ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Персоналии

Аватар пользователя Inform

Тема, освящающая деятельность определенных личностей работавших в сфере сохранения материального культурного наследия и отличившихся созидательными заслугами в этой области. На сайте они вспоминаются в их дни рождения, если такое не известно, то в какой-нибудь произвольный день.

Составители: Сергей Сергеевич, Союз реставраторов, Сергей Сена, Владимир, Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".


1 января 1908 родился Василий Митрофанович Савков

САВКОВ Василий Митрофанович (1908–1978), архитектор-реставратор, исследователь древнерус. зодчества. Один из создателей ленингр. школы архит.й реставрации. Совм. с Е.В. Казанской разработал проект и руководил восстановлением Большого дворца в Петергофе (1949-74). Занимался реставрацией Юсуповского дворца на Мойке, Большого (Меншиковского) дворца в г. Ломоносов, Баболовского дворца в г. Пушкин и др. С 1968 совм. с А.Н. Кирпичниковым вел археол. раскопки и ремонтно-реставрационные работы в Шлиссельбургской крепости. Автор проекта восстановления этой крепости в качестве музея-заповедника.


3 января 1934 года родился Леонид Аркадьевич Лелеков

Леонид Аркадьевич Лелеков (1934–1988) - один из ведущих историков-иранистов всю жизнь профессионально занимался реставрацией художественных памятников. Пришел во Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию по консервации и реставрации музейных ценностей (ВЦНИЛКР, впоследствии переименованную во ВНИИР и ГосНИИР) в 1968 году, в период ее становления, и немало сил и таланта отдал на то, чтобы она превратилась в признанный научный центр отрасли. Л.А. Лелеков очень скоро стал интеллектуальным лидером отрасли. Более всего его интересы были направлены на изучение фундаментальных теоретических проблем реставрационной деятельности.

Общие слова. Значение Леонида Аркадьевича в другом.
.
Его следует признать основателем советской реставрационной методологии. Из его рук, в этом смысле, вышли ряд отечественных реставраторов. Среди них я могу назвать Зверева, Бурого, Давыдова и др.
.
Последние годы был очень сильно занят на государственной службе, что , я полагаю, привело его к преждевременному уходу. Трагическому уходу. В этот период мне удавалось встречаться с ним лишь на короткое время и только в Ленинке.
.
Высочайший интеллектуал и глубокий эрудит - личность не подлежащая восполнению в отечественном реставрационном мире.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

4 января 1891 года родился Николай Николаевич Померанцев

Николай Николаевич Померанцев (1891, Москва — 1986, Москва) — советский реставратор, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР, лаурет государственной премии СССР (1974). С 1918 сотрудник «Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников» под началом И. Э. Грабаря, c 1919 по 1934 работал в московском кремле — искусствоведом, хранителем Оружейной палаты, заведующим памятниками Кремля. Одновременно занимался музейной деятельностью, организовывал местные музеи на базе Донского, Новодевичьего монастырей, в Звенигороде, Волоколамске и других древних городах. Организовал архитектурные обмеры и фотографирование Вознесенского монастыря, обследование захоронений и вывоз саркофагов в подземелье Архангельского собора, а иконы из Воскресенского монастыря, датируемые 1679 годом, сохранил в церкви Двенадцати Апостолов и фондах Оружейной палаты. В январе 1934 арестован по «делу работников центральных реставрационных мастерских», обвинён в попытках дискредитации Советской власти путём противодействия сносу «ненужных памятников старины». С 1954 регулярно выезжал в экспедиции на русский Север («Онежские экспедиции»), реставрировал Ферапонтов монастырь, Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь и др. памятники.
ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873, Вятка - 1946, Ленинград) – искусствовед, профессор, ученый консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Институтата истории материальной культуры АН СССР (1919—1946). В годы блокады, им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре "Воздушный режим в музее". В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации.

Кажется Фармаковский был первым отечественным технологом реставрации в число достижений которого следует отнести первые эксперименты по применению полимерных материалов для консервации и реставрации движимых и не движимых памятников материальной культуры.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

9 января 1882 года родился Павел Александрович Флоренский.

Павел Александрович Флоренский (1882— 1937). Выдающийся ученый и мыслитель. Получил хорошее образование в области физики, математики, биологии, философии, истории культуры. Прославился книгой «Столп и утверждение истины» (1914). В 1918 - участник Поместного собора Русской Православной Церкви. С 1918по 1923 год-член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В 1918-1920 ученый секретарь Комиссии и хранитель ризницы. В 1922 году написал книгу «Иконостас» (первое научное издание вышло в издательстве «Искусство» в 1994 году). Составитель проекта Музея Троице-Сергиевой лавры и автор доклада об издании каталогов музея (1918). В 1933 репрессирован, сослан в Восточную Сибирь, в 1934 переведен на Соловки, в 1937 расстрелян.

25 августа 1943 года родился Александр Александрович Журавлев

Журавлев Александр Александрович (1943 —2009) — реставратор высшей категории, член Мирового Совета Янтаря, член Союза художников России, руководитель проекта восстановления Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Сумел убедить сначала советскую власть, а затем правительство России в необходимости воссоздания Янтарной комнаты. В период с 1981 по 1997 год руководил работами по воссозданию Янтарной комнаты. В процессе реставрации янтарного шедевра заново открыл древний секрет окраски солнечного камня, казалось бы, утраченный навсегда. Единственный в мире мастер, в совершенстве владеющий техникой колорирования. По его собственным словам, покрасить янтарь так же сложно, как прокрасить кусочек стекла. Ему это оказалось под силу. Вместе с группой реставраторов Александр Журавлёв воссоздавал янтарные изделия из коллекций Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты. Последние годы был художественным руководителем частной галереи «Янтарный дом», где создал янтарное панно «Русь» — второе по величине произведение из янтаря в мире, выполненное в уникальной авторской технике — синтез флорентийской мозаики и янтарного набора.

27 января 1903 года родился Петр Николаевич Максимов

(?) Максимов Петр Николаевич (1903‒ 1972)Максимов Петр Николаевич (1903‒ 1972), советский историк архитектуры, доктор архитектуры (1970). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921‒1929). Исследовал памятники архитектуры и осуществил ряд важных работ по реставрации в Москве, Пскове, Новгороде. Основные труды по русскому зодчеству 11 - 13 веков, русской архитектуре 2-й половины 19 века и русской деревянной архитектуре конца 16 - начала 20 веков отличаются полнотой фактических данных о памятнике и его связях с историческими и историко-художественными процессами. Работы опубликованы в многотомниках «История русского искусства» (т. 3, 1955; т. 4, 1959), «Всеобщая история архитектуры» (т. 3, 1966; т. 6, 1968), сборник «Архитектурное наследство» (с 1951). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.
Николай Иванович Федышин (1928 — 16 апреля 2005) — выдающийся русский реставратор иконописи. Член Союза художников России. Историк и краевед, Николай Иванович Федышин вернул к жизни более ста крупнейших вологодских икон. Первая серьезная работа — раскрытие уникальных орнаментальных росписей Экономского корпуса (памятник XVII века) Вологодского кремля. Ему принадлежит открытие, касающееся знаменитых фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре: Н. И. Федышин установил, что все росписи сделаны за 34 дня, а не за несколько лет, как предполагали ранее. Николай Иванович был реставратором высшей квалификации. За свою жизнь отреставрировал более ста памятников темперной живописи. Принимал участие в раскрытии росписей в Софийском соборе и церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде.
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)