ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

А знаете ли вы? - Икона

Аватар пользователя Inform
278
points

Списки цитат по сохранению станковой темперной живописи со ссылкой на источник. Цель: Освещение специфики хранения икон.

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
143
points

Святые Никита, Прокопий и Евстафий. Новгородская икона. Софийский собор. 15 век
Святые Никита, Прокопий и Евстафий. Новгородская икона. Софийский собор. 15 век

  1. Пленки из яичного белка, которыми пользовались художники-иконописцы Украины и Белоруссии, не желтеют, как масляные, но они деструктируются, от чего утрачивают прозрачность, мутнеют, приобретают сероватый оттенок.

  2. Особенно сильно окрашиваются пленки из олифы с добавлением канифоли. Именно такие покрытия имеют иконы Русского Севера начиная с XVII века. Пленка с канифолью часто растрескивается, делается шероховатой, мутнеет.

  3. Многие защитные покрытия русских икон XIX—XX веков стареют и разрушаются ускоренно из-за того, что в олифу или масляный лак были добавлены сиккативы.

  4. О размерах усушки икон свидетельствуют выступающие концы шпонок, которые на широких досках иногда выступают за край доски на 3—4 см.

  5. Повышенная влажность при плюсовой температуре способствует поражению доски произведения жуками-точильщиками. Древесину доски разрушают главным образом личинки этих жуков. Они питаются только увлажненной древесиной.

  6. Отсыревание нижней части иконной доски способствует поражению древесины гнилостными бактериями. В результате жизнедеятельности этих бактерий доска становится трухлявой и утрачивается.



128
points

«Архангел», коптская икона XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины
«Архангел», коптская икона XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины

  1. Резкое изменение температурно-влажностного режима хранения вызывают особенно интенсивные разрушения икон.

  2. Незащищённый слой деревянной основы, высыхая, сжимается, а живописный слой вместе с верхней её частью становится напряжённым. Это приводит к образованию трещин, разрывов грунта и красочного слоя, особенно при отсутствии паволоки, которая смягчает влияние деформации древесины на грунт и красочный слой.

  3. Для залов музеев и галерей экспонирующих иконы, рекомендуется температура в пределах +17 – 21°С; оптимальное значение относительной влажности воздуха –ограничивается пределом 50 – 65%.

  4. Если доступ кислорода внутрь слоев произведения затруднён (например, неповреждённым защитным покрытием), то процесс окисления идёт с поверхности, что выражается, в частности, в изменении цвета олифы или лака.

  5. Если покровный слой повреждён (поры, трещины) или разрыхлён пластифицирующими веществами, то окисление распространяется на всю толщину его и затрагивает красочный слой иконы. Так начинается изменение цвета отдельных пигментов и разложение связующего красок.

  6. Чрезвычайно важную роль в качестве катализатора окислительных процессов играет атмосферная влага. Если покровный слой иконы набухает, поглощая влагу воздуха, то процесс окисления становится особенно интенсивным.

471
point

«Архангел Михаил». Из Деисусного чина ("Звенигородский") XV в. Андрей Рублев, ГТГ
«Архангел Михаил». Из Деисусного чина ("Звенигородский") XV в. Андрей Рублев, ГТГ

  1. При высокой температуре и сухости воздуха икона, отдавая влагу, деформируется, происходит коробление древесины и связанное с этим растрескивание, вздутие и шелушение грунта и красочного слоя.

  2. В результате процессов, происходящих при удалении влаги из глубинных и поверхностных слоев древесины иконы, в ней возникают внутренние напряжения, приводящие к механическим повреждениям и изменениям форм иконы, вплоть до утрат отдельных деталей.

  3. При уменьшении влажности в древесине (усушка), связь между отдельными элементами иконы нарушается, появляются трещины, вздутия и отслаивание от основы грунта и красочного слоя, сетчатый кракелюр. Большая часть разрушений приходится на участки, близкие к торцовым частям доски.

  4. Особенно серьезные повреждения предметов из дерева происходят при резких долговременных колебаниях температуры и влажности воздуха (сезонные колебания).

  5. Избыточная влажность ускоряет процессы деструкции материалов, вызывает искривление и деформацию деревянных основ, размягчение и отставание от основы грунта и красочного слоя, ведет к выцветанию красителей.

  6. Высокая относительная влажность (превышающая 70%) — основная причина биоповреждения материалов иконы.

  7. Если температура и относительная влажность в помещении постоянны, то в досках основы икон устанавливается некоторое влажностное равновесие, способствующее сохранности живописи.

152
points

Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ)
Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ)

  1. Практически все пигменты под действием солнечной радиации претерпевают - хотя и в разной степени - те или иные изменения: потемнение, изменение оттенка и цвета, понижение насыщенности цвета.

  2. Обесцвечивание (выцветание) проявляется в уменьшении насыщенности цвета и особенно характерно для органических пигментов (индиго, краплака, баканов, шафрана).

  3. Процессы потемнения и изменения оттенка характерны для многих неорганических пигментов (киновари, свинцовых белил, свинцового сурика, аурипигмента).

  4. Пагубное действие ультрафиолетовых лучей заключается в том, что, проникая в толщу высокомолекулярных соединений, они расщепляют молекулы кислорода на атомы, и тогда последние приобретают особенно высокую активность в реакции окисления.

  5. Ультрафиолетовые лучи опасны для стойких и нестойких органических и неорганических пигментов, в то время как видимые лучи обладают меньшей проникающей способностью: они активируют реакции окисления лишь в поверхностных слоях.

  6. Инфракрасные лучи вызывают тепловые эффекты, которые могут механическим или химическим путём изменять материалы. Так, если химическая реакция уже протекает, тепло от воздействия инфракрасных лучей всегда ускорит её.

  7. Пожелтение плёнок природного лака может быть прямым результатом воздействия инфракрасных лучей, тогда как плёнки искусственного лака обыкновенно к ним не чувствительны.

184
points

Иисус Христос и вмч. Георгий. Икона. XVII в. (Исторический музей, Крит)
Иисус Христос и вмч. Георгий. Икона. XVII в. (Исторический музей, Крит)

  1. Состав воздуха оказывает определённое влияние на сохранность произведений. Сернистый газ, соединяясь с влагой воздуха, превращается в серную кислоту. Попадая в трещины покровного и красочного слоя, она разрушает живопись.

  2. Сернистые и аммиачные соединения губительно действуют на краски: свинцовые белила и медные зелёные. Потемнение этих же красок вызывает сероводород (он поражает и серебряные оклады).

  3. Озон и двуокись азота разрушают на иконописных произведениях покровные лаки из природных смол.

  4. Для икон химическая деятельность микроорганизмов представляет наибольшую опасность: практически все материалы, составляющие его, используются бактериями и плесневыми грибами в качестве питательной среды.

  5. К большинству твёрдых смол используемых в иконах (копалам, шеллаку) микроорганизмы инертны, в то время как мягкие смолы (даммару, мастикс и канифоль) повреждают в значительной степени.

  6. Обыкновенно покровный слой старых иконописных произведений покрыт трещинами, в которые и осаждаются споры плесневых грибов, всегда присутствующие в воздухе.

  7. Проникая в глубь иконы, микроорганизмы нарушают его структуру, выделяя продукты своего обмена - главным образом, органические кислоты и некоторые окрашенные вещества. Последние вызывают искажения красочного слоя.

147
points

св.Жан Баптист (св.Иоанн Предтеча) критское письмо, начало 16 века, Лувр
св.Жан Баптист (св.Иоанн Предтеча) критское письмо, начало 16 века, Лувр

  1. Для роста микроорганизмов необходимо минеральное питание – ими являются вещества красочных пигментов произведений темперной живописи.

  2. Что касается связующих темперных красок, то желток куриного яйца, разлагаясь, легко усваивается микроорганизмами, камеди, не содержат источников азотного питания и поэтому значительно более медленно поражаются микроорганизмами.

  3. Степень поражения произведения зависит от физических свойств красочного слоя иконы. Пастозные, мягкие живописные плёнки довольно легко поражаются микроорганизмами в отличие от глянцевых и твердых.

  4. Самка жука точильщика (anobiildae) откладывает яйца в глубокие трещины, старые отверстия деревянной основы иконы (на гладкую поверхность яйца не откладываются).

228
points

Икона "Спас Вседержитель" Начало XVII в. Москва, ГЭ
Икона "Спас Вседержитель" Начало XVII в. Москва, ГЭ

  1. Наиболее благоприятной для точильщика является высокая относительная влажность воздуха: 75-85%. При влажности воздуха ниже 55% развитие точильщика в иконе замедляется и совсем прекращается.

  2. Загромождение хранилищ экспонатами из дерева, расположение их вплотную к стенам создаёт застой влажного воздуха и благоприятствует заражению точильщиком.

  3. Сгустки извести, птичий помёт, мушиный засид особенно опасны для произведений: содержащиеся в них компоненты действуют разрушающе на покровный и красочный слой, грунт и паволоку, сильно их повреждая, особенно при повышенной влажности.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.