ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Способ обработки шва (рис. 670, 671) имеет немаловажное, а в некоторых случаях и решающее значение при определении возраста кирпичной кладки. Ведь кирпич может быть использован вторично, а лицевая поверхность шва, если она не выветрилась, является надежным датировочным признаком.

В древнерусских памятниках, сложенных на плинфе, со скрытым рядом (рис. 670.1), известковый раствор заполняет пространство между чередующимися рустообразными рядами, образуя значительные по ширине полосы раствора, суммарно составляющие толщину плинфы и двух швов. В кладках, где плинфа уложена в единую лицевую плоскость (рис. 670.2), швы могли обрабатываться двояко: подрезкой и затиркой. Подрезка связана с широко распространенной практикой оштукатуривания поверхности кладки в это время.

Швы кирпичной кладки, сложенной из брускового кирпича, до XVIIIв. обрабатывались способом «затирки» (рис. 671.1). Пространство между кирпичами заполнялось при этом известью и затиралось заподлицо с поверхностью кирпича. В результате лицевая поверхность кладки становилась относительно плоской. Такой способ обработки шва обеспечивал в достаточной степени сток воды с неоштукатуренной поверхности стены и препятствовал прониканию влаги внутрь кладки.

В 1730—1750 гг. способ «затирка» в Москве и центральной России сменяется способом «прямая односторонняя подрезка», когда поверхность известкового шва, оставаясь достаточно ровной и гладкой, в отдельных местах незначительно заглубляется в верхней своей части (рис.671.2). В 1760-е годы поверхности швов приобретают те устойчивые черты, которые неизменно сопутствуют кирпичной кладке сооружений Москвы на протяжении последующего столетия — верхняя часть шва заметно заглублена по отношению к лицевой поверхности кладки (рис. 701.3).

Процесс замены «затирки» на «подрезку» проходил параллельно с введением в практику строительства нового вида отделки поверхности стен — оштукатуривания. Неровности поверхности шва, обработанного способом «подрезка», способствовали более прочному сцеплению штукатурки с поверхностью стены. Декоративные качества «подрезки» широко использовались при обработке второстепенных фасадов и стен служебных построек, которые не штукатурили, а белили (красили) непосредственно по кирпичу.

Иногда имела место смешанная техника обработки швов лицевых поверхностей. Наружная поверхность обрабатывалась под штукатурку «подрезкой», а внутренняя, чердачная часть стен — «затиркой» (г. Калуга, ул. Революции, 2). Встречаются также швы, обработанные способом «обратная односторонняя подрезка» (Тверская обл., Нилова пустынь, церковь Петра и Павла, рис. 671.4).

В некоторых регионах России затирка шва просуществовала до XIX в.

Примерно в середине XIX в. подрезка в Москве постепенно сменяется подскребкой (рис. 671.8). Зачастую под штукатуркой на отдельных участках стены, как правило, при закладке проемов, встречаются необработанные швы (рис. 671.6).



Рис. 670. Кладка плипфы:
1 — со скрытым рядом; 2 — кладка обычная

Рис. 671. Способы обработки шва:
1 — затирка;
2 — переход от затирки к прямой односторонней подрезке;
3 — прямая односторонняя подрезка;
4 — обратная односторонняя подрезка;
5 — переход от прямой односторонней подрезки к подскребке;
6 — необработанный шов;
7 — двойная подрезка;
8 — подскребка;
9 — прорезка;
10 — расшивка валик;
11 — расшивка выкружка;
12 — расшивка уголок;
13 — пустошовка
 

«Прямая односторонняя подрезка» хронологически расположена между «затиркой» и «подскребкой», похожими друг на друга. Поэтому переходные формы между «затиркой» и «подскребкой» близки между собой (рис. 671.2, 671.5). Разница между ними в основном в качественном составе растворов. В таких случаях контролировать дату следует по признакам кирпичей.

В XIX в. (в Москве в 1820— 1860-х годах) наряду с односторонней подрезкой швы обрабатывали способом двусторонняя подрезка (рис. 701.7). Возникновение его связано со стремлением увеличить шероховатость поверхности (кирпич машинного производства, который стал применяться в это время, имеет гладкую поверхность, на которой плохо держится штукатурка).

Чрезвычайно редко встречаются в кладках архитектурных памятников Москвы третьей четверти XIX в. швы, обработанные способом прорезки (рис. 671.9). Часто такие швы встречаются в провинции (г. Осташков и др.), в строениях второй половины XIX в. Прорезку можно считать разновидностью подскребки.

В конце XIX и в начале XX в. нередко использовали декоративные качества открытой кладки. При этом швы, как правило, обрабатывались различными типами расшивки (рис. 671.10, 671.11, 671.12).

При исследованиях и датировках следует учитывать, что иногда на протяжении какого-либо одного или нескольких строительных периодов могла измениться и техника обработки шва. Например, швы одностолпной палаты (Москва, Ордынский тупик, 5) конца XVII в. первоначально были обработаны способом затирки. В XIX в. все швы прочеканили так, что образовалась пустошовка. Это было связано с приспособлением помещений палат под жилье. Согласно требованиям времени и нового использования возникла необходимость в их оштукатуривании. Чтобы обеспечить прочность сцепления штукатурки с поверхностью стены, швы были прочеканены в пустошовку (рис. 671.13).


Таблица 28
Усредненные величины параметров кирпичной кладки Москвы с середины XVII по начало XX в.

Показатели
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
XX в.

первая половина

вторая половина

середина
60 — 70-е годы
80-е годы
90-е годы
10-е годы
20 — 30-е годы
середина
конец
начало

10 рядов кладки с 10 швами, см

96
88
91
87
74
76
77
81
77
80
82

Толщина шва, мм

18— 20
15
17
16
12
14
12
14
13
14
11

Таблица 29
Усредненные величины размеров кирпича Москвы с середины XVII по начало XX в.

Размеры кирпича, мм

XVII в.
XVIII в.
XIX в.
XX в.
2-я
пол.

первая четверть

середина
60-е годы
70-е годы
80-е годы
90-е годы
10-е годы
20-е годы
30-е годы

вторая половина

начало
Длина
298
270
260
260
251
266
246
237
239
238
260
263
Ширина
144
123
114
120
122
127
113
112
112
110
126
126
Высота
80
74
70
70
65
61
66
67
67
68
66
70
 

На неоштукатуренных поверхностях стен изредка встречаются прочеканенные швы, докомпонованные свежим раствором и обработанные расшивками или двойной подрезкой.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)