ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО

Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова

ОТЧЕТ

по копированию-реконструкции иконы «Преподобный Сергий Радонежский»,по прорису

Соколовой М.Н. и аналогу из Мастерской Феодосия, XVI в., яичная темпера.

Исполнитель студентка-дипломннца кафедры РМЖ_____________ Пламенац Иорданка

Москва 2006 г.


Содержание:

1. Основа иконы
2. Подготовка доски к нанесению паволоки
3. Нанесение паволоки на основу
4. Приготовление левкаса
5. Нанесение левкаса на основу
6. Снятие кальки с образца
7. Нанесение рисунка
8. Подготовка поверхности иконы к золочению
9. Золочение нимба
10. Составление колеров
11. Последовательность письма
12. Последовательность работы
13. Нанесение защитного слоя
14. Историческая справка
15. Иконографическая справка
16. Фотофиксация

1. Основа иконы

В качестве использовалась липовая доска с двумя встречными шпонками. Размер доски 38,5 см х 25,0 см. Лицевая сторона доски с ковчегом. Лузга пологая 5мм, ширина полей 1,5 см х 2 см.

2 . Подготовка доски к нанесению паволоки

Доска с лицевой стороны обработана губой наждачной бумагой поперек волокна. Затем проклеена 5% раствором желатинового клея, для лучшего сцепления паволоки с основой. Клей наносился мягкой широкой кистью в теплом состоянии. Когда клей высох, операция повторилась. Доска приобрела небольшой блеск.

3. Нанесение паволоки на основу

В качестве паволоки была выбрана марля. Ткань вырезалась нужного размера: отдельные куски ткани на средник и поля иконы, чтобы избежать грубых складок. Края ткани махрились. После этого ткань погружалась в теплый (на водяной бане) 15% желатиновый клей на 30-40 мин., затем, ткань вынималась и, после того как излишки клея стекут, наносились на доску и тщательно разглаживались. Удалялись все пузырьки воздуха между тканью и доской.

4. Приготовление левкаса

На водяной бане сварен 12% раствор желатинового клея. Хорошо просушенный и просеянный мел (мел — 4 части, клей — 1 часть) высыпался в теплый клей до консистенции жидкой сметаны. Масса постоянно помешивалась деревянной палочкой. Затем, готовый левкас процежен через два слоя марли, тем самым, очищая его от комков.
В готовый левкас добавлена натуральная олифа и тщательно перемешана (олифа — 1 столовая ложка на 0,5 л массы).

5. Нанесение левкаса на основу

Левкас наносился на приклеенную и высушенную паволоку в несколько слоев. Первый слой наносился с помощью торцевой щетинной кисти тщательно втирая левкас в паволоку. После того как первый слой просох (поверхность стала матовой), наносился следующий слой резиновым шпателем. Другие слои наносились по мере высыхания предыдущего, поочередно, нанося слой то вдоль, то поперек доски. И так 6 слоев. Через 24 часа, когда левкас полностью высох, поверхность шлифовалась тонко-зернистой наждачной бумагой, а затем суконной тряпочкой до блеска.

6. Снятие кальки с образца

Калька, протертая раствором акрил-фисташковый лак (1 ч.) - пинен (1 ч.) + льняное масло (1 ч.) и высушенная, накладывалась и укреплялась на
оригинале. Далее наносился рисунок с помощью тонкой кисти акриловыми красками. Таким образом, снята калька с иконы и рамы.

7. Нанесение рисунка

С помощью кальки, путем карандаша с обратной стороны рисунок переведен на залевкашенную поверхность иконы. Затем, тонкой кистью, рисунок прописывался яичной темперой — охрой красной.

8. Подготовка поверхности иконы к золочению

На нимб иконы был положен полимент охристого цвета (охра светлая). После того как слой полностью высох, полимент располировался (полированный агат).

9. Золочение нимба

Для золочения использовалось листовое сусальное золото. Участок, предназначенный под золочение, покрывался чуть теплым раствором 3% осетрового клея. Лист золота клался на газету, после чего из него вырезался кусочек нужного размера. Когда клей немного «подвял», приготовленный листик золота аккуратно накладывался на поверхность. Газета тщательно прижималась рукой, а затем осторожно удалялась. Положенный таким образом лист золота через некоторое время разглаживается через кальку.

10 . Составление колеров

Колера замешивались на натуральных пигментах в соответствии с проведенными исследованиями красочного слоя на подлиннике (см. приложение №2). Пигмент тщательно перетирался в ступке, а затем, на куранте со связующим (яичная эмульсия: яичный желток - 1 ч.; вода - 2 ч.; уксус - несколько капель).

11. Последовательность письма

Для работы использовались колонковые кисти.
Работа над копией велась в традициях иконописания с соблюдением последовательности и приемов письма Древней Руси.

12. Последовательность работы:

1. Роскрышь - основные цвета, создание колорита.
2. Прорисовка контуров одежды
3. Моделировка одежды, лика и так далее.
Краски наносились прозрачно, тонкими лессировочными слоями. Использованные пигменты:
- охра светлая
- охра красная
- охра терраккот
- киноварь
- глауконит
- умбра жженая
- белила цинковое и титановое
- охра золотистая
- кобальт синий
- виноградная черная
- кадмий красный темный
- стронцияновая желтая

13. Нанесение защитного слоя

Через две недели после окончания работы над копией иконы живопись покрыта лаком ПФ-283 которому добавлено немножко олифы. Оборотная сторона тонирована спиртовой морилкой (дубовой).

14. Историческая справка

Преподобный Сергий родился в благородной и благоверной семье: боярина Кирилла и его жены Марии. Точная дата рождения Радонежского остается неизвестной, предполагается 1314 г. по одним и 1322 г. по другим источниками.
Младенец уже с детства был отмечен особой благодатью. Многочисленные чудесные знамения убеждали его родителей в «богоизбранности» ребенка. Незадолго до рождения ребенка свершилось чудо. Однажды Мария, как обычно, стояла в церкви на воскресном богослужении. Во время пеня святой литургии младенец трижды прокричал в утробе матери при народе. И тогда родители дали обет: «Если родится у нас мальчик...принести его в церковь и отдать благодетеле всех Богу». В первый год жизни он отказался от материнского молока в «постные» дни неделу-среду и пятницу.
На сороковой день после рождения принесли родители своего сына в церкви. Крестил его ерей Михаил и нарек имя-Ворфоломей, предрекая родителям «...радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок слуга Святой Троицы».
Отец Сергия населился из Ростовской области в Родонеже около церкви, освещенной в часть праздника Рождества Христова. Его третий сын с 23 года принял монашеский постричь с именном Сергий. Он основал обитель Живоначалной Троицы. О Троицкой обители стало известно, не только в Русской земле, но и далеко за ее пределами потому что главное было служение и любовь к Богу и друг к другу.
XIV век насыщен крупными историческими событиями называют веком преподобного Сергия.
В XV веке Сергий Радонежский почитался как общерусский святой. Один из основных сведения о преподобном Сергию служили его первые жития 1417-1418 г. Многие из записей составлены на основе личного общения с преподобным.
Житие преподобного было в XV веке переработано на поручению игумена Троицкого монастыря и в него кроме описания обретения мощей святого посмертные чудеса Сергия Радонежского.
В 1412 году была освещена деревянная церковь во имя Троицы, а 1422 г. над могилой великого старца построен каменный Собор сохранившийся до наших дней.
Вдохновенно и в наше время звучит завет старца который написан на его свитке изобретенной иконы-копии.
Иконографическая справка
На иконе-копии изображен преподобный Сергий Радонежский. Святой изобажён в рост, фронтально. Глава святого открыта. На условном фоне с подъемом и полосами овладеет охристо - оливковый цвет.
Одежда святого представлена светло - охристой рясы и мантии темно коричного цвета. Пераланд зелено - оливкового цвета, окороченной красной полосой, Трепоясок коричневым ремнем. Сапожки коричневого цвета в тон мантии. В XVI веке изображение с развернутыми руками.
Руки разведены в сторону. Десница сложена в двуперстом как символ благословению. В шуйце держит развернутый свиток с текстом:
«Внимайте себе, братие, всех молю; прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любов нелицемерную; к сим же страннолюбие и смирение».
На нимбе святого сделано укладка сусального золота. Нимб обведен красно- белой обводкой. На левой и правой части от нимбе надпись: «Преподобный Сергий» с титлами.
Изобретение преподобного вставлено в раму, отделяя его от окружающего мира. В иконе роль рамы исполняют поля. Древние иконы имеют ковчег.
В XIV и XV веке, иконы, отличаются удлиненной формой и узкими полями. По этому, икона - копия сделана в этом виде.

16. Фотофиксация

1. «Преподобный Сергий Радонежский», в росте. Провис М.Н. Соколовой (38,5x25,0 см).
2. Аналог: «Преподобный Сергий Радонежский» в житии. Мастерская Феодосия, XVI век. Яичная темпера.
3. Лицевая сторона основы для иконы - копии. Липовая доска.
4. Оборотная сторона основы для иконы - копии. Липовая доска.
5. Проклеивание доски с флейцем. Процесс копирования.
6. Укладывание проклеенной марли-паволоки. Процесс копирования.
7. Нанесение первого слоя левкаса с кистью. Процесс копирования.
8. Прошкуривание левкаса. Процесс копирования.
9. Нанесение левкаса резиновым шпателем. Процесс копирования.
10. Изготовление рисунка на картонах и кальках. Процесс копирования.
11. Лицевая сторона . Общий вид доски готовой для работы. Процесс копирования.
12. Перевод рисунка. Процесс копирования.
13. Общий вид. Раскрытые. В процессе копирования.
14. Общий вид. Разделка одежды и лика. Процесс копирования.
15. Общий вид иконы - копии «Преподобный Сергий Радонежский» по окончанию процесса копирования и нанесения защитного слоя.
16. Оборотная сторона иконы - копии с нанесением защитным покрытием.

Раскладушка.

123456
789101112
13141516
Первоисточник: 
Дипломная работа Пламенац И. РМЖ МГХПУ им. С.Г.Строганова 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.