ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

А знаете ли вы? - Графика

Аватар пользователя Inform
265
points

Списки цитат по сохранению произведений графики со ссылкой на источник. Цель: Освещение специфики хранения графики.

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
206
points

Мухаммад Джафар. Музыкант с рубабом. ок. 1590 г. Британский Музей, Лондон.
Мухаммад Джафар. Музыкант с рубабом. ок. 1590 г. Британский Музей, Лондон.

  1. Известно, например, что если воздух помещения загрязнен сероводородом, то цвет свинцовых белил на произведениях графики изменяется - вплоть до почернения.

  2. Самыми распространенными повреждениями произведений графики на бумажной основе являются пожелтение и образование желто-бурых пятен, которые могут появиться и при естественном старении, и при небрежном хранении.

  3. Колебания температуры и влажности (или, как принято говорить, — температурно-влажностного режима) вызывают деформации основы произведений графики.

  4. При резком повышении влажности может произойти заражение произведений графики микроорганизмами, и в результате на экспонате проступят пигментные пятна.

  5. Огромный вред наносит произведениям графики применение при монтировке и реставрации канцелярского клея, который имеет щелочную реакцию, вызывающую обесцвечивание красок и разрушение волокон бумаги.

  6. Поражение микроорганизмами представляет большую опасность для произведений графики, так как многие материалы (прежде всего целлюлоза), используются грибами и бактериями в качестве питательных веществ.

  7. Проникая вглубь бумаги, грибы и бактерии разрушают волокна и проклейку, а кроме того, выделяют продукты жизнедеятельности, которые искажают экспонаты трудноудалимыми окрашенными пятнами.

165
points

Альбрехт Дюрер, Заяц, 1502, Акварель, Музей в Вене
Альбрехт Дюрер, Заяц, 1502, Акварель, Музей в Вене

  1. Акварельные произведения должны быть охраняемы от действия света, так как изменения, производимые им, большею частью необратимы, а часто приводят произведение к полному разрушению.

  2. При экспонировании в залах акварельные произведения должны быть тщательно защищены от прямых солнечных лучей, поэтому для их экспозиций следует преимущественно выбирать залы, выходящие на север. В солнечных залах возможна экспозиция в простенках, если нет противопоказаний гигрометра.

  3. В залах с боковым светом лучше экспонировать акварельные произведения в горизонтальных витринах, более защищенных от прямых солнечных лучей, в залах с верхним светом, наоборот, — в витринах вертикальных.

  4. При электрическом освещении нельзя допускать системы ламп, дающих слишком большое количество ультрафиолетовых лучей. Лампы силой свыше 100 свечей должны быть помещены не ближе 1 метра от объекта (200 свечей — около 2 метров и т. д.).

  5. Свет действует и с обратной стороны, даже сквозь толстую ватманскую бумагу, почему с обратной стороны монтированный акварельный объект, висящий на светлой стене, должен быть обязательно защищен плотным картоном или деревянной дощечкой.

  6. Постепенное охлаждение воздуха в помещениях, где хранятся акварели, неопасно для них, резкое понижение ниже ±0 недопустимо, особенно для непрозрачной акварели на пергаменте, кости, шелке. Совершенно нельзя допускать частые колебания температуры.

  7. Крайне вредно действует на акварели, одинаково на бумаге, пергаменте, кости и шелке, впуск теплого воздуха в холодные помещения, так как это вызывает быструю конденсацию влаги на объектах.

162
points

Пётр Фёдорович Соколов. Портрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35г
Пётр Фёдорович Соколов. Портрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35г

  1. В каждом музее желательно оборудование центральной системы вентиляции с подачей профильтрованного, подогретого, правильно увлажненного и с вытяжкой отработанного воздуха. Вентилирование производится согласно местным условиям и распорядку дня, но обязательно во время уборки помещений и после выхода публики в конце рабочего дня.

  2. Очень вреден для акварелей табачный дым, почему нельзя допускать курения там, где временно или постоянно находятся такие объекты. Причина — осаждение на объекте тончайшего слоя табачных возгонов, что можно видеть на пальцах и усах курильщиков.

  3. При центральном паровом или водяном отоплении отнюдь нельзя помещать акварели над батареями (радиаторами), так как последние аккумулируют пыль и копоть, поднимающиеся над ними током теплого воздуха.

  4. Пётр Фёдорович Соколов. Портрет жены художника Юлии, 1827 год
    Пётр Фёдорович Соколов. Портрет жены художника Юлии, 1827 год
  5. За отсутствием реальных способов изолировать акварельные объекты от кислородной атмосферы, главное внимание должно быть направлено на чистоту воздуха и борьбу со всякими его засорителями.

  6. При вентиляции форточками необходимо соблюдать, чтобы поступающий воздух не был засорен пылью, сажей и т. п., почему, прежде всего в форточках должна быть натянута кисея; форточки в окнах, обращенных к уборным, помойным ямам, дымовым трубам, мастерским и т. п., открываться не должны.

134
points

Гравюра с фоксингами.
Гравюра с фоксингами до реставрации (слева), после реставрации (справа), при обычном освещении (вверху). Внизу та же гравюра, снятая в УФ-диапазоне спектра

Фоксинг - вид повреждения целлюлозных волокон в виде бурых пятен на бумаге, на неокрашенном хлопке и льне.
  1. Появление фоксингов зависит от уровня доступа кислорода, пыли, света, от технологии производства бумаги, текстуры ее поверхности, присутствия загрязнений, условий хранения.

  2. Фоксинги на гравюрах, в книгах и альбомах встречаются чаще, чем на архивных документах, что связано с разными условиями хранения и использования.

  3. Кислотность бумаги начальных и последних листов в книгах более высокая. В пределах одного листа она выше на полях, потому что окислительные процессы здесь проходят более интенсивно.

  4. На хранящихся в папках, редко используемых архивных документах XIX в. фоксингов значительно меньше, чем в книгах того же времени, стоящих на библиотечных стеллажах.

  5. Больше всего фоксингов на бумаге XVIII и XIX вв., что совпадает со значительными изменениями в технологии приготовления бумаги из тряпичного сырья.

  6. Образование фоксингов происходит прежде всего (…) на тех участках, которые соответствуют путям проникновения пыли, кислорода и влаги в книжные блоки.

152
points

Гравюра с фоксингами
Портрет Н.О. Сухозанет Литография Редакции Российской Военной Хроники (В. Дарленг) кон. 19 в.

Фоксинг - вид повреждения целлюлозных волокон в виде бурых пятен на бумаге, на неокрашенном хлопке и льне.
  1. Образование фоксингов является следствием процесса локальной окислительной деструкции бумаги, проявления которого весьма многообразны.

  2. На неровной поверхности задерживается больше пылевых частиц. На бумаге с шероховатой текстурой (...) фоксингов больше, чем на более гладкой.

  3. Повышенная влажность воздуха в хранилищах, намокание бумаги способствуют появлению фоксингов, так как вследствие этого ускоряются процессы старения.

  4. Поддержание нормального воздухообмена также важно, потому что летучие продукты деструкции бумаги и других материалов необходимо удалять, так как они ускоряют процесс окислительной деструкции целлюлозных волокон.

  5. Книги должны быть закрытыми, обрезы защищены футлярами, документы храниться в полностью заполненных коробках, папках.

  6. При поддержании стабильного микроклимата не происходит образование деформационных складок (...) поэтому уменьшается проникновение пыли и кислорода.

183
points

При хранении и экспонировании графических произведений следует обращать внимание на РН всех материалов, которые соприкасаются с экспонатами (картон папок, паспорту), в противном случае, возможно повреждение бумажной основы произведения. При хранении графики целесообразно не укладывать ее плотно в папки (нарушение воздухообмена). Папки с графикой лучше хранить в горизонтальном положении. Надо приветствовать исследователей и разрешать им рассматривать графику в хранилищах. Таким образом происходит осмотр и вентиляция произведений. Хранитель не в силах постоянно перекладывать все экспонаты, а это необходимо!

206
points

ну почему у вас всегда крайности ,Larsen?
От пальцев тоже следы остаются...в перчатках- пожалуйста

138
points

Кстати о перчатках. В СМИ любят демонстрировать листание графики народом в перчатках Листам бумаги от этого только хуже! Их не подхватить. Рука в перчатке излишне заламывает материал. Полностью резиновыми перчатками работать просто невозможно, Перчатки с напылением очень неуклюжи. Мыть остается руки. В фондах 0-0-0чень редко доступна эта тежника. Можно просто использовать сменные напальчники.

178
points

я работаю в перчатках.

244
points

Вы гигант! А как листается?

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.