ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

А знаете ли вы? - Настенная живопись

Аватар пользователя Inform
317
points

Списки цитат по сохранению произведений монументальной живописи со ссылкой на источник. Цель: Освещение специфики сохранения настенной живописи.

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
204
points

"Принесение в жертву Ифигении". Фреска Дома Трагического поэта. Помпеи
"Принесение в жертву Ифигении". Фреска Дома Трагического поэта. Помпеи

  1. Низкая влажность вызывает усушку всех материалов настенной живописи, живописного слоя и штукатурки, их деформацию и, как следствие, растрескивание.

  2. Если в почве или в стенах здания концентрируются растворимые соли, то при повышенной влажности стен они перемещаются и, пройдя через штукатурку, выступают на поверхность живописи, где кристаллизуются, вызывая механическое повреждение красочного слоя.

  3. Большие колебания температуры — чередование замерзания стен ночью и нагревания солнцем днем — ведут к необратимому разрушению штукатурки настенной росписи.

  4. Плесневые грибы чаще всего развиваются на иконах и декоре иконостаса со стороны живописи и позолоты, а также на настенных росписях. Часто причиной активизации развития плесневых грибов летом является конденсационное увлажнение стен и иконостасов, происходящее в весенний переходный период года.

  5. Кислоты могут быть образованы прямо на поверхности стен, когда атмосферные газы — двуокись серы и углекислый газ — реагируют с влагой стены; в этом случае реакция может разрушить верхний живописный слой.

  6. Красная охра на монументальной живописи под влиянием теплового воздействия при химическом обезвоживании становится желтой, что приводит к нарушению колористических соотношений живописи.

  7. Для настенной живописи опасны чрезмерный уровень освещенности или недостаток света, а также неблагоприятный спектральный состав источников света.

200
points

"Троица Ветхозаветная" Фреска церкви Спаса Преображения. Феофан Грек 1378 г.
"Троица Ветхозаветная" Фреска церкви Спаса Преображения. Феофан Грек 1378 г.

  1. Относительная влажность, превышающая 70%, — основная причина биологических повреждений настенной живописи.

  2. С уменьшением влажности воздуха и испарением влаги из стен штукатурка и живописный слой пересыхают, сокращаются в объеме. Более всего страдает при этом красочный слой, который начинает деформироваться, отслаиваться от основы, осыпаться.

  3. Водоросли чаще развиваются на наружных поверхностях стен, а внутри — на освещенных и постоянно обводненных участках в нижних зонах стен и местах протечек.

  4. Земляные желтые и зеленые краски настенной живописи становятся красными или коричневыми вследствие химического обезвоживания. Встречаются они над отопительными приборами, установленными вблизи стен — по пути восходящих потоков теплого воздуха.

  5. Часто недооценивается важная для сохранности стены роль вибрации (от движения транспорта или звона колоколов). Такая вибрация может быть если не главной, то одной из причин, вызывающих отрыв штукатурки, которая отслоилась ранее.

  6. Хорошо известно также пагубное влияние на живопись замораживания, действующего быстро и разрушительно: штукатурка слабеет, разлагается и отслаивается от стены под распирающим действием воды, переходящей в твердое состояние.

  7. Лучистое тепло, например, от свечей, выделяемое длительное время около живописи, может преобразовать верхний слой извести и привести к периодическому насыщению влагой, что вызывает распад штукатурки и изменение тональности некоторых пигментов.

210
points

«Жатва». Фрагмент. Фреска Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681
«Жатва». Фрагмент. Фреска Ильи Пророка церкви в Ярославле. 1680–1681

  1. В результате миграции влаги в стене происходит перенос солей, а также нарушение внутренних связей и разрушение структуры штукатурки настенной росписи, что, в конечном счете, и приводит к понижению ее механической прочности.

  2. Насыщение водой и высыхание штукатурок настенной живописи, происходящее в течение многих десятков лет, влечет за собой усталость материала от повторяющихся внутренних напряжений, в результате чего нарушаются внутренние связи, и уменьшается прочность материала.

  3. Особенно пагубное влияние на настенную живопись оказывают резкие колебания влажности.

  4. Большая подвижность воздуха разрушает живописный слой. При его малой подвижности могут образовываться невентилируемые зоны с застойным воздухом благоприятным для биологии.

  5. На степень сохранности настенной живописи влияют не только физические и химические факторы, но и биологические — поражения материалов лишайниками, водорослями, плесневыми грибами. Все они начинают активно развиваться при нарушении режимов хранения, особенно в сторону повышения относительной влажности воздуха.

  6. Особенно опасны сплошные солеобразования: они, как правило, прочно сращиваются с настенной живописью, и удаление их сложно и опасно для нее.

  7. Продукты сгорания свечей, сажа, уголь и т.п., химически нейтральны, однако обладают способностью адсорбировать из окружающей среды агрессивные газы и пары. Из-за этого концентрация последних на поверхности красочного слоя оказывается значительно повышенной.

205
points

Хотелось бы уточнить не противоречит ли п. 6 блока 1 и п.4 блока 2 друг другу?
а именно:
Блок 1 "6.Красная охра на монументальной живописи под влиянием теплового воздействия при химическом обезвоживании становится желтой, что приводит к нарушению колористических соотношений живописи."
Блок 2 "4.Земляные желтые и зеленые краски настенной живописи становятся красными или коричневыми вследствие химического обезвоживания. Встречаются они над отопительными приборами, установленными вблизи стен — по пути восходящих потоков теплого воздуха."
основа этих пигментов окись железа !!!

199
points

О... Сразу виден результат... Обнаруживаются вопросы химика...

Цитата:
Лучистое тепло, например, от свечей, выделяемое длительное время около живописи, может преобразовать СаСО3 и привести таким образом к периодическому адсорбированию влажности, что вызывает распад штукатурки и изменение тональности некоторых пигментов. Земляные желтые и зеленые становятся красными или коричневыми вследствие химического обезвоживания. Подобные изменения часто можно заметить вблизи расположения кадил, подсвечников (причем, образуется красный ореол). Встречаются они также над отопительными приборами, установленными вблизи стен — по пути восходящих потоков теплого воздуха. Иногда влажность может быть причиной обратного эффекта. Красная охра под влиянием теплового воздействия при химическом обезвоживании становится желтой, что приводит к нарушению колористических соотношений живописи.
313
points

Elik, Если не сложно, можно указать источник цитаты?!
Если земляные желтые-это желтая охра (гидрат окиси железа), земляные зеленые - глауконит (комплексный гидроксисиликат железа, магния,алюминия, калия), то соответственно при обезвоживании они могут ставиться красными или коричневыми. Вопросов нет:)
Непонятно, как красная охра (БЕЗВОДНАЯ окись железа) "под влиянием теплового воздействия при химическом ОБЕЗВОЖИВАНИИ становиться желтой "???...может подразумевается обратный процесс - "влагонасыщения", т.е образование из безводного окисла железа ( красной охры) гидрата или полигидрата оксисла железа (желтой охры)?

205
points

schorsy пишет:
Хотелось бы уточнить не противоречит ли п. 6 блока 1 и п.4 блока 2 друг другу? а именно: Блок 1 "6.Красная охра на монументальной живописи под влиянием теплового воздействия при химическом обезвоживании становится желтой, что приводит к нарушению колористических соотношений живописи." Блок 2 "4.Земляные желтые и зеленые краски настенной живописи становятся красными или коричневыми вследствие химического обезвоживания. Встречаются они над отопительными приборами, установленными вблизи стен — по пути восходящих потоков теплого воздуха."
 
Цитата:
"Настенная живопись представляет собой комплекс различных материалов: стена (кладка и связующее), штукатурка (один или более слоев), красочный слой, выполненный в различных техниках. Каждый из этих компонентов обладает собственными механическими физико-химическими свойствами, а также способностью поглощать влагу из воздуха и отдавать ее в воздух, то есть гигроскопичностью, стремясь постоянно уравновешивать количество влаги, содержащейся в материале, с количеством влаги в окружающей среде.
Повреждения настенной живописи являются следствием неудовлетворительного температурно-влажностного режима в церковных зданиях, когда в их интерьере и стенах идут активные процессы водопоглощения и испарения, перехода влаги из одного состояния в другое. Одна из основных причин изменения с течением времени механических свойств штукатурок — сезонные колебания температуры и влажности воздуха, во время которых штукатурка попеременно то увлажняется, то высыхает"

http://art-con.ru/node/2082
Лампады не горят постоянно...как и отопительные приборы..Мне кажется,что  речь идет о сильном перегреве...с последующим резким охлаждением.
То же и тут :
Цитата:
Лучистое тепло, например, от свечей, выделяемое длительное время около живописи, может преобразовать СаСО3 и привести таким образом к периодическому адсорбированию влажности, что вызывает распад штукатурки и изменение тональности некоторых пигментов..

http://art-con.ru/node/2082

203
points

Здесь скорее ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ...чем противоречие. Мы же не говорим,что наступление лета противоречит наступлению зимы...так как это взаимосвязанные части одного процесса: весна,лето,осень,зима...весна...

160
points

возможно...
возможно...отдельно выбранные фразы из контекста связанного текста в виде тезисов (а именно, Причины старения настенной живописи) в некоторых случаях приобрели немного иной смысл!
НЕ может красная охра при ОБЕЗВОЖИВАНИИ стать желтой с химической точки зрения!!!НЕ МОЖЕТ!!! может быть наоборот - увлажнение при повышенных температурах!!!

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.