во избежание их полного разрушения от кислотных дождей, превращающих мрамор в гипс. Вместо них установлены копии. В Троицком соборе Сергиева Посада установлена копия иконы «Троица» Андрея Рублева, подлинник же помещен в Третьяковскую галерею г. Москвы. Этот метод практически невозможно распространить на памятники архитектуры, и он применим только при чрезвычайных ситуациях в технобиосфере, когда требуется сохранение отдельных фрагментов, материалов и др.

Таким образом, для повышения надежности работ по консервации памятников и обеспечения требований «устойчивой реставрации» необходимо переходить к системе управления качеством реставрационных проектов.

Очевидно, что для обеспечения сохранности памятников в условиях города необходимо определить принципиально новые, экологические подходы к выбору не только строительных материалов для восстановления утраченных объемов памятника архитектуры, но и специальных химических материалов и, особенно, составов для антикоррозионной обработки загрязненных и поврежденных поверхностей памятников для обеспечения их совместимости с новым строительным материалом, их защиты от окружающей среды и для успешной разработки системы профилактических мероприятий, учитывающих существующие сегодня условия эксплуатации реставрированных памятников. Поэтому выбор материалов для реставрации, консервации и ремонтно-восстановительных работ осуществляется с учетом их химических характеристик и сведений об отдаленных последствиях реставрационного вмешательства с их применением. Сведения о реставрационных материалах в обобщенном виде с описанием химических материалов, применяемых для реставрации различных по природе материалов памятников истории, культуры и музейных экспонатов, изложены в справочнике*** «Химия в реставрации». Среди множества материалов, которыми располагает современная химия, только некоторые нашли широкое применение в реставрации.

Выбору материалов должен предшествовать этап материаловедческого исследования объекта реставрации с выявлением не только состава материала и технологии применения, но и одновременности или разновременности создания памятника, возможности целенаправленного воздействия на частично разрушенные или изменившиеся материалы, из которых памятник создан. На основании этих исследований материалов и состояния памятника разрабатывается план реставрационных работ, в который обычно входят очистка от загрязнений или поздних наслоений, антисептическая обработка, укрепление частично разрушенных материалов, а также различные работы, зависящие от специфических особенностей реставрируемого объекта.

При реставрации одним из основных требований остается максимальное сохранение исходных элементов и материалов. Существенной является работа по сохранению целостности объекта реставрации: консолидация, соединение фрагментов, восстановление механической прочности и способности противостоять дальнейшему разрушению. Выбору материалов для таких работ должно предшествовать составление картограмм каменных кладок при проведении изыскательских работ на памятнике наряду с составлением ведомостей дефектов и повреждений. С экологической точки зрения это является важным мероприятием, заслуживающим его включения в систему по управлению качеством реставрационных проектов. Картограммы важны для сохранения информационного ресурса памятника, носителем которого являются материал и конструкции зданий и сооружений, сохранившихся до наших дней. Таким образом, в реставрационный процесс будет включен искусствоведческий и материаловедческий анализ и обеспечен научный подход к выбору способов направленного воздействия на материалы реставрируемого объекта, прогнозирование его дальнейшей судьбы и границ продления срока его «жизни».

Само собой разумеется, что должен быть найден оптимум, при котором используется как можно больше существующего материала без снижения качества и функциональности конструкций. В большинстве случаев предпочтителен процесс санации и ремонта, а не полная замена поврежденных материалов.

В последние годы все чаще приходится наблюдать, что традиционные в реставрации санирующие составы и методы защиты материалов памятников от коррозии оказываются неэффективными, и часто при их использовании (например, медного купороса, формальдегида и других химических препаратов) даже возникает опасность ускорения повреждений и разрушения памятника. Обработка, например, медным купоросом древесины делает её волокна хрупкими. При обработке минеральных материалов эта соль ускоряет сульфатную коррозию материала. Происходят необратимые процессы разрушения структуры материалов и полная потеря их первоначальных свойств.

Все рассмотренные выше проблемные ситуации с выбором материалов для реставрации, консервации, санации и восстановления памятников архитектуры связаны с отсутствием единого методологического научного подхода к оценке качества материала, учитывающего и условия эксплуатации памятника, и химические особенности материалов памятника. Таким подходом должен стать экологический метод оценки и выбора реставрационных материалов, который учитывает взаимодействия в системе «памятник—окружающая среда», исключает из использования материалы, которые считаются неэкологичными при их оценке по жизненному циклу и, следовательно, нецелесообразными к использованию в памятнике архитектуры.

Методически целесообразная схема алгоритма экологической оценки и выбора реставрационных материалов представлена в табл. 3.13.

Таблица 3.13
Алгоритм методики экологической оценки материалов, используемых при реставрации

Анализ -> -> -> ->

Оценка -> ->
Выбор
Эколого-градостроительная ситуация
Экологические нагрузки на памятник
Материалы для защиты и консервации
Степень сохранности материала памятника
Ресурс долговечности материала
Материалы для санации
 
Степень и вид загрязнения материала
 
Статус памятника
Характер и степень утраты информационного ресурса памятника
Материалы для замены
Природа и структурные особенности материала памятника
Совместимость материалов
Материалы для замены

Согласно последовательности представленных в таблице мероприятий определяется перечень материалов для реставрации и устанавливается соответствие их свойств назначению.

Анализ эколого-градостроительной ситуации позволяет установить новые механизмы развития коррозионных повреждений материалов, связанные с нарушением биогенных и других циклов круговорота веществ и вовлечением в эти экологические процессы материалов памятников. Если памятник расположен на территории с нарушенным экологическим равновесием, то преобладающим становится биохимический механизм коррозионного повреждения памятников, поэтому использование в этих условиях в технологии реставрационных работ традиционных защитных и лечебных мероприятий становится неэффективным. В этих случаях необходим выбор специальных материалов и инновационных технологий защиты памятника от коррозии, исключающий использование по старинке, например, формальдегида, медного купороса и др. материалов, которые, как отмечалось выше, приносят больше вреда, чем пользы, и не отвечают экологическим требованиям безопасности для окружающей среды, человека и памятника.

Выбор экологически целесообразных материалов для реставрации осуществляется методом сравнительного анализа. Наиболее доступный способ такого анализа — рассуждение, которое базируется на опыте реставраторов и знании теоретических основ экологии и материаловедения.

Всегда для использования имеются несколько альтернативных вариантов материалов — как из различных их видовых групп, так и из одной группы — одного и того же назначения с одинаковыми показателями эксплуатационно-технических и эстетических свойств, но с сильно различающимися экологическими показателями. В этом случае нужно принимать решения об использовании материала преимущественно с экологических позиций, учитывая прямые и косвенные его воздействия на памятник, человека, среду и анализируя по экологическим картам предполагаемые отдаленные негативные последствия этих воздействий для сохранения памятников.

Таким образом, становится возможным выбирать материалы наиболее целесообразные для решения перечисленных задач консервации памятников с учетом экологических проблем не только прямой, но и косвенной экологической безопасности материала для памятника, работая в рамках общемировой концепции «устойчивого развития», «устойчивого строительства», «устойчивой реставрации».

Общим правилом при анализе свойств и выборе материалов является, помимо их совместимости, снижение расхода новых материалов для реставрации. Чем выше материалоемкость выбранного процесса, тем больше нагрузки на окружающую среду и вероятнее обострение экологических проблем и появление новых осложнений с сохранением памятников.

Показателями к предпочтительному выбору материалов в реставрации становятся также возможность его повторного использования и долговечность.

 

** Гельфельд Л.С. Основные технологические принципы реставрации памятников каменного зодчества: Методическое пособие. — М.: Министерство культуры РФ, Спецпроектреставрация, 1994.

*** Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации: Справ, издание. — Л: Изд-во Химия, 1990.

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.