ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

(на примерах традиционных приемов новгородского письма 15 в.)

Изучение стилевых особенностей живописи 15 в. нужно художнику для того, чтобы идти по пути развития этих особенностей согласно своим индивидуальным склонностям. Весь процесс работы над иконой должен быть тщательно изучен в его традиционной последовательности.

Следует принять во внимание, что описывая приемы письма, не все можно точно выразить словами. При составлении тонов очень многое зависит от густоты красок и от пропорции в каждом тоне. Добиться точной передачи цвета и тона можно только практически экспериментируя.

КАК ПИСАТЬ ДЕРЕВЬЯ

С оригинала рисуется карандашом на писчей бумаге точный рисунок. Затем рисунок с оборотной стороны припорашивается сухой жженой сиеной. Потом рисунок накладывают и переводят его путем обведения всех контуров цировкой. Таким образом на доске остается как бы отпечатанный контурный рисунок. Оставшийся налет порошка сиены смахивается гусиным пером с большой осторожностью, чтобы не смахнуть переведенный контур рисунка. Затем идет процесс роскрыши (то есть наложение цветовых пятен) согласно оригиналу. Роскрышь начинается с самых крупных пятен. В данном случае — с горы, которая имеет коричневато-зеленоватый тон. Он составляется на фарфоровом блюдце. Кистью средней остроты берется из приготовленных красок изумрудная зелень, охра и сиена жженая в таком количестве, чтобы все взятые краски вместе отвечали тону оригинала. Когда тон будет по цвету близок к оригиналу, его регулируют — разбавляют яичной эмульсией до такой густоты, при которой тон мог бы лечь на поверхность пластины прозрачной, воздушной плавью. (Следует избегать плотной прокраски, которая окажется безвоздушной).

Таким же путем прокрашиваются листва и стволы деревьев, соответствующими оригиналу тонами. Таков первый этап работы. Дальше, когда все цветные части раскрыты цветом, идет роспись.

Она производится более острой кистью. Составляется соответствующий оригиналу темный тон (например, для росписи листвы боковых деревьев и травы на горе составляется тон из жженой умбры и сажи, а для росписи листа центрального дерева и стеблей деревьев — умбра с кармином). Таким тоном оконтуривают листья и стебли деревьев, пишут травку на горе и цветы.

Нужно добиваться, чтобы линии росписи были живыми и разнообразными по силе, они должны сливаться в общий тон изображения и придавать ему объем. Это второй этап.

Затем идет третий этап — подплавка теневых и световых частей дерева. Это делается для выявления объема. Здесь работают кистью средней остроты. На оригинале тенью под-плавлены наружный контур горы и местами по горе. Под-плавлены также концы листьев и световые части — центры листьев. Надо внимательно рассмотреть, как сделаны подплавки теневых и световых частей дерева и горы. Теневая подплавка сделана с таким расчетом, чтобы связать основную роскрышь листьев, стволов и горы с росписью, чтобы был мягкий переход от роскрыши к росписи. Эта приплавка делается несколько темнее роскрыши и несколько светлее росписи. Световая подплавка сделана в центре листьев несколько светлее основной роскрыши. Как теневая, так и световая приплавки сделаны соответствующими звучными тонами. Таков третий этап работы.

Дальше идут отдельные детали: цветы и ягоды. Их надо делать острой кистью зеленой краской и киноварью. На этом и кончается процесс письма деревьев цветом.

После этого выполненную работу надо покрыть копаловым лаком, закрепляя краски, и подготовить работу к окончательной доделке ее золотом.

После закрепления красок лаком поверхность делается глянцевитая.

КАК ПИСАТЬ ГОРЫ

Когда рисунок будет переведен на доску, темная охра разводится яичной эмульсией до соответствующей густоты, чтобы была возможность краску накладывать прозрачно и плавью. Таким тоном проплавляется вся поверхность горы, а затем прокрывается внутренний проем горы, тон для него составляется из сиены жженой, кармина и жженой умбры. Тоном из сиены жженой, киновари и охры прокрывается толщина массива горы, а затем зеленовато-желтоватым тоном проплавляется дерево. На этом роскрышь закончена.

Дальше идет роспись. Росписью определяются формы площадок и уступов горы и их плоскостей. Дерево оконтуривается. Затем теневая сторона горы и уступы проплавляются легкой и прозрачной тенью, а площадки тоном несколько светлее основного тона роскрыши горы. Работа заканчивается наложением по площадкам и уступам отдельных камушков (кремешков) разной силы, величины и разного тона с таким расчетом, чтобы все отдельные камушки были вписаны в общий тон горы. Краски закрепляются копаловым лаком. Золотом прописываются дерево и цветы. Золото закрепляется лаком и полируется.

КАК ПИСАТЬ ПАЛАТЫ

Когда рисунок переведен на доску, начинается роск-рышь, для чего составляются соответствующие оригиналу тона. Краски разводятся яичной эмульсией до состояния, способствующего наложению красочных тонов прозрачной плавью.

Сперва каждый предмет проплавляется своим общим тоном. Большое место здесь занимает позём (пол или земля), он проплавляется в первую очередь, а по отношению позёма и фона определяются и составляются другие тона. Тон позёма состоит из темной охры, зеленой краски и натуральной умбры. Тон розовой палаты составлен из белил, сиены жженой и кармина, а для задней стены нужно взять белила, светлую охру и зелень.

Дальше идет уже известная нам роспись тонами, соответствующими роскрыши и тонам оригинала, то есть по красным тонам — кармином с сажей, по зеленым тонам — зеленой краской с сажей, по коричневому тону — кармином с сажей.

Роспись делается слабыми линиями, которые должны связываться с тонами роскрыши, затем наносится под-плавка теневых частей палат, орнаментальных украшений и профилей.

Предпоследняя работа — это приплавка на световых частях палаты и на орнаментальных их украшениях тонами несколько посветлее роскрыши. По позёму, чтобы он не казался вертикальной плоскостью, низ сделать несколько светлее общего тона, точками. Сначала они сильнее, а дальше идут слабее. На занавеси делается так называемый пробел (это условные складки). Пробел делается в три тона. Первый тон очень слабо отделяющийся от роскрыши, второй несколько светлее и третий более светлый (оживка).

Оживка на всех палатах делается более светлыми тонами, соответствующими предыдущим, и часто одними белилами, но с таким расчетом, чтобы оживка не отскакивала от общего тона предмета, а мягко связывалась с ним. Когда работа в красках закончена, ее покрывают копаловым лаком и хорошо просушивают.

КАК ПИСАТЬ ГОЛОВУ

Письмо головы XV века имеет свои отличительные черты: мягкий темно-желтоватый силуэт, условность линий лица, движков, кудрей волос и бороды.

Копирование начинается, как и всегда, с карандашного рисунка, где подробно и правильно прорисовывается силуэт головы, черты лица, волосы и схватывается выражение. Дальше, как нам известно, рисунок переводится, голова проплавляется санкирем (составляется из темной охры, сажи и киновари). Санкирь наплавляется с таким расчетом, чтобы сквозь его слой просвечивал переведенный рисунок. Когда санкирь высохнет, пользуясь видным сквозь санкирь рисунком, контур и черты лица прописываются в настоящую силу, а на выступающих частях головы и кудрях волос наносятся движки, которые определяют место для плави головы. Дальше нужно голову выплавить, довести ее до мягкого темно-коричневого тона. Основной тон лица уже наложен — это санкирь, он останется в теневых частях лица. Дальнейшие плави все будут светлее санкири, за исключением зрачков глаз и волос на голове, бороде и усах: они проплавляются жидкой жженой умброй.

Первая плавь лица, как уже известно, называется охрением. Для него составляется тон несколько светлее санкири из охры, киновари и белил, им проплавляются надбровные дуги, лоб и щеки не сплошняком, а только на скулах и выпуклых местах морщин, ухе и складках на шее. Дальше отплавляются, как уже указывалось, волосы и зрачки глаз. Когда все просохнет, берется киноварь, жидко разводится и наплавляются на щеках румянцы. Этой же киноварью оживляют конец носа и крыло ноздри, слезнички, веки и надбровные дуги, ухо и губы. Теперь требуется объединить санкирь с первой световой плавью. Составляется тон из темной охры и киновари подбивкой, которая является полутоном, объединяющим световой тон с санкирью. Им же заплавляются и все морщины на лице и шее. Затем проплавляются середины завитков кудрей на волосах, бороде, усах и белки глаз тоном несколько светлее основного тона волос. Дальше идет плавь, которая называется сплавкой. Тон ее составляется из охры, киновари и белил. Этот тон должен быть несколько темнее первой плави и несколько светлее подбивки. Задача этой плави — объединить в общий темно-коричневый мягкий тон все предыдущие плави. Сплавка накладывается так, чтобы все предыдущие плави сквозили через эту последнюю. Когда она хорошо просохнет, накладывается последняя плавь бликов, тон которой составляется из охры, белил и киновари несколько светлее общей сплавки. Она накладывается точно так и на тех же местах, как наложена первая плавь. На этом плавь головы заканчивается.

Бывают случаи, что выплавленная голова получилась светла и нет впечатления мягкости силуэта. Тогда составляется тон первоначальной санкири, разводится очень жидко и заплавляется вся голова с таким расчетом, чтобы все предыдущие плави были объединены в общий спокойный тон. Работа заканчивается восстановлением описи

головы, черт ее лица, которые местами заплавились отметкой движков и черчением волос. Все это делается осторожно, сохраняя мягкость силуэта, выражение лица и весь характер изображения в целом.

КАК ПИСАТЬ ФИГУРЫ

Первоочередная задача — сделать правильный рисунок. Для этого через центр листа бумаги проводится вспомогательная вертикальная линия. На ней отмечается согласно размеру листа величина фигуры. Этот размер делится на девять частей. Одна часть составляет размер головы, а весь рост фигуры содержит девять голов. Каждая часть делений на вертикальной линии отмечается точками, которые служат ориентиром при рисунке. Дальше, как уже известно, рисунок переводится на пластину, а затем проплавляется прозрачной плавью, тонами роскрыши одежды и санкири головы, рук и ног.

Плащ прокрывается киноварью с кармином. Рубашка — зеленью с белилами, шаровары — ультрамарином с кармином и белилами, сапоги — киноварью. Санкирь головы и рук проплавляется светлой охрой и киноварью. Раскрытые латы и шлем — золотом, которое полируется коровьим зубом.

Дальше идет роспись одежды, опись головы и рук, которые нам известны из предыдущих заданий.

После пишется голова. Процесс ее плавей также нам известен. После письма головы, латы расписываются орнаментом, сажей. Плащ воина расписывается золотым пробелом, шаровары орнаментом, а сапоги золотой инокопью. Затем работа покрывается лаком и полируется.

КАК ПИСАТЬ ИКОНУ «ПОД ОКЛАД»

В XIX веке, особенно к его концу, и в начале XX века появляются иконы-подокладницы. На загрунтованных досках иконописцы-кустари писали только те части изображений, которые не закрывались окладом. Обычно это были головы, кисти рук и стопы босых ног. Таким образом ремесленники максимально сокращали затрату времени на производство каждой иконы. Подокладницы были двух типов — более дорогие, предназначенные под серебряные оклады, и более дешевые, которые покрывали окладом из фольги или латуни. Эти самые дешевые иконы в среде иконописцев назывались «краснушками». Название их обусловлено тем, что доски не левкасили в обычном понятии этого слова, а покрывали очень тонким слоем красно-коричневого грунта. По грунту делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали головы, руки и ноги. Более дорогие подокладницы писали на досках и левкасах обычной проработки, но на поверхности левкаса по переведенному рисунку писали красками лишь первую роскрышь, то-есть согласно рисунку локальными цветами покрывали фон и одежды. Полностью писали только изображения голов, кистей рук и стопы ног, которые были видны в прорезях окладов, после их закрепления на иконах.

Первоисточник: 
Икона. Кравченко А.С. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.