ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Цинк на поверхности бронзовых античных монет?

Аватар пользователя Акимов Владимир
92
points

Много лет назад, будучи студентом, в процессе практикума чистил боспорские бронзовые монеты III в.до н.э. из раскопок (использовал р-р едкого натрия и цинк). Делал все казалось бы по инструкции. Долго вымачивал в дистилляте, периодически меняя воду. Сушил, правда, в духовке (точную температуру сказать не могу, но возможный максимум духовки 250 гр С).
Перед покрытием воском отдал на рентгено-флюоресцентный анализ. Результаты оказались неожиданными. Анализ показал содержание цинка от 30 до 70 %. Столько в реальности быть никак не могло. Анализ делали на 9 монетах. Мастер опытный. Давно сотрудничал с нашей преподавательницей.
Как объяснить это явление?
Задавал вопросы преподавателям. Ответ был один и тот же. Цинк в реакции нейтрален и на монетах оставаться не может. Предполагали, что сушил при очень высокой температуре. Известно, что цинк "перемещается" в теле металла к поверхности при температуре около 500 гр.С. Эта версия не подходит. Духовка столько дать не могла.
Что вы думаете по этому поводу?
Заранее благодарен.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
197
points

Хороший вопрос. Надо подумать...

199
points

В виду затянувшегося молчания предложу на обсуждение свои размышления.
Чистка производилась латунными щетками. Возможно и стальными (за давностью лет не помню). Не могло ли статься так, что цинк на поверхности монет оставался именно от щеток, которые стирались в процессе работы?

134
points

абсолютно точно - нет. Это более мягкий материал с точки зрения механики и более активный с точки зрения химии

122
points

Здравствуйте, Владимир.
На каком приборе проводили анализ состава?
Если в монетах присутствовали легирующие добавки более активные чем цинк, то они могли восстановить цинк из раствора, а он уже мог осесть на поверхности. Рентгенофлуоресцентные приборы меряют элементный состав в приповерхностном слое - отсюда могла появиться существенная ошибка.

131
point

Спасибо! Последняя версия мнекажется наиболее вероятной. Надо проверить...
Марку прибора не знаю. (

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.