ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

 Окно совмещает в себе две противоречивые функции. Первая из них — связующая. Она заключается в создании условий для проникновения света в помещение, а также обеспечения визуальных связей между интерьерами и улицей, в основном в направлении интерьер—улица. В то же время окно должно, принимая на себя функции стены, изолировать интерьеры от неблагоприятных внешних погодно-климатических условий: ветра, осадков, колебаний влажностно-температурного режима.

Слюдяные оконницы в достаточной степени соответствуют двум этим требованиям. При хорошем качестве слюды оконница пропускает в помещение необходимое количество света (заданное при строительстве оконного проема) и обеспечивает визуальные связи интерьера с улицей. И в то же время правильно собранное и пригнанное слюдяное полотно способно полностью изолировать помещение от ветра и атмосферных осадков. Конструкции древних оконных заполнений успешно препятствуют активному воздухообмену, что позволяет более или менее успешно поддерживать необходимую температуру в помещениях.

Наиболее распространенная форма проема — прямоугольная. Чаще всего окна эти в высоту больше, чем в ширину, однако изготавливались и многоколодные окна, ширина которых превышает высоту.

Достаточно распространены были также проемы с криволинейными лучковыми перемычками. Нередко встречаются и двухарочные перемычки с гирькой. Помимо этого, устраивались круглые проемы и проемы, перекрытые килевидной аркой.

Художественный облик оконницы, ее важнейшие составные части — габариты, форма, пропорции, — пребывают в прямой зависимости от проемов, которые они заполняют. Параметры же проемов, в свою очередь, зависят от функциональной необходимости (количество минимально необходимого света, высота помещений, уровень пяты свода) и конкретных конструктивных решений (форма перемычки), массив вышележащей стены.

Анализ пропорций проемов показал, что соотношение ширины и высоты находится в прямой зависимости от общих габаритов проема: с увеличением размеров он удлиняется по высоте. Необходимость делать перемычку незначительной протяженности, чтобы не ослабить прочности стены, заставляет увеличивать высоту проема сравнительно с шириной, чтобы в достаточной степени осветить помещение.

Типологически рисунки слюдяных оконниц разделяются на пять основных групп: косящатые, прямоугольные, геометризованные, кольчужные, кубчатые, радиально-круговые.

Самый представительный тип — косящатый. Рядовые полосы здесь расположены наклонно, под углом к контурной полосе и деревянным обвязкам. В силу жесткости конструкции и простоты исполнения косящатые оконницы получили наибольшее распространение (рис. 54, 55, 56). Они составляют примерно половину всех слюдяных заполнений.

Помимо сплошной косящатой сетки, пересечение полос которой образует ромбовидные ячейки, вытянутые по высоте, можно различить еще оконницы косящато-центрические. В центре таких оконниц могут быть изображения кругов, овалов, восьмиугольников, цветков (рис. 57—62).

Прямоугольная сетка также встречается достаточно часто. Ею могут быть заполнены проемы самых разнообразных форм: прямоугольные, круглые, двухарочные. Это наиболее распространенная разновидность оконниц после косящатых.


Рис. 54. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 55. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 56. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 57. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 58. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Прямоугольные сетки также можно разделить на две группы: сплошная прямоугольная сетка и прямоугольно-центрические (рис. 63, 64). Встречаются комбинированные образцы, объединяющие прямоугольный центрический и косящатый типы (рис. 65).

Кольчужный тип рисунка составлен из отдельных колец, связанных в единый геометрический орнамент. Это самостоятельная весомая группа, способная заполнить проем любой формы. Встречаются как упрощенные варианты с кольцами круглой и овальной формы, так и усложненные (рис. 66).

Нередко встречается и геометрический линейный орнамент. Пересечения полос образуют фигуры квадратных и прямоугольных очертаний.

Кубчатый тип рисунка подражает аналогичному типу оконных решеток. Этот тип орнамента был достаточно широко распространен в XVII—XIX вв. в изделиях декоративно-прикладного искусства даже в тех случаях, когда он был лишен конструктивного содержания, как, например, в росписях поливных изразцов (рис. 67— 69).


Рис. 59. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 60. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 61. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 62. Оконница слюдяная. ГИМ
 

И, наконец, следует отметить достаточно крупную типологическую группу — оконницы радиально-круговые, радиально-центрические. Орнамент этот применен в тех случаях, когда пропорции рамы приближаются к квадрату, и в них хорошо вписываются окружности (рис. 70). В тех случаях, когда рама несколько вытянута в высоту, к центральному квадрату, в который вписана окружность, сверху и снизу добавляются дополнительные элементы. В качестве подтипа этой большой группы можно выделить оконницы, значительно вытянутые по вертикали. В таких случаях боковые обвязки рамы как бы вырезают, выхватывают из законченной композиции фрагменты общего рисунка. Оконницы эти могли быть частью общей трехчастной композиции, боковые или центральные части которой утрачены (рис. 71—78).

Нередкой принадлежностью орнаментальной структуры слюдяных оконниц является крест. Такие оконницы использовали в культовых постройках — храмах, домах причта, братских келиях.

Таковы основные типы рисунка слюдяных оконниц.


Рис. 63. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 64. Оконница слюдяная. Музей боярского быта
 

Несколько подробнее следует остановиться на косящатом орнаменте. В оконнице косяк конструктивен: взаимное пересечение диагональных полос образует жесткую систему треугольников. Эта система придает достаточные прочностные качества не только слюдяной сетке, но и всему заполнению, включая деревянную раму. Форма косящатого орнамента вызвана конструктивной необходимостью. И тем не менее диагонально-сетчатый орнамент — один из самых распространенных и любимых декоративных типов барокко и последующих художественных эпох, который одинаково успешно применялся и в тканях, и в мебели, и в мелкой пластике, и в интерьерных росписях.

Размеры каждого отдельного косяка в оконницах зависели от качества слюды, в частности от величины ее отдельных кусков, из которых набирается полотно (рис. 54— 55). Независимо от размеров косяков пропорции их — величина стабильная. Отношение длинной диагонали ромба, образованного косяком, к короткой приближается к величине 4:5. Абсолютные размеры колеблются в весьма широких пределах: в одних оконницах встречаются косячные ячейки 50х70 (по диагонали), в других — 200x250.

На некосящатых оконницах нередко встречаются косящатые элементы, которые придают дополнительную жесткость общей конструкции полотна.

Существовало два основных конструктивных типа оконных рам: растворный и глухой. Растворные рамы навешиваются на петли, а глухие закрепляются в проеме неподвижно. Растворные обвязки снабжались металлической арматурой: петлями, затворными устройствами.

В отдельную группу можно выделить тип подъемных переплетов: глухая рама с подъемной кареткой, которая скользит вверх и вниз по наружным вертикальным обвязкам в специально выбранных для этого пазах. В закрытом состоянии она покоится в нижней части проема, при проветривании каретку поднимают и закрепляют на подпорках (рис. 74).


Рис. 65. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 66. Оконница слюдяная. Музей Коломенское
 

Деревянная рама — это конструктивная основа, к которой крепится металло-слюдяной каркас. Крепление каркаса к раме осуществляется двумя способами: 1) сетка прибивается гвоздями к наружной пласти обвязки; 2) сетка вставляется в паз, выбранный в середине внутренней кромки обвязки.

Первый тип, как наиболее оправданный, сообщающий раме повышенные прочностные качества, употребляется чаще, чем второй. Его можно, в свою очередь, подразделить на два подтипа: крепление сетки к раме внакладку и крепление в четверть, выбранную на внутреннем ребре обвязки.

Сетка, прибиваемая к деревянному переплету, крепится к ней гвоздями, прочно связывает элементы обвязки в жесткую раму. При соединении сетки и рамы в паз такого крепления не происходит.

Обвязочные бруски рамы вяжутся в местах соединений шипами, отличные от современных и тех, которые применялись в XVIII и XIX вв. Один из элементов соединения представляет собой вилку, которая входит в специально выбранные пазы в перпендикулярном ему обвязочном бруске. Можно назвать три типа шипов, применяемых в древних оконницах:

- прямоугольный или прямой; как паз, так и шип представляют собой прямоугольный параллелепипед;

- сковородень, в поперечном сечении паз и шип трапециевидны; шип забивается в фальц впритирку и держится в нем за счет силы трения, а конструкция сковородня не позволяет вилке разойтись и тем самым ослабить фрикционное сцепление элементов обвязки;

- клинчатый тип также рассчитан на силы трения: как известно, клинчатые конструкции — одно из самых надежных соединений, основанных также на фрикционном принципе, широко применяемом в технике.

Прямоугольные и сковородневые типы встречаются достаточно часто, клинчатые — реже.

Шипы в обвязках с отобранной фаской делаются таким образом, что шип во внутреннем уголке как бы продолжает воображаемую линию ребра обвязочного бруска. В тех случаях, когда отобрана не фаска, а калевка, конструкция шипа несколько усложняется — шип начинается в месте пересечения калевки на наружной пласти бруска.


Рис. 67. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 68. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Шип, как правило, делается в вертикальных обвязках, а паз — в горизонтальных, то есть в верхнем и нижнем. Однако встречаются и комбинированные типы, когда шипы и пазы устраиваются как в горизонтальных, так и в вертикальных брусках. В случае, когда верх лучковый, шипы в нижнем бруске, а в верхнем — пазы.

Обвязочные бруски должны прочно соединяться между собой, иначе они неизбежно разойдутся. Существовало несколько способов воспрепятствовать этому. Самый распространенный из них — это соединение элементов обвязки посредством крепимой к раме металло-слюдяной сетки заполнения.

Один из способов скрепления элементов обвязки — применение нагелей. Поначалу нагеля имели форму клина, изготавливались из древесины твердых пород и вбивались в шип, чтобы не расщеплять обвязку; нагеля клинчатой формы делали не круглыми и не квадратными, а прямоугольными в поперечном сечении и вбивали их длинной стороной вдоль волокон шипа.

В XVIII—XIX вв. и до сегодняшнего дня соединения сверлят, а затем в круглое отверстие вводят на клею нагель цилиндрической формы.

И, наконец, элементы рамы могли соединяться один с другим при посредстве набиваемых на ее поверхность уголков. Уголки в отдельных случаях могли совмещать с петельными картами.


Рис. 69. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 70. Оконница слюдяная. ГИМ
 

В ряде случаев обвязка могла окалевываться. Калевка отбирается, как правило, на интерьерной кромке обвязки, а в случаях, когда слюдяное полотно соединено с обвязкой «в паз», рама окалевывается с обоих фасадов.

Широко бытовал и упрощенный тип калевки — фаска, скошенный уголок, который делался не отборником, а более простым инструментом, отчего размеры фаски а также угол наклона к граням обвязки мог колебаться в ощутимых пределах. Фаска в местах крепления к брускам прутов обычно прерывается для прочности их крепления.

И, наконец, следует отметить тип обвязки, лишенной калевки. Бруски таких обвязок в поперечном сечении прямоугольны.

Большая часть рам не окрашена. Первоначально они, по-видимому, были покрыты олифой. Встречаются обвязки, на поверхности которых можно заметить остатки клеевых составов, нанесенных с интерьерной стороны. Такие случаи встречаются тогда, когда глухая рама вставлялась в проем без коробки, на раствор. При побелке оконных откосов заодно белилась и рама.

Встречаются случаи масляной окраски. При этом окраска может быть дифференцированной. Например, калевка с внутренней кромкой окрашены в красный колер, остальная часть обвязки — черным цветом.

Размеры сечения обвязки — функция от общих габаритов заполнения. Исходные причины этого искать следует в прочностных требованиях к обвязкам: чем больше оконница, тем массивней должна быть рама. Железные растворные рамы применялись в холодных помещениях, когда не требовалось колоды, и навесить оконницу можно было на крюки, заложенные в стену. Такая рама состоит из четырех отдельных железных брусков, скрепленных заклепками. Толщина рамы — около 7 мм, ширина — 60—70 мм. Слюдяное полотно крепится к раме железной контурной полосой при помощи заклепок. Пруты не врезаны в раму, они заправлены между рамой и полосой, закрепляющей слюдяное полотно. Заклепками же крепятся накладные петли и запоры.


Рис. 71. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 72. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 73. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 74. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 75. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 76. Оконница слюдяная. ТЕМ

Рис. 77. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 78. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Скобянка на деревянных рамах устанавливается только на растворных обвязках.

Петли крепятся на верхней и нижней частях одного из вертикальных брусков. На другом бруске устанавливаются крюки, скобы, различные запорные приборы. Уголками скрепляются углы деревянной рамы. Уголки могут совмещаться с петлями, а могут существовать отдельно, как самостоятельные элементы.

Металлическая арматура крепилась к раме железными гвоздями, которые загибались с обратной стороны обвязки и еще раз вбивались в дерево. До введения в практику шурупов это был наиболее распространенный и прочный способ крепления.

Петли и уголки изготавливались из тонкой жести толщиной 0,2—0,3 мм, такая толщина позволяла производить художественную прочеканку поверхности. Петли могли изготавливаться и из более толстого железа — 2—4 мм, по периметру их снималась фаска.

Металлические приборы окрашивались масляной краской либо покрывались полудой.

Если рама несет конструктивно вспомогательные функции, то основные функциональные нагрузки заполнения как проводника света и изолятора интерьеров от непогоды выполняет слюдяное полотно. Оно представляет собой отдельные пластины слюды, соединенные с помощью спаренных металлических полос, либо сшитые.

Формы слюдяных пластин, направление, величина, густота, взаимное расположение, линейная конфигурация полос, местоположение и форма репеек, живописные фрагменты, отделка поверхности деталей, — все это и формирует художественный облик оконницы.

В окнах во все времена применялся прозрачный материал, хорошо пропускающий свет. Им могли быть рыбный пузырь, промасленная ткань, лед, слюда, стекло. В XVI—XVII вв. из всех перечисленных самым качественным, а потому и самым ходовым материалом была слюда. Она превосходила по своим функциональным свойствам даже стекло, в то время еще малопрозрачное и тяжелое.

Слюда применялась всюду, где нужно было обеспечить хорошую светопроводность и прозрачность: в окнах строений и судов, в дверях, в каретах, в мебели, в фонарях.

Слюда представляет собой легко расслаиваемый прозрачный естественный минерал. Она обладает достаточной прозрачностью, имеет незначительную толщину и вес, устойчива к химическим и биологическим агентам, несгораемая.

При изготовлении оконницы мастер располагал кусками слюды различной величины. Незначительные размеры дешевой слюды ухудшают качества оконницы: сгущение сетки полос увеличивает расход железа, утяжеляет конструкцию, уменьшает светопроводность и ухудшает визуальные связи. Поэтому мелкомасштабные сетки можно объяснить лишь низким качеством исходного материала.

В оконницах сложных рисунков мастер, реализуя конкретную художественную идею, и творя в стилевых рамках своего времени, был зависим от размеров и формы слюдяных пластинок. Подбирая и комбинируя их, он набирал полотно таким образом, чтобы отходы слюды были минимальными.

Слюдяные пластины соединялись друг с другом «внахлест», а затем скреплялись полосами шириной, несколько большей ширины нахлеста. Толщина слюды колеблется от 0,1 до 0,8 мм. Самой распространенной толщиной можно считать 0,1—0,4.

Слюдяные ячейки могли расписываться полупрозрачными составами. Чтобы живопись от соприкосновений не истиралась, ее покрывали сверху другой тонкой слюдяной пластиной.

Широко бытующее представление о том, что слюдяные оконницы — прерогатива XVI—XVII вв., не вполне правомерно. Еще в середине XVIII века в окнах московских строений могли использовать слюдяные заполнения.

Рядовые полосы, помимо скрепления кусков слюды в единую прочную конструкцию, выполняют еще одно важное назначение: они препятствуют проникновению сквозь швы холодного воздуха, атмосферных осадков, ветра. Материалом для полос служило черное либо белое железо.

По месту применения полосы бывают контурные и рядовые. Контурные полосы охватывают полотно по периметру. Они гвоздями крепятся к раме либо вставляются в паз. Все остальные полосы — рядовые. Рядовые и контурные полосы различаются по ширине. У рядовых эта величина в среднем составляет 7—9, реже 10—12 мм. Ширина контурных полос больше, она составляет преимуществен-

но 11—12, 12—14, реже 14—18 и даже 26 мм. Встречаются оконницы, у которых ширины рядовых и контурных полос одинаковы. Следует еще заметить, что в пределах одной оконницы ширина рядовых полос — величина не обязательно стабильная. При внимательном рассмотрении различные размерные типы часто оказываются разновременными, то есть часть из них была привнесена в процессе поздних ремонтов.

В отдельную категорию следует выделить дуговые полосы, ширина которых может колебаться в значительном диапазоне в пределах одного отрезка. Разница самой узкой (у концов) и самой широкой (в середине) частей дуговой полосы составляет около 4 мм.

Сравнение толщин полос показывает, что величина эта у рядовых и контурных полос примерно одинакова и составляет преимущественно 0,2—0,3 мм.

В поперечном сечении полосы могли профилировать уголком либо скругляли дугой. Профилированные полосы значительно более распространены, чем плоские. Конструктивно они более оправданы: кромками лучше прижимаются к слюде.

Уголковому типу рядовых полос не обязательно должен соответствовать этот же тип контурных. Контурные полосы в большинстве своем — плоские. Из соображений декоративности их иногда профилировали малорельефным двойным уголком.

Подавляющее большинство полос лишено декора. Иногда их украшали точечной прочеканкой заусеницами наружу, либо делали их фигурными.

Полосы при недостаточной длине наращивали соединением внахлест. В кузнице отковывали ориентировочный расчетный погонаж полос, а при производстве слюдяного полотна их нарезали и по мере необходимости остатки (обрезки) сращивали. Места сращивания нахлестывали друг на друга. Среди форм нахлестов можно выделить четыре основных типа: прямые, стрелки, трапеции и дуговые. Наиболее простые в исполнении, а потому наиболее распространенные прямые окончания. Нередки случаи одновременного применения разных типов.

Полосы из черного железа могли покрывать масляными противокоррозионными составами.

Если в слюдяной пластине встречались трещины, то на них накладывались отдельные отрезки полос, отростки. Они применялись очень широко — не только ремонтные, но и первоначальные. Как правило, по своим параметрам они абсолютно идентичны рядовым полосам (если те и другие одновременны).

Обычно отростки одним концом сопрягаются с полосой регулярной сетки. В этих случаях конец отростка заведен под полосу. Встречаются, однако, отростки, не соприкасающиеся с рядовыми полосами, находящиеся в середине слюдяной ячейки — плавающие отростки. Окончания отростков, как и нахлесты полос, имеют четыре разновидности: прямые, стрелки, трапеции и дуговые.

Гвозди на оконницах применены двух типов: 1) скрепляющие рядовые полосы, так называемые носковые и 2) гвозди крепления контурной полосы.

Носковые гвозди скрепляют полосы с шагом в среднем около 30 мм. Часто шаг продиктован размерами отдельной ячейки. Носковые гвозди обычно незначительного размера. Длина их колеблется в среднем от 4 до 7 мм. Толщина стержня носкового гвоздя — величина более стабильная. Сторона квадратного сечения средней части гвоздя составляет 1 мм. Шляпки при средней высоте 0,5 мм в диаметре составляют 2—4 мм. Шляпки гвоздей крепления контурной полосы значительно превышают носковые по габаритам. При наиболее распространенном диаметре 7—9 мм высота их колеблется в среднем около 2,5—3,0 мм. Шаг их колеблется в более широких пределах, чем шаг носковых гвоздей, в среднем 40—60 мм.

Носковые гвозди в половине случаев ориентированы шляпками наружу, а загнутыми стержнями — в интерьер, во всех остальных случаях — наоборот шляпками в интерьер, стержнями наружу.

Рядовые полосы могли скреплять не гвоздями, а треугольными скрепками, изготовленными из полос, вставляемых в продольные щели нужной длины; выбираемыми в полосах и загибаемыми с двух сторон. Этот прием был, по-видимому, не очень распространен и применен как остроумный выход из положения в условиях нехватки или полного отсутствия носковых гвоздей.


Пруты придают жесткость и прочность на прогиб слюдяному полотну. Подавляющее большинство сохранившихся прутов изготовлены из железа, но иногда их делали и деревянными. Сечение железных прутов — круг, прямоугольник и квадрат. Наиболее жестким из них следует признать прут прямоугольного сечения. Диаметры прутов круглых сечений и стороны квадратных составляют около 5—6 мм.

Деревянные пруты в сечении квадратны — 8x8 мм, с фасками с наружной стороны. Пруты в деревянные рамы врезаются во внутренние кромки таким образом, что они соприкасаются по краям с контурной полосой. При железной раме расплющенные концы прутов зажаты между рамой и контурной полосой.

Репейки — декоративная деталь оконницы.

По технологическому признаку все репейки можно подразделить на два типа: 1) вырезанные из жести и 2) отлитые из олова.

Можно выделить и три габаритных типа: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Первые два типа применяются по одному, либо по два-три типа в различных сочетаниях, декоративными вкраплениями в рисунок полотна. Последний же тип применен на рядовых полосах некоторых оконниц. Мелкомасштабные репейки крепятся носковыми гвоздями, а потому шаг их размещения на полосах равен шагу носковых гвоздей.

Комбинированные варианты, то есть применение двух или трех типов репеек, могут иметь место при оловянных литых репейках.

Репейки ажурные крупномасштабные представлены двумя типами: «орленые» и «огурцы». Под ажурные репейки подкладывалась красная александрийская бумага.

Жестяные репейки крупномасштабны. По форме они либо круглые, либо восьмиугольные. Обычно они декоративно прочеканены мелкими отверстиями заусеницами наружу. Среднемасштабные репейки самостоятельно не встречаются, а только в сочетании с ажурными. Мелкомасштабные репейки применяются в рядовых полосах, в местах крепления носковых гвоздей. Крепятся все репейки к полотну носковыми гвоздями. Ориентируются репейки в окне наружу, на улицу.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.