ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

В целом по России до XIX в. брусковый кирпич в кладке укладывался верстовой перевязкой (рис. 665). Эта перевязка в Европе

носит название готической, в связи с тем, что именно готика оказалась носителем этого признака. В эпоху Возрождения готическая перевязка сменилась на крестовую (рис. 666), что прослеживается и в постройках Украины, Прибалтики. На территории России этот признак оказался значительно более устойчивым. В русской провинции верстовая перевязка благополучно просуществовала до XX в.

При производстве крестовой кладки не следовали педантично точному размещению ложков вразбежку, они могли в отдельных рядах смещаться на четверть или полкирпича, а в некоторых случаях располагаться один под другим, как в ценной перевязке (рис. 667). По этой причине реставраторы иногда называют перевязку бессистемной. Ценная кладка также в ряде случаев грешит нарушением общей системы, хотя и в меньшей степени.

Иностранные специалисты, приглашенные для строительства новой северной столицы, стали инициаторами внедрения в России крестовой перевязки кирпича, которая применялась наряду с традиционной, готической. Однако далее Петербурга и окрестностей эта перевязка не распространилась, на остальной территории России еще по меньшей мере полтора столетия перевязка продолжала оставаться готической. Во второй половине XVIII— первой половине XIX в. в Петербурге преобладает верстовая перевязка.



Рис. 665. Перевязка кирпича: верстовая, старорусская, готическая, польская, тычок-ложок

Рис. 666. Перевязка кирпича крестовая

Рис. 667. Перевязка кирпича цепная

Рис. 668. Перевязка кирпича тычковая

Рис. 669. Перевязка кирпича ложковая
 

С XV до третьей четверти XIX в. при возведении зданий из кирпича в Центральной России основным типом перевязки оставалась верстовая (она же готическая, польская, старорусская, «тычок-ложок»), которая характеризуется последовательным чередованием тычков и ложков в каждом ряду.

В первой половине XIX в. широкое распространение получил тычковый способ перевязки (рис. 668), когда на лицевую поверхность кладки выходят только тычки. Наиболее интенсивный период его применения 1810—1840 гг., хотя нередко этот способ использовался и в более позднее время. (В XVII—XVIII вв. тычковые перевязки применялись лишь в сооружениях криволинейных в плане. )

Цепная перевязка в Центральной России стала широко применяться только в последней четверти XIX в.

В первой половине XIX в. в Москве как исключение могла применяться цепная перевязка (сооружения Измайловского острова, построенные по проекту столичного архитектора К. Тона), характеризующаяся последовательным чередованием ряда тычков с рядом ложков, когда ложки располагаются один под другим. Эту перевязку не следует путать с крестовой, где ложки размещаются вразбежку. Для Москвы крестовая перевязка не характерна.

Следует отметить еще один способ перевязки — ложковый (рис. 669) — для стен толщиной 1/2 кирпича. Таким образом, например, выкладывались печные трубы. Стены же в 1/2 кирпича возводились крайне редко (даже внутренние). Однако в служебных постройках могли встречаться и наружные стены, выложенные ложковой перевязкой.

Помимо этого или иного тина перевязки для датировки можно использовать технологические особенности кладки отдельных узлов и деталей. Например, перевязка с подтеской уголковых остатков оконных рассветов была широко распространена в XVII и первой половине XVIIIвв. Далее она сменяется перевязкой «голубец». Замена подтески «голубцом» в центральной России произошла в середине XV1I1 в., что объясняется изменением способа отделки поверхности степ. Затирка сменилась оштукатуриванием. Тонкая затирка, применявшаяся в XVI — начале XVIIIв., требовала тщательной обработки поверхности стены, поэтому угловые кирпичи и подтесывали. Под штукатурку же, напротив, требуется шероховатая поверхность стены. «Голубцы» при этом играют существенную конструктивную роль: они способствуют лучшему сцеплению штукатурки со стеной.

Одновременно со сменой техники перевязки откосных углов изменилась и форма дуговых распалубок — у них появились так называемые «щечки». Как известно, весьма трудоемким в данном случае является соединение поверхностей распалубки и свода, так называемый «распалубочный ус». С изменением формы распалубок значительно сократился объем этой операции.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)