ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Восполнение утраченных фрагментов керамического материала


34. Фрагмент киоска Августа (часть настольного украшения из Египетского сервиза). Бисквит, металл, каркас. Сильное загрязнение, потемнение и отставание восполнений предыдущей реставрации

35. Фрагмент киоска Августа. После удаления загрязнений и восполнения утрат

Керамические изделия, поступающие на реставрацию, часто имеют утраты различного характера: как значительные, частичные, сколы и утраты черепка и глазури, так и полностью отсутствующие фрагменты, которые, собственно, формируют объем или поверхность предмета. У изделий посудной группы и скульптуры часто бывают отбиты и утеряны так называемые приставные детали: ручки, носики, навершия крышек, лепные украшения и другие. Керамика древнего периода (археология, античные сосуды, итальянская майолика) может быть представлена всего лишь несколькими фрагментами, дошедшими до наших дней, по которым не всегда можно составить правильное представление об изначальной форме предмета.


36. Ваза. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Тулово с утраченной ручкой

37. Ваза. Тулово с ручкой, восполненной по прямой аналогии

Приступая к практическим работам по восполнению утрат, в каждом конкретном случае важно правильно определить меру возможного реставрационного вмешательства. Иногда достаточно провести укрепление черепка и осуществить склейку фрагментов. Такой подход, исключающий любые восполнения, необходим при отсутствии аналогий или документальных данных, обосновывающих работу по восполнению. Целесообразно отказаться от восполнений и в тех случаях, когда восполненная доделка может привести к искажению первоначального художественного облика изделия или утрачиванию черт индивидуальности авторского стиля, пластики, формы либо когда слишком значительное дополнение будет довлеть над подлинными фрагментами.

Восполнение утрат производится с привлечением прямых или косвенных аналогий. Бывает полным или частичным — в зависимости от ограничений, определенных поставленной задачей. Например, некоторые частичные дополнения могут производиться для полноценного экспонирования памятника, когда выполняются только конструктивные доделки, служащие как подставки и опоры. Иногда ограничиваются восполнением только объема или поверхности экспоната, но при этом задача имитации декоративных особенностей керамического черепка, глазури или росписи не ставится, а, напротив, какими-либо свойствами докомпоновочных масс или корректно выполненной тонировкой фона стремятся выявить восполненные фрагменты. В других случаях требуется наиболее приближенная к подлиннику имитация восполняемого фрагмента. Тогда возникает необходимость в полной мере воепроизвести не только форму утраты, но и фактурные особенности керамического черепка — его окраску, просвечиваемость; при этом возможна имитация приемов декорирования керамики — глазурного покрытия, росписи, позолоты. В подходе к решению о восполнении утрат следует, прежде всего, руководствоваться общими методическими принципами, изложенными выше (см. разд. 5).

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.