ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Слуховое окно несет три основные функции: 1) освещение чердачного помещения; 2) сообщение с кровлей; 3) вентиляция чердака. Эти три функции и диктуют габариты, местоположение на кровле, внутренние пропорциональные соотношения и конструкции рам слухового окна.

В эпоху позднего классицизма слуховые окна принимали на себя функцию фонарей — тех громоздких надкровельных сооружений, которые во второй половине XIX в. служили для освещения темных внутренних помещений. Антресольный коридор дома № 27 на ул. Станиславского в Москве (1836 г.) освещался с помощью слухового окна через колодец-светопровод (дом не сохранился).

В некоторых случаях помещение, освещаемое крупным слуховым окном, могли использовать в качестве светелки, где летом жила прислуга. Габариты таких светелок были незначительны. Иногда их использовали в качестве кладовых. Они были, разумеется, холодными, без печей и с одной оконной рамой, но с подшивным потолком, полом и дощатыми боковыми стенками. Пример такого использования — помещение, освещаемое северным слуховым окном дома Перовских в Москве (Новая Басманная, 27).

Местоположение слуховых окон зависело от композиции фасадов дома. В большинстве случаев их размещали по осям оконных проемов фасадов дома. Однако бывали случаи, когда они размещались, исходя из требований равномерности и интенсивности освещения и вентиляции чердака, и никак не согласовывались с композицией фасадов. Для сквозного проветривания их могли делать на торцевых скатах.

В связи с тем, что слуховое окно служит для сообщения между чердаком и крышей, оно удалено от края кровли на расстояние около 2 м — для безопасности выхода на кровлю.

На кровлях мезонинов слуховые окна, как правило, отсутствовали, чердак мезонина освещался торцевыми окнами, а на его крышу попадали с кровли главного объема.

Различаются две основные разновидности слуховых окон эпохи позднего классицизма: двускатные (домиком) и циркульные.

Основной тип — двускатный с дуговым проемом (рис. 617—619). Этот тип выглядит в общей композиции здания не как отдельная малозначащая архитектурная деталь, а как самостоятельный элемент в общем композиционном строе фасадов, придающий им особую выразительность. Главными особенностями этого типа являются наличие боковых фасадов, двускатная кровля и дуговой проем. В конце XVIIIв., в эпоху развитого классицизма, горизонтальная часть стала непрерывной, а замок проема расположился ниже нее (рис. 617). В первой половине XIX в. горизонтальная часть разорвана (рис. 618), проем либо выше, либо ниже, либо на уровне карниза (рис. 620, 621, 622). Этим, т. е. высотой проема, собственно и обусловлен разрыв карниза. Во второй трети XIX в. нередко делали слуховые окна без горизонтального карниза (рис. 619).

Двускатное окно с прямоугольным проемом — редкий тип слухового окна в эпоху позднего классицизма (рис. 623). Во второй половине XIX в. он стал преобладающим типом. Общие пропорции окна удлинились по вертикали, упразднив при этом ненужные для выхода на кровлю боковые части.

Художественные качества ампирных слуховых окон реализовались пространственно-пропорциональными средствами. Например, ширина ампирного проема была излишне большой для выхода на кровлю. Если предположить, что это делалось для освещения, то прямоугольный проем той же ширины мог бы гораздо лучше осветить пространство чердака. Тем не менее предпочитали проемы циркульных очертаний. Декор же ампирных слуховых окон весьма лаконичен, окна с замками, рустами и наличниками встречаются нечасто, этими деталями, пожалуй, и ограничивается набор декоративных элементов. В слуховых окнах второй половины XIX в. уже убраны функционально ненужные габариты, максимально утилизованы пропорции и сужен проем. Пропорциональное несовершенство породило потребность в декоративном насыщении фасадов.



Рис. 617. Слуховое окно двускатное с циркульным проемом и горизонтальным непрерывным карнизом

Рис. 618. Слуховое окно двускатное с циркульным проемом и горизонтальным разорванным карнизом

Рис. 619. Слуховое окно двускатное с циркульным проемом и без горизонтального карниза

Рис. 620. Слуховое окно с циркульным проемом, верх которого выше карниза

Рис. 621. Слуховое окно с циркульным проемом, верх которого ниже карниза

Рис. 622. Слуховое окно с циркульным проемом, верх которого в одном уровне с карнизом

Рис. 623. Слуховое окно двускатное с прямоугольным проемом

Рис. 624. Слуховое окно двускатное с циркульной фрамугой

Рис. 625. Циркульное слуховое окно

Широкое распространение в первой половине XIX в. получили слуховые окна по принципу итальянского окна, с циркульной фрамугой во фронтоне (рис. 624). Распространен этот тип был значительно менее, нежели тип с полуциркульным проемом, однако в общем числе также занимает весомую часть. В качестве сохранившегося образца 1815 г. можно привести слуховые окна дома № 27 по ул. Чкалова в Москве.

И, наконец, вторая разновидность — циркульные окна (рис. 625). Это циркульный или дуговой проем с дуговой обвязкой и повторяющей их кровлей. Этот тип также весьма распространен не только в эпоху позднего классицизма и позже, но и в XVIII в. Может применяться в качестве аналога наиболее нейтральной формы. На торцевых скатах кровли он смотрится как полуциркульный проем, вписанный в треугольник, — излюбленное сочетание форм в русском развитом и позднем классицизме.

Конструктивная основа слухового окна — стойки стен, обрешетка кровли, карниз, обшивка, рама заполнения — изготавливались из дерева. Светопроводный материал в Москве XIX в. по преимуществу был тонким стеклом (около 10—2 мм). Материал кровли слухового окна зависел от кровельного материала дома (железо, гонт, тес, дранка). Крутизна скатов, как показал анализ, зависела от материала кровли слухового окна, а не от общих и частных пропорциональных соотношений.

Все деревянные конструкции выполнялись из хвойных пород, преимущественно из сосны. Несмотря на монументальность облика большинства ампирных слуховых окон, они легки и сообщают основанию настолько незначительную нагрузку, что опорой в большинстве случаев служит кровельная обрешетка.

Общие габариты слухового окна зависят главным образом от высоты дома, а вместе с тем и от его общих габаритов. Эта зависимость обусловлена требованием сомасштабности отдельных деталей здания. Сомасштабность деталей продиктована функциональной целесообразностью: чем больше дом, тем больше объем чердака, который должен быть освещен и проветрен окном соответствующих размеров.

Проемы циркульные могут иметь повышенный (рис. 626) или пониженный центр (рис. 627), а также строгую полуциркульную форму (рис. 628). Правильность полуциркуль — явление редкое. Повышенный и пониженный центры обусловлены общими габаритами слухового окна. Согласно результатам аналитических исследований, проем условно представляет собой правильный полукруг при ширине 2,2 м. При увеличении ширины центр понижается, при уменьшении — повышается. Проведенный анализ позволяет сделать существенный вывод: ширина проема уменьшается с большей скоростью, нежели высота. Это объясняется тем, что высота в слуховом окне функциональна (выход на крышу), она не может уменьшаться пропорционально ширине, которая не играет существенной функциональной роли.



Рис. 626. Циркульный проем с повышенным центром

Рис. 627. Циркульный проем с пониженным центром

Рис. 628. Строго циркульный проем
 

Еще один важный вывод позволяет сделать анализ пропорций проема: повышенность или пониженность его центра, степень «распластанности» проема по горизонтали зависит не от архитектурной среды (вытянутости фасада, его членений, пропорций рядом стоящего мезонина, высоты и пр.), а находится в прямой зависимости от габаритов слухового окна. Полуциркульные проемы с повышенным центром можно было бы назвать трехцентровыми, если бы центр у большинства из них не был поднят над основанием незначительно. Радиус кривой делали несколько меньше половины ширины проема, проводили полукруг, а затем дополняли его чуть расходящимися к основанию небольшими отрезками. В некоторых проемах эти отрезки перпендикулярны основанию либо завернуты внутрь, как мавританские (подковные) арки. Видимо, как размечали циркулем, так потом и вырезали, не особенно беспокоясь о следовании правилам сопряжения, тем более, что нижняя часть проема с земли не видна.

Заполнения слуховых окон могли вставляться как в наружную, так и во внутреннюю четверти проема.

Функция освещения определяла устройства рамы и обвязки с остеклением. Функция вентилирования определяла конструкцию и способ открывания рам.

Представленные шесть типов заполнений (рис. 629—634) не исчерпывают типологию этого элемента. Однако они представляют достаточно широкую группу заполнений и иллюстрируют разные случаи сопряжения рам, их открывания или демонтажа.



Рис. 629. Заполнение циркульного окна с трехчастным горизонтальным членением

Рис. 630. Заполнение с двухчастным горизонтальным членением и тремя рамами

Рис. 631. Заполнение с единой рамой и двумя створками

Рис. 632. Заполнение со съемным стеклом в средней части

Рис. 633. Заполнение с циркульной фрамугой

Рис. 634. Фронтонное окно с подъемной рамой

Проем на рис. 629 делится на три части вертикальными брусьями-стойками по типу итальянского окна. В боковые части неподвижно вставляются глухие рамы. Средняя часть заполняется распашными рамами на петлях.

В проем на рис. 630 вставляются боковые рамы, либо единая рама (рис. 631), а к ним кренится средняя рама, вынимаемая по мере необходимости.

Вся рама (рис. 632) вставляется целиком. Для выхода на крышу могли вынимать всю раму, но могли и вынимать только среднее стекло, которое, в отличие от боковых, вставлялось с внутренней стороны.

Прямоугольное итальянское окно с полуциркульной фрамугой показано на рис. 633. Трехчастное, разделенное вертикальными стойками. Боковые рамы и фрамуга — глухие, средние рамы — распашные.

Окно на рис. 634 — фронтонное, что позволяло сделать подъемную каретку в единой, цельной раме. В слуховом окне такое решение было бы недопустимым.

Во всех типах заполнений предусмотрено их эпизодическое открывание. Рамы с жалюзи в боковых частях — возникают позже, в XX в. В эпоху позднего классицизма они не встречаются. По всей вероятности, в первой половине XIX в. с ними поступали, как с продухами или зимними рамами в жилых помещениях: на зиму их закрывали, а в апреле (в средней полосе) открывали. Это обеспечивало проветривание чердака значительную часть года, а зимой гарантировало определенную степень теплоизоляции.

Все заполнения разнятся также и по расстекловке. Основой расстекловочного рисунка в циркульных проемах являются вертикальные стойки, которые членят проем на три части. В некоторых случаях эти части равны между собой, в других — средняя часть вдвое шире боковых.

По горизонтали четырехчастные заполнения членятся горбыльками — на три (рис. 629) или на две (рис. 630, 631) части. Деление на равные горизонтальные части производится по средней оси. Членения средней части заполнения могут отсутствовать (рис. 632). Как показало обследование, с самого начала нужен был сегмент с вынимающимся стеклом для выхода наружу. Боковые горбыльки этой рамы установлены таким образом, что, будучи продолжены на воображаемую центральную ось, они разделят ее пополам.

В расстекловочную схему (рис. 634) могут быть введены радиально-лучевые элементы. Дуговая кривая в средней части рамы обладает более пологой кривизной, т. е. более пониженным центром. Это объясняется противоречием между композиционными требованиями и пропорциями заполнения. Средняя дуга должна делить пополам боковые части (составляющие 1/3 ширины рамы) и в то же время делить пополам среднюю вертикальную ось рамы. Непараллельность кривых создает особые иллюзорные поля напряженности, характерные для дуговых форм эпохи русского классицизма. Радиальные горбыльки этого заполнения имеют общий центр в месте соединения основания с вертикальными брусками, делящими основание на три части.

Полуциркульная фрамуга в проеме (рис. 633) дает дополнительный свет, максимально используя лицевую поверхность слухового окна. Расстекловка трехлучевая, т. е. четырехчастная.

Рамы прямоугольные могут члениться горбыльками в верхней и нижней частях, отсекая прямоугольники с перекрещенными в них рейками, — прием, характерный для расстекловки не только окон, но и дверей позднего ампира (рис. 633).

Обвязки заполнений слуховых окон ничем не отличаются от обычных оконных, они представляют в сечении окалеванные прямоугольные бруски с отобранной четвертью для остекления, связанные по углам в шип и прошитые нагелями.

Калевки также не отличаются от обычных оконных, однако способ их применения иной. Можно выделить три принципиально различные группы.

1) калевка отсутствует (бескалевочное ребро). Это решение понятно, так как интерьеры чердака не нуждаются в особом декорировании;

2) калевка, как на всех оконных заполнениях, обходит по периметру обвязки и горбыльки (рис. 636, 637);

3) промежуточный, компромиссный вариант, когда калевка имеется только на части обвязок, например, только на горбыльках (рис. 638). Это типичный случай не только для чердачных окон, но и для рам во второстепенных помещениях: кладовых, черных сенях, подвалах. Встречается более усложненный вариант: окалеваны горбыльки и вертикальные стойки со стороны боковых частей, примыкающих к горбылькам. Остальные части обвязки лишены калевки.



Рис. 635. Горбылек, окалеванный каблуком

Рис. 636. Калевка четвертной вал:
1 — на обвязке; 2 — на горбыльке

Рис. 637. Профилировка переплетов слухового окна:
1 — профиль обвязки;
2 — профиль горбылька;
3 — профиль разделки
 

Профилировка калевок в переплетах слуховых окон соответствует типологии обломов, применявшихся в оконных рамах первой половины XIX в. Каблучок (рис. 635) и четвертной вал (рис. 636, 637) имели наибольшее распространение в эпоху позднего классицизма. Тем не менее в случае утраты заполнений слуховых окон при составлении рабочих проектов реставрации может быть рекомендована для использования фаска (рис. 638.2) как наиболее нейтральная и непритязательная по форме и наиболее простая в исполнении (на рисунках калевки представлены в натуральную величину).

Карнизы слуховых окон по формам близки к венчающим деревянным карнизам эпохи позднего классицизма.

Слуховые окна скатного типа чаще всего, помимо наклонной, имели горизонтальную часть карниза. В XVIII в. горизонтальная тяга проходила по всему окну. В первой половине XIX в. в большинстве случаев горизонтальная тяга разорвана, в силу пропорционально-композиционных причин, а в тех случаях, когда композиция допускала сплошной непрерывный карниз, срабатывала инерция традиции.

Карниз слухового окна — безусловно функционален, как и все наружные карнизы: он защищает стены от атмосферной влаги. Помимо этого, он несет ответственную декоративную функцию, являясь в большинстве двускатных окон единственной декоративной деталью. Вынос карниза по отношению к высоте передней стенки слухового окна составляет примерно 1/5 — 1/6.

Если вынос карниза обусловлен влагозащитной функцией, то его профилировка — условие наиболее благоприятного восприятия человеком с уровня земли. Встречаются случаи, когда карниз слухового окна на основном объеме по профилировке абсолютно идентичен мезонинному (находятся примерно на одном уровне), а по выносу значительно меньше, т. е. соответствует высоте защищаемой стены.

Конструкция карниза слухового окна аналогична конструкции деревянных венчающих карнизов, т. е. состоит из двух самостоятельных частей: поддерживающей и венчающей, соединенных в карнизе в единое целое.

Венчающая, или софитная, часть карниза представляет собой широкую доску, крепимую под сливным профилем кровли. Анализ показал, что в 40% случаев профилировка венчающей доски — полка (рис. 639), т. е. самая простая из возможных, которой не касалось лезвие отборника. Нижний уголок может быть смягчен фаской (рис. 640).

Если софитная доска обработана отборником, то в подавляющем большинстве профиль представляет собой выкружку, чаще всего (70%) с четвертью внизу (рис. 641). Четвертей может быть и две, в верхней и нижней частях профиля (рис. 642), либо одна в верхней части (рис. 643). Венчающий профиль может быть и четвертным валом (рис. 644). Чаще всего венчающий профиль отбирался непосредственно в софитной доске, но иногда, повторяя конструкцию венчающих карнизов, он мог отбираться в отдельном бруске, а затем прибиваться к софитной доске.

Толщины профилированных софитных досок примерно одинаковы и составляют около 5 см, за исключением автономного, набивного профиля слухового окна, высота которого над уровнем земли составляет свыше 8 м. Толщины же непрофилированных досок колеблются в весьма широких пределах — от 24 мм (1 дюйм) до 60 мм (2,5 дюйма).

Поддерживающая часть карниза всегда профилирована и прибита в месте сопряжения стены и софитной доски. Помимо чисто декоративной функции (улучшить художественные качества карниза), она создает иллюзию основательности карниза, хотя конструктивно поддерживающая функция, функция консоли, у деревянного карниза отсутствует. Помимо этого, поддерживающий профиль выполняет роль плинтуса, закрывая щель между стеной и софитной доской.



Рис. 638. Профилировка переплетов слухового окна
1 — профиль обвязки; 2 — профиль горбылька

Рис. 639. Карниз с полкой в венчающей части

Рис. 640. Карниз с полкой и фаской

Рис. 641. Карниз с выкружкой и нижней четвертью в венчающей части

Рис. 642. Карниз с выкружкой и двумя четвертями в венчающей части

Рис. 643. Карниз с выкружкой и верхней четвертью в венчающей части

Рис. 644. Карниз с четвертным валом в венчающей части

Рис. 645. Карниз с четвертным валом в поддерживающей части

Рис. 646. Карниз с выкружкой в поддерживающей части

Форма профилей поддерживающей части карнизов слуховых окон маловариантна. В большинстве обмеренных окон применен каблук и только в одном — четвертной вал (рис. 645) и в одном — выкружка (рис. 646). Каблук применяется в сочетании с любым венчающим профилем: полочкой, выкружкой, четвертным валом. Наиболее распространенные комбинации: каблук с полочкой; каблук с выкружкой.

Плоскости тыльных граней поддерживающего профиля сходятся не под прямым, а иод тупым углом, подобно плинтусу, печным изразцам и блокам белого камня. Это обстоятельство не следует забывать при проектировании, так как скос тыльных граней способствует наиболее плотному прилеганию профиля и гарантирует от образования щелей. Помимо этого, мог быть скошен тыльный уголок.

Каблучковые профили отбирались за два раза: сначала нижний (выкружка), потом верхний (полувал). Между ними хорошо видна на обмере линия перегиба, довольно резкая, которая в натуре, однако, практически не читается.

При одинаковой поддерживающей части карниз может содержать разные софитные профили в горизонтальной и скатных. У ряда карнизов горизонтальная часть может отсутствовать. Профилировка карнизов в натуральную величину представлена на рис. 647—655.

Наличник — самый распространенный декоративный элемент слухового окна. Окна с циркульной кровлей имели наличники в подавляющем большинстве случаев, двускатного типа — реже. Наличники декорировали уличную наружную сторону слухового окна и часто были аналогичны оконным и дверным наличникам своего времени (рис. 658—661). Наличник слухового окна может быть образован нашитой на определенном асстоянии от четверти профилированной рейкой (рис. 662). Он обрамляет циркульный проем скатного слухового окна, либо прямоугольные итальянские проемы. Наружный подоконник обычно профилирован характерным для ампира профилем — полкой.



Рис. 647. Элементы карниза. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 648. Элементы карниза. Первая половина XIXв. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 649. Элементы карниза. 1830-е годы. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 650. Элементы карниза. 1840-е годы. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 651. Элементы карниза. Первая половина XIXв. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 652. Элементы карниза. 1820-е годы. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 653. Элементы карниза. 1810-е годы. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 - венчающая часть

Рис. 654. Элементы карниза. 1830-е годы. М 1:1

Рис. 655. Элементы карниза. Первая половина XIXв. М 1:1:
1 — поддерживающая часть горизонтального и наклонного карнизов; 2 — венчающая часть наклонного карниза; 3 — венчающая часть горизонтального карниза

Рис. 656. Элементы карниза. Первая половина XIXв. М 1:1 I— поддерживающая чаешь; 2 — венчающая чаешь

Рис. 657. Элементы карниза. Середина XIXв. М 1:1: 1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть

Рис. 658. Наличник наружный. Середина XIX в.

Рис. 659. Наличник наружный. Первая половина XIX в.

Рис. 660. Наличник наружный. 1835 г.

Рис. 661. Наличник наружный. 1835 г.
 

Русты и замки не так уж редки в слуховых окнах первой половины XIX в.

Обшивка слуховых окон аналогична обшивке фасадов первой половины XIX в. По вертикали тес соединяется «в ножовку» и крепится гвоздями к вертикальным стойкам согласно правилу, которым необходимо руководствоваться и сегодня при проектировании и изготовлении обшивки: сердцевина должна проецироваться на внешнюю, уличную сторону обшивки. Это обеспечивает плотное прилегание досок и гарантирует от образования щелей при высыхании древесины. Соединение «в ножовку» обеспечивает слив влаги из щелей на наружную сторону. В углах тес соединялся «в ус».

Окраска. Изнутри слуховые окна могли белить клеевыми составами. Белили как окна, освещающие чердак, так и слуховые окна, являющиеся источником освещения через светопровод внутренних темных помещений. В этом случае белили изнутри также и светопровод, изолированный от чердака. Побелка уменьшала поглощение света боковыми стенками слухового окна.

Наружная поверхность слуховых окон окрашивалась масляными красками.

Проведенные исследования дают основание полагать, что обшивку красили в цвет фасада, а кровлю — в цвет общей кровли. Позже (в конце XIX в.) кровлю и наружные стенки слухового окна стали красить одним цветом.

Детали слуховых окон — карнизы, наличники и пр. — окрашивались в цвет обшивки. Первоначальную наружную окраску рамы удалось установить лишь в одном из всех обследованных окон: серый жемчужный цвет переплетов оказался идентичен цвету обшивки.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)