ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о размерах — длине, ширине и высоте кирпичей.

Кирпич первых кирпичных сооружений в России X—XII вв. (плинфа) в плане был более приближен к квадрату, нежели более поздний брусковый кирпич. Строения Киева X—XI вв. могли иметь плинфу с габаритами: 310x300x25, 340x270x40, 376x285x31 мм.

В XIII—XIV вв. начинают строить из брускового (брусчатого) кирпича. До XVI в. его размеры были различны, причем кирпич большой руки мог иметь различные размеры в разных регионах (250x220x40, 280x153x65, 270x147x67). Кирпич малой руки, который в Москве носит название «алевизовский», в первой половине XVI в. имел размеры около (215(220)х105(115)х51(54)).

В конце XVI в. была предпринята попытка упорядочения габаритов кирпича с одновременным их укрупнением. Примеры габаритов большемерного кирпича, просуществовавшего в центральной России примерно до середины XVIII века, приведены в таблице 30.


Таблица 30
Конкретные значения параметров кирпичных кладок Москвы с XVI в. по начало XX в.

Дата кирпичной кладки
 
 
«10 рядов с 10 швами», см
 
 
Размеры кирпича, мм
длина
ширина
высота

толщина шва

1498 г.
84
273
147
67
17
Вторая четверть XVI в.
68
228
105
51
17
Вторая четверть XVI в.
72
215
115
54
18
1640-е годы
103
306
144
82
21
1645—47 годы
89
298
143
74
25
Третья четверть XVII в.
95
300
145
78
17
1693 г.
91
295
145
79
13
Конец XVII — начало XVIII вв.
101
295
146
80
21
1709—14 годы
98
290
145
80
18
Первая четверть XVIII в.
84
272
118
69
15
Первая четверть XVIII в.
100
299
145
80
20
Первая половина XVIII в.
99
295
146
85
14
Середина XVIII в.
78
245
110
66
12
Середина XVIII в.
89
242
110
64
25
Середина XVIII в.
100
272
124
76
24
1750—1760-е годы
98
279
119
79
20
1758 —70-е годы
107
265
124
80
27
1760 г.
90
259
122
74
16
1762—1870-е годы
96
269
117
81
15
1763—1767 годы
91
262
119
76
15
1766—1768 годы
77
260
135
60
17
1776 г.
75
253
123
65
10
1776 г.
77
274
J33
66
11

1777-1788 годы

80
249
131
65
15
1780-е годы
78
270
135
65
13
Т780-е годы
74
264
121
65
9
1784 г.
72
266
130
61
11
1784 г.
81
250
117
65
11
1780—1790-е годы
71
257
139
59
12
1790-е годы
81
242
115
68
13
1792 г.
70
260
130
55
15
1796—1801 гг.
77
245
115
65
12
1803 г.
75
263
124
61
14
1815 г
80
242
118
68
12
1816 г.
76
235
116
64
12
1816 г.
80
237
113
65
15
1817 г.
77
240
112
65
12
1817 г.
75
236
108
66
9
1818 г.
82
233
115
68
13
1820 г.
76
238
110
65
11
1821 г.
80
239
114
64
16
1822 г.
79
240
115
68
11
1823 г.
80
245
112
68
12
1825—26 годы
77
240
10
65
12
1825 г.
80
238
110
64
16
1824—1826 годы
80
255
115
68
12
1826 г.
83
233
112
70
13
До 1827 г.
79
240
110
65
14
1829 — 31 годы
80
230
108
70
10
1831 г.
84
239
107
73
11
1832 г.
81
238
109
69
12
1833 г.
84
240
110
70
14
1834 г.
90
240
105
75
1835 г.
84
238
108
66
18
1844 г.
77
263
130
63
14
1844 г.
78
266
128
69
19
1845 г.
75
260
123
62
13
1845 г.
79
255
127
68
11
1845 г.
78
255
122
65
13
1848 г.
76
260
130
65
10
1845—1849 гг.
78
258
125
64
14
1845—49 годы
74
258
125
64
10
1850-е годы
78
265
125
65
13
1859 г.
76
262
126
65
11
1861 г.
78
250
124
67
11
1864 г.
82
262
124
68
14
1860—1870-е годы
84
260
130
65
19
1889—91 годы
80
265
128
66
14
Конец XIX — начало XX в.
84
263
125
73
11
Конец XIX — начало XX в.
79
271
130
70
9
Начало XX в.
85
266
128
72
13
 

Регламентация размеров кирпича в начале XVIII века была осуществлена Петром 1 и предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 2 дюйма (7 см).

К середине XIX в. эти данные заметно изменились. И. И. Свиязев в 1833 г. писал о размерах кирпича: «Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка».

В табл. 29 сгруппированы близкие по размерам характеристики для Москвы. Они не всегда распределены строго по десятилетиям, иногда соответствуют более широким или узким хронологическим диапазонам. Основное условие для каждой группы — близость к размерам табл. 30, в которой для иллюстрации приводятся конкретные размеры кирпичей Москвы с XVI в. по начало XX в. На основании таблиц 29 и 30 можно проследить поступательную тенденцию уменьшения размеров. Причем изменение идет дискретно, скачками, с заметным разбросом. Особенно резкие скачки наблюдаются в первой половине XVIII в., в период отказа от большемера, а также в 1840-х годах, когда кирпич приобрел размеры, близкие к современному стандарту.

В период габаритной нестабильности (конец XVII — начало XIX в.) наряду с общей закономерностью изменения всех размеров в московских построениях наблюдаются особенности, характерные только для определенных периодов. В середине XVIII в. они группируются в две и даже в три (по ширине) категории. Далее, до 1790-х годов длина и ширина возрастают, а толщина уменьшается. 1790-е годы также отличаются непостоянством, после которого наступает длительный период стабилизации размеров кирпича по ширине и толщине вплоть до 1840-х годов. По отношению к длине кирпича этот период можно подразделить на две части (1790— 1812 гг. и 1812—1830 гг.), то есть до и после пожара Москвы. В течение последнего, «послепожарного» периода наблюдается самое низкое значение длины — в среднем около 24 см.

В Петербурге большемерный кирпич не применялся уже с самого начала XVIIIв. В русской провинции большемер просуществовал до XIX в.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)