ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Вид отчёта по копированию картин.

Агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО

Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова

ОТЧЕТ

по копированию-реконструкции станковой масляной живописи «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»,художника И.П.Аргунова, XVIII в. (Государственная Третьяковская галерея).

Исполнитель студентка-дипломница кафедры РМЖ_________ Пламенац Иорданка

Москва 2006 г.


Содержание:

1. Краткие сведения о художнике

2. Сведения о картинке Описание изображения

3. Подготовка основы для копии

- изготовление подрамника

- подготовка холста для работы

- приклеивание основы (холста)

- грунтование основы (холста)

4. Последовательность работы копирования

- подготовка рисунка с кальками

- перевод рисунка

- обводка рисунка

- построение светотени

- построение колорита

- нанесение защитного слоя

5. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Сведения о художнике

Иван П. Аргунов (1729-1802)

С начала XVIII в .главное место в станковой живописи маслом на холсте начинает занимать портрет во всех его разновидностях: камерный, парадный, в рост, погрудный, парный. В портрете проявляется исключительный интерес к человеку, столь характерный для русского искусства в целом. Конечно, портретный жанр не был абсолютным новшеством в искусстве XVIII в. Ему предшествовали разнообразные типологические варианты, известные предыдущему веку: исторический портрет, изображения с предстоящими , портреты в многочисленных «Титулярниках».

Когда в 30-е гг. XVIII в. попирались национальные традиции, когда выказывалось управляющими великой державой иностранцами пренебрежение ко всему русскому, ведущие художники формировались и обретали зрелость как истинно русские мастера, с чисто русским пониманием образа, с почтением к отечественной изобразительной традиции, с мировоззрением русского человека.

Между иными художникам XVIII в. значительное место принадлежит Ивану Петровичу Аргунову (1729-1802),крепостной живописец, попавший к графу П.Б. Шереметеву вместе с приданым его жены. Аргунов происходил из замечательной династии мастеров.

Искусство Аргунова начало формироваться в 1740-е годы. В это время в Русском искусстве началось возрождение национальных традиций.

Его учителем в живописи можно считать немецкого художника Г.Х.Гроота, под началом которого молодой Аргунов исполнял иконы и от которого усвоил приемы рокайльного письма.

Первые портреты Аргунова были исполнены в манере парадного идеализированного изображения ,распространенного в средине XVIII в.

Первый известный в настоящее время портрет Аргунова - портрет Ивана Ивановича Лобанова Ростовского, написан 1750 г, когда была создана и «Умирающая Клеопатра.

Всю жизнь оставаясь крепостным художником Шереметевых , Аргунов, естественно писал своих хозяев: Петра Борисовича Шереметева, Варвару Алексеевну и их детей. Среди этих портретов есть и парадные, и полупарадные, и камерные.

Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны. В его портретах есть легкая грация, изящество нюансов, унаследованные им от рокайльной ритмики Гроота. Сочетание этих черт с некоторой скованностью, не только внешней (в позе, которую художник преодолевает иногда 3/4 разворотом фигуры), но и внутренней, делает Аргунова живописцем, развивающим чисто национальную «концепцию портрета».

Особняком в творчестве Аргунова стоят так называемые ретроспективные портреты предков П.Б.Шереметева; фельдмаршала Б.П.Шереметева, а также князя А.Черкасского.

Аргунов быстро преодолел «архаизмы» старой русской живописи и усвоил язык европейского искусства. Но самым главным его искусства в целом представляет тот факт, что в творчестве Аргунова, художника значительно более сухого и, несомненно, не столь яркой самобытности, есть произведения, которые являют собой прямые пути к искусству следующего столетия. Так, в 1757 г. Он пышет парные портреты Хрипуновых. Оба они представлены в интимной обстановке, за чтением: муж с газетой, жена с книгой. Подчеркнутое в женском портрете «интеллектуальное начало» особенно важно, ибо совсем необычно для портретописи XVIII столетия, особенно его первой половины или середины.

Необычайной живописной свободой поражает автопортрет Аргунова. Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, со вспышками голубого и розового в шейном платке. Лицо модели напряжено, как у человека, всматривающегося в свое изображение, изучающего его. В расположении инструментов: рейсфедера, циркуля, свинцового карандаша в соответствии с «Иконологическим лексиконом», дающим разработанную систему аллегорических образов, посредством которых следует изображать живописца, скульптора или архитектора, некоторые исследователи видят даже монограмму живописца: И.П. Аргунова. Но главным нам представляется внутреннее достоинство и зоркость, с которыми модель взирает с портрета.

2. Сведения о картине

Портрет неизвестной крестьянки занял видное место в русском изобразительном искусстве ХVIII века. В портрете крестьянки Аргунов запечатлел привлекательный облик русской женщины из народа, душевную чистоту, приветливость и скромность. Ее лицо с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В ее образе художник выразил свое представление о красоте и духовном благородстве крестьянской женщине.

В построении портрета сказывается логическая ясность, продуманность и строгость, и хотя композиция строится на горизонталях и вертикалях с преобладанием последних, но это не выхолащивает жизненного содержания. Классицистические черти способствуют созданию обобщенного, цельного образа. Фигура крестьянки, помещенная почти в центре (она слегка сдвинута к левому краю), дана в трехчетвертном повороте вправо. Пластические формы ее молодого упругого тела, переданные с почти скульптурной осязаемостью, высокая точеная шея, переходящая в плавные контуры головы и высокого, расшитого золотом головного убора, соотношениями своих частей создают впечатление равновесия и устойчивости.

В портрете крестьянки художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство русской женщины из народа. Это была лебединая песня художника. Ни в одном произведении, созданном им позднее, нет такого обобщения, глубины и значительности, какие удались ему в этой работе.

Время не сохранило имени женщины, изображенной на портрете Аргунова. По этому поводу неоднократно высказывались различные догадки и предположения. Однако с уверенностью можно сказать, что это была не крепостная актриса, как думают одни, и не женщина из высшего общества, одетая в русский костюм, как считают другие.

Одежда женщины на портрете Аргунова отличается этнографической точностью: это народный костюм крестьянки Московской губернии. Однако слишком большой вырез рубахи и цветной поясок, подпоясывающий сарафан, дают возможность предположить, что на портрете изображена не женщина, живущая в деревне, а горожанка и, скорее всего, кормилица. В пользу этого предположения говорит и характер самого изображения, ставший почти традиционным для кормилиц начиная с конца XVIII и на протяжении XIX века. На портрете не может быть изображена и женщина, принадлежащая к высшим кругам общества. Демократизм образа и тип лица исключают и это предположение. Аргунов создал возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало еще русское искусство XVI11 века, хотя и не свободный еще от скованности.

Описание изображения

Колорит остается еще теплым: сочетания красного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотом шитьем создают парадную, но в то же время строгую гамму, придавая произведению ясную гармоническую завершенность Красный цвет, господствующий в портрете, хорошо увязан с телесными тонами лица и груди, чуть тронутых розовым, и светлыми тонами белой рубахи, складки которой кажутся розоватыми благодаря просвечивающему сквозь ровный тонкий слой лессировочных красок красноватому подмалевку. Красный цвет поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота, переходя в розоватые тона румянца и губ. Общий тон произведения хорошо увязан с фоном - темным оливково-коричневатым слева и более светлым с права, в котором повторяются тона портрета: красновато-розовый и золотистый, создавая вокруг модели как бы живую красочную среду

3. Подготовка основы для копии

Изготовление подрамника

Подрамник размером 67,5х53,5ем. крестовой перекладной , изготовлен из сухого обработанного дерева, бруски со скосами; подрамник тонирован морилкой цвета ореховая.

Подготовка холста для работы

Приобретен льняной холст среднезернистый, серого цвета. Холст был растянут на подрамник.

Приклеивание основы

Для проклейки использовался 5% раствор желатина с медом (1:1). Предварительно лицевая сторона холста слегка шлифовалась наждачной бумагой, с целю, улучшения сцепления клея с холстом, клей наносился по 2 раза, попеременно. После первой проклейки основа слегка шлифовалась наждачной бумагой, под интервалом од 12 часов Проклейка велась при вертикальным положением основы, с небольшим уклоном.

Грунтование основы

Использовался готовый заводский грунт (3.к. Санкт Петербург). Грунт наносился (флейцем) шпателем пластиковым дважды. Первый Раз спустя 12 часов од последней проклейки. Второй раз через сутки после нанесения первого слоя, основу слегка шлифовала. При первой грунтовке в грунт добавлялся мед в качестве пластификатора (1 : 1). Грунтовка производилась при вертикальном положении основы с небольшим уклоном.

4. Последовательность работы копирования

Для выполнения копии был применен многослойный метод письма, а именно: рисунок, построение светотени и построение колорита. Более подробно каждая из стадий описывается ниже:

Подготовка рисунка

Рисунок переводился на бумагу с помощью кальки и далее отрисовывался более тщательно, в сравнении с оригиналом. Рисунок был исполнен линейно. Особое внимание обращалось на точность пропорций, а также контуров и границ теней.

Перевод рисунка

На основу рисунок переводился с помощью кальки, тонированной грифельным карандашом.

Обводка рисунка

После перевода рисунка, темперной коричной краски производилась обводка контура рисунка на основе.

Построение светотени

Светотеневой строй работы создавался методом, приближенным к технике «сухой кисти» с использованием разбавителя в очень малых количествах. Использовались жесткие щетинные кисти, масляная краска ван-дик коричневый (производство Санкт Петербург), В местах тени и полутонов краска как бы втиралась в полотно, в светах использовался тон грунта.

Построение колорита

На данном этапе работа велась, с начала с красной краски как

Подмалевки для поздней фазы нанесения колеров золото.

Чтобы все формы оказались предельно объемными, предварительно

наносились светлыми тонами светлые участки, прокладывались

пастозными мазками, и приблизительно окончательному тону.

На данном этапе использовались масляные краски: белила цинковое и

титановое, охра светлая, краплак красный, волконскоит, глауконит,

кадмий красный светлый, марс желтый прозрачный, кобальт синий

спектральный, неаполитанская желтая, сажа газовая и ван-дик

коричневый. Все краски производство Санкт Петербург.

Нанесение защитного слоя

Перед завершающим этапом - лессировкой, поверхность работы была обработана ретушным лаком (производство Санкт-Петербург)

5. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

1 Государственная «Третьяковская галерея» в Москве,

2. Плакат на Государственной «Третьяковской» галереи, осенью 2005 г, в честь 200 летим крепостных художников Аргунових.

3. Вид с боку на Государственную «Третьяковскую галерею».

4. Репродукция оригинала «Портрет неизвестной крестьянки», XVTII век, художника И.Н.Аргунова.

5. Рисунок в карандаше портрета-копии,

6. Подготовлена основа-холст для работы. Лицевая сторона.

7. Подготовлена основа-холст для работы. Оборотная сторона.

8. Изготовление картона и калек. Процесс копирования.

9. Перевод рисунка на холст. Процесс копирования.

10. Построение светотени портрета копии. Процесс копирования.

11 Начало построения колорита на холсте. Процесс копирования.

12 Продолжение построения колорита на Холсте. Процесс копирования.

13 Заключительный процесс копирования Портрета.


Раскладушка

1234
56 78910
1112 13

Первоисточник: 
Дипломная работа студентки-дипломннцы кафедры РМЖ МГХПУ им. С.Г.Строганова Пламенац И. 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.