ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Укрепление левкаса — это возвращение ему механической прочности, соответствующей первоначальной, ликвидация деформаций, восстановление нарушенного контакта с поверхностью доски. Разрушения левкаса ликвидируют введением внутрь его слоя или под него коллагенового клея. Есть два случая, когда разрешается заменять коллагеновый клей водно-желтковой эмульсией — это укрепление лепного левкаса с позолотой и укрепление слоя левкаса при свежем масляно-лаковым защитном покрытии на произведении живописи.

О том, как укрепляли левкас коллагеновым клеем в XVII веке, можно узнать из «Софийского иконописного подлинника» того же времени: «...Которые иконы гораздо попортились, посседался левказ и опростал велми, весь клеем горячим натирати и каменем ручником притирати с просушкой не в один након дондеж укрепится и клей смывать теплой водой...» Уже в этом описании содержатся основные приемы укрепления левкаса, сохранившиеся до наших дней,— применение горячего клея, многократная пропитка им, проглаживание (только не утюжком, как сейчас, а камнем) и удаление излишков клея с поверхности теплой водой.

Но были и другие способы реставрации левкаса по местам его отставаний. Например, в процессе современной реставрации было обнаружено, что в XVI веке при поновлении иконы XV века «Двенадцать апостолов» (новгородского музея) были применены два приема. Согласно первому из них через небольшие выпады левкаса, вероятно, подвели клей под отставшие его края. Выпады левкаса восполнили новым и воспроизвели утраченную живопись. Второй прием состоял в том, что большой отставший и, вероятно, деструктированный участок в нижней части иконы, вместо того чтобы укрепить клеем, вырезали и заполнили новым левкасом и воспроизвели уничтоженную живопись (ил. 64, 65).


64. Икона «Собор двенадцати апостолов». Первая половина XV в., НГМ. Записи удалены методом фрагментаризации. Сохранены фрагменты записей последующих веков

65. Фрагмент того же произведения. Небольшие вставки с неровными краями в местах естественных утрат левкаса (затонированы более светлой краской) и большая вставка с ровными краями на месте удаленного подлинного левкаса (левый нижний угол)

В более позднее время появился очень вредный способ укрепления левкаса горячей олифой, которой пропитывали деструктированный левкас. Левкас, насыщенный олифой, со временем сильно темнеет, превращаясь из белого в коричневый. Темный левкас просвечивает через красочный слой — на живописи проступают коричневые пятна. Кроме того, пропитанный олифой левкас после повторного отставания трудно поддается укреплению принятыми в реставрации коллагеновыми клеями. Удалить олифу из левкаса, к сожалению, невозможно.

Существует также способ, разработанный реставраторами западноевропейских музеев,— укрепление красочного слоя и грунта живописи на различных основах воскосмоляными мастиками. Участки левкаса, пропитанные этими материалами, становятся темными и негигроскопичными. Применение мастик оправдано лишь при укреплении масляной живописи на цветных грунтах (но не белых).

В настоящее время в отечественной реставрации чаще всего пользуются осетровым клеем, так как он возвращает левкасу первоначальные свойства и достаточно прочно подклеивает его к поверхности доски.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЯ

Процесс приготовления клея. Этот процесс состоит из следующих операций: расщепление пластин, замачивание их в холодной воде, разминание набухшей массы, распускание в воде коллагена-глютина (на водяной бане), процеживание, введение антисептика.

Расщепляют сухие пластины различного рода щипцами — плоскогубцами, удобными медицинскими зубоврачебными щипцами и другими подобными инструментами.

Заготовляют клей концентрации 20%, что удобно как для хранения и высушивания, так и для приготовления различных рабочих концентраций. Для приготовления 100 мл 20%-ного раствора нужно взять 20 г размельченных частиц клея и 80 см 3 воды. Для замачивания используют фарфоровую или эмалированную посуду. На следующий день отмечают уровень воды в посуде. Воду сливают, чтобы удалить загрязнения и пыль. Набухший клей пропускают через мясорубку или тщательно разминают руками (руки предварительно хорошо моют с мылом). Готовую массу кладут в ту же посуду, доливают дистиллированную воду до отмеченного уровня и ставят в водяную баню. За неимением бани можно пользоваться двумя эмалированными кастрюлями разной величины, ставя одну в другую. Если кастрюля с клеем касается дна второй кастрюли, то под нее кладут деревянную крестовину или решетку (можно класть специальный керамический кружок с отверстиями). Водяную баню ставят на обычную электроплитку с небольшим накалом. Во время варки состав периодически помешивают, чтобы клей скорее распускался. Температуру измеряют лабораторным термометром, не допуская превышения 60°. Внешним признаком готовности клея служат вываренные пленки клея, всплывшие наверх.

Антисептирование клея. Сваренный горячий клей процеживают через один слой частой марли в чистую сухую посуду, закрывают крышкой, немного дают остыть и добавляют водный раствор антисептика из расчета 0,5—1 г на 100 г сухих пластин клея, то есть 0,1—0,2 г раствора антисептика на 100 г 20%-ного раствора клея. В качестве антисептика принято использовать катамин АБ (применявшийся ранее пентахлорфенолят (ПХФ) недостаточно хорошо защищает клей от биоорганизмов и уступает катамину АБ в других свойствах).

Поскольку катамин АБ является поверхностно-активным соединением, он увеличивает подвижность клеевого отвара, чем способствует усилению его проникновения в мельчайшие трещины и поры.

Катамин АБ предварительно распускают в небольшом количестве воды, равном тому, которое испарилось во время варки клея. Раствор вливают в клей, чем кстати восстанавливают исходную концентрацию клея и размешивают без взбалтывания.

Посуду вновь закрывают крышкой дают раствору полностью остыть, после чего досуха вытирают крышку и ставят в холодильник. В процессе хранения необходимо следить, чтобы на крышке не скапливался конденсат. Капли конденсационной воды, попадая в клей, образуют очаги плесневения.

Чтобы сохранить клей, оставшийся от работы, его надо высушить, после чего он может сохраняться длительное время. Для этого вынутый из холодильника клей разрезают в виде небольших прямоугольных брикетов и раскладывают в сухом, защищенном от пыли помещении на полиэтиленовую пленку (или нанизывают на капроновую нитку). Через три-четыре дня клей превращается в полупрозрачные, неправильной формы брикеты. Для приготовления повторного раствора взвешивают нужное количество этого клея, замачивают в холодной дистиллированной воде на несколько часов, после этого он легко и без остатка полностью распускается в теплой воде.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕССУ УКРЕПЛЕНИЯ

Перед началом работы проводят все необходимые исследования произведения. Визуальное обследование дает возможность сделать заключение о виде и характере разрушений: имеются ли отставания левкаса, вздутия, каковы хрупкость, твердость или распыленность левкаса. Отмечается, было ли произведение в реставрации, определяется состояние красочного слоя и так далее.

Эти сведения помогают выбрать способы и последовательность проведения операций. Например, если на произведении с отставшим левкасом имеются участки с шелушением красочного слоя, то процесс укрепления можно начинать с пропитки левкаса, чтобы одновременно уложить красочный слой. Если произведение отреставрировано, но имеет отставания левкаса, процесс укрепления следует ограничить только укреплением отставших участков без пропитки, способом подведения клея под левкас.

Проводится биологическое обследование произведения и в случае обнаружения поражений плесенью или жуками-точильщиками нужно получить от специалиста-миколога заключение и провести дезобработку (см. с. 48).

На произведениях, побывавших в реставрации, нужно изучить результаты предшествующих укреплений (в частности, нередко приходится наблюдать избыток клея, лежащий под левкасом и препятствующий его укреплению).

С помощью «Универсального индикатора» нужно определить рН среды (способ определения описан на с. 56, 57). При отклонении рН от нормы проводится нейтрализация среды, ибо клей в кислой или щелочной среде хорошо не укрепит левкас.

Перед началом укрепления поверхность защитного слоя живописи по возможности очищается от пыли и загрязнений. Приготовленный раствор клея пробуют на небольшом участке, наблюдая скорость впитывания и степень размягчения левкаса. В зависимости от результатов пробных укреплений уточняют концентрацию клея.

ОСНОВНОЙ СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЛЕВКАСА — ПРОПИТКА КЛЕЕМ

Существует два способа укрепления левкаса — пропитка слоя левкаса и подклейка к доске. Чаще всего применяют оба способа последовательно: сначала пропитывают левкас, восстанавливают его прочность, потом вводят клей для восстановления его связи с основой.

Пропитка левкаса клеем. Пропитку ведут сначала небольшими участками, мягкой беличьей кистью нанося на поверхность произведения теплый слабый раствор клея (2,5—3%). Если грунт не размывается, пропитку ведут непрерывно. Произведения с неразмывающимся левкасом можно предварительно обработать этиловым спиртом для лучшего проникновения клея сквозь кракелюры в слое живописи и покровной пленки. Обычно поверхность впитывает клей неравномерно, поэтому на те участки, которые впитали клей, его наносят повторно. С плотных участков левкаса, где клей не впитывается, избыток его нужно снять, пока он еще не застуденился, и вновь нанести горячий клей. По мере того как влага из клея проникает в толщу левкаса, дополнительные порции клея начинают проходить активнее. Количество пропиток зависит от пористости левкаса и доски. Если появляются признаки размокания левкаса, то нужно делать перерывы между пропитками (на 20—30 минут), давая возможность левкасу и красочному слою слегка окрепнуть.

Пропитку ведут небольшими участками, каждый раз доводя до конца весь процесс укрепления на каждом участке. Если левкас не размокает и не размывается, то для более активного впитывания клея участок можно проглаживать в процессе пропитки теплым утюжком через фторопластовую пленку. При этом нужно наносить на поверхность избыточное количество клея и не давать проглаживаемому участку просохнуть под фторопластовой пленкой. Утюжок нагревают в водяной бане до температуры распускания клея (30—40°). При перегреве клей задубливается. Пропитка ведется до тех пор, пока левкас впитывает клей. Обычно при насыщении клей перестает впитываться. Когда он начинает впитываться с трудом, пропитку заканчивают. Поверхность внимательно осматривают, удаляют излишки клея, затеки и дополнительно смачивают сухие места. Поверхность должна быть равномерно покрыта тонким слоем клея.

Затем внимательно просматривают красочный слой и, если сдвинуты чешуйки красочного слоя, кусочки левкаса, то их ставят на место. Все посторонние частицы с поверхности осторожно удаляют кончиком скальпеля.

Просушка левкаса под профилактической заклейкой. На поверхность произведения накладывают профилактическую заклейку так, как это описано в соответствующей главе (на с. 52, 53). Наложенная на икону бумага тщательно выравнивается марлевым валиком, который прокатывается по поверхности бумаги, чтобы убрать из-под нее пузырьки воздуха. Через некоторое время, когда частично испарится влага, поверхность проглаживают через сухую фильтровальную бумагу теплым утюжком, следя за тем, чтобы она не перегревалась (проверяют под фильтровальной бумагой на ощупь). Проглаживание делается для того, чтобы просушить поверхность, выровнить деформации, уплотнить левкас и красочный слой и соединить их между собой и с поверхностью доски (ил. 61).


61. Реставрация произведения с поврежденным левкасом. Фрагмент иконы «Столпник». Конец XVI в. Слева — до реставрации (видны вздутия левкаса с изломами), справа — после реставрации

Проглаживание ведется до просыхания поверхности произведения. Добиваться просушивания всей толщи левкаса не следует, так как длительное проглаживание с этой целью может способствовать проникновению клея в глубину левкаса и даже в древесину доски, а в результате в левкасе останется недостаточное количество клея для его укрепления и подклейки к доске. Красочный слой после такого чрезмерного проглаживания может вновь начать шелушиться.

Окончательное просушивание проводится под грузом, который накладывают на толстый слой фильтровальной бумаги или байки (по мере их увлажнения они заменяются сухими). В качестве груза лучше всего использовать мешочки с речным песком, которые равномерно прилегают ко всем неровностям поверхности произведения. В таком положении произведение выдерживают несколько дней до полного просыхания клея. После чего профилактическая заклейка удаляется.

ПОДВЕДЕНИЕ КЛЕЯ ПОД ОТСТАВАНИЯ

После окончания процесса укрепления левкаса и полного его просыхания проверяется надежность его упрочнения и склейки с доской. Для этого поверхность живописи слегка проглаживают ладонью.


Подведение клея шприцем под отставание левкаса.

В местах отставшего от основы левкаса или внутренних расслоений под ладонью раздается шуршащий звук. Места пустот можно обнаружить также легким простукиванием. По внешним признакам такие участки обнаружить невозможно.

Этим же способом определяют размеры, конфигурацию и центр отставшего участка. Отставания чаще всего бывают ориентированы по вертикали, вдоль волокон древесины.

Для подведения клея готовят 7— 8%-ный раствор. Клей вводят шприцем, разогретым до температуры 25—30°. Для введения иглы можно использовать отверстия в местах разрушений левкаса. Если их нет, то делают прокол на неответственном месте живописи. Если слой левкаса очень прочный, толстый и твердый, то на нужный участок предварительно кладут влажный ватный тампон, чтобы придать левкасу эластичность и немного размягчить его, тогда при проколе он не крошится. Тампон держат до тех пор, пока левкас не увлажнится на всю толщину. Затем на весь укрепляемый участок накладывается профилактическая заклейка. Пока она влажная, сквозь нее хорошо видно место, где нужно сделать прокол. Отметив на заклейке это место, дают ей полностью просохнуть. Прокол делают зубоврачебным зондом, осторожно, без усилий вводя его под левкас или паволоку. Вводить клей шприцем можно только под просохшую заклейку. Подведенный клей быстро, пока не размок левкас, разгоняют, стараясь равномерно распределить его под слоем левкаса. Для этого по поверхности прокатывают валик из марли или осторожно распределяют клей пальцами. При этом нужно следить, чтобы из отверстия, через которое введен клей, не выдавливался размокший левкас. Если выходят излишки клея (без размокшего левкаса), то их удаляют смоченным и отжатым ватным тампоном. Укрепляемый участок оставляют на 15—20 минут до легкого застудневания клея. После этого поверхность проглаживают через фильтровальную бумагу теплым утюжком, тщательно выравнивая деформации левкаса. Высушивают левкас под мешочками с песком.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УКРЕПЛЕНИЯ ЛЕВКАСА

Укрепление сильно деформированных участков левкаса. При усушке доски бывает сильное отставание левкаса с резкими изломами по вершине вздутия. Левкас при этом в отличие от древесины не уменьшает свою площадь. Чтобы уложить левкас, нужно немного стиснуть отошедшие от доски гребни его вздутий. Если левкас хрупкий, легко размокающий, то укрепление нужно начинать с пропитки верхнего слоя 3%-ным осетровым клеем для придания ему эластичности. После того как слой размягчится, приобретет податливость, на вздутие накладывают профилактическую заклейку и путем осторожного давления пальцами его укладывают, а затем медленными легкими движениями проглаживают утюжком, чтобы зафиксировать выправленное положение. Если слой левкаса особенно прочен, то его проглаживают через толстую смоченную водой и отжатую байку. Если вздутие очень высокое и не сможет поместиться полностью, то необходимо размягчить соседние участки, подготавливая их для укладки вздутия. Для равномерного легкого увлажнения водой, весь участок на несколько часов покрывают полиэтиленовой пленкой.

Иногда приходится укладывать левкас на следующий день, оставляя произведение под пленкой. Деформацию выправляют постепенно, осторожно разглаживая ее от центра к краям, как бы оттягивая левкас в противоположные от излома стороны. Торопиться с подведением клея не следует, так как введенный под вздутие клей может быстро размочить левкас и вздутие может сразу опуститься под собственной тяжестью, образуя изломы и складки. Такие деформации в левкасе почти невозможно ликвидировать. Поэтому только после того, как левкас оказывается полностью расправленным, весь участок пропитывают жидким 3%-ным клеем до насыщения и на этот же клей накладывают профилактическую заклейку из папиросной бумаги, подготавливая тем самым его к подклейке. Упроченный участок хорошо просушивают под пористым грузом. Кроме того, под расправленный левкас можно подвести 3%-ный клей, чтобы подготовить доску к склейке с левкасом. Подклеивают левкас к поверхности доски подведением под него шприцем 7— 10%-ного клея.

Если имеется паволока, то клея должно быть введено столько, чтобы его хватило для ее пропитки и подклейки к доске. Клей вводится постепенно, небольшими дозами, по всей длине вздутия — от верхнего края до нижнего. Для равномерного распределения клея под левкасом по нему прокатывают валик из марли. После застудневания клея участок проглаживают теплым утюжком и накладывают груз обычным способом. Профилактическая заклейка снимается после полного просыхания левкаса и доски.

Укрепление толстого жесткого слоя левкаса. Иногда встречается толстый жесткий, плохо размягчающийся левкас. В этих случаях под вздутие предварительно подводят теплый 3%-ный клей, после чего его выдерживают один или даже несколько дней под полиэтиленовой пленкой, выжидая равномерного насыщения его влагой, в результате чего он становится эластичным. Вздутие сначала укладывают, пропитывая с поверхности 3%-ным клеем, накладывают папиросную бумагу, проглаживают, просушивают и после этого подводят под левкас 7—8%-ный клей.

Во время укладки вздутия профилактическая заклейка часто сморщивается, разрывается. Тогда ее осторожно снимают, обильно смачивая жидким теплым (25—30°) 5%-ным клеем. Клей связывает частички красочного слоя, не давая им сдвинуться. После укладки вздутия делают новую профилактическую заклейку и заканчивают процесс обычным способом.

Укрепление левкаса со сферическими вздутиями. Под небольшие вздутия сферической формы (ил. 46) и отставания левкаса удобнее всего вводить клей шприцем. На участок накладывают профилактическую заклейку. Сначала делают два прокола у основания вздутия с двух противоположных сторон. Один прокол служит для введения клея, а другой — для выхода воздуха и излишков клея.


46. Сферические вздутия левкаса на иконе XVII в.

В отверстие сначала вводят этиловый спирт, который способствует лучшему проникновению клея в поры грунта, а затем — клей. После застудневания клея вздутие опускают путем проглаживания теплым утюжком и накладывают груз.

Укрепление хрупкого левкаса, перенасыщенного клеем. Перенасыщение левкаса клеем получается в результате неоднократных его укреплений. Такой левкас вновь начинает отставать вследствие усадки. Произведения с таким левкасом подвергают предварительному распариванию, добиваясь возобновления подвижности накопившегося внутри него клея и впитывания его в доску. Для этого после наложения профилактической заклейки на укрепляемый участок кладут смоченную в воде и отжатую байку и проглаживают теплым утюгом, следя за тем, чтобы поверхность не перегревалась. Когда левкас заметно освободится от избытка клея, его пропитывают слабым (3%-ным) клеем и оставляют под грузом для полного просыхания. Иногда после этого не требуется вторичного дополнительного подведения клея для восстановления контакта левкаса с доской.

Укрепление левкаса, пораженного плесневыми грибами. Пораженные плесенью левкасы невозможно укрепить обычными способами даже после проведения дезинфекции. Тогда приходится разрабатывать методику укрепления в контакте с микробиологами и химиками. Сначала проверяется жизнедеятельность грибов, затем рН среды. Если рН неравновесное, то проводится его нейтрализация. Если споры грибов жизнедеятельны, то производится предварительная обработка катамином АБ (см. с. 48). В клеевой раствор добавляют тот же антисептик. Процесс укрепления проводится с учетом характера и степени разрушения левкаса.

Укрепление легко размокающего левкаса. Размокший левкас, как правило, свидетельствует об особенно малом содержании клея в нем. Такой левкас укрепляют способом пропитки всей поверхности произведения клеем концентрации 2—3% без предварительной обработки этиловым спиртом, ибо он способствует еще большему размоканию левкаса (клей наносят широкой мягкой кистью или флейцем). Проглаживания через фторопластовую пленку размокающий левкас также не выдерживает. Поэтому его заменяют прогревом лампами инфракрасного излучения или иного теплового источника. Источник помещают на расстоянии не менее 0,5 м от поверхности произведения. Клей разогревается, увеличивается его подвижность, и он лучше проникает в толщу левкаса. Пропитку ведут с большими интервалами времени, чтобы клей каждый раз немного подсыхал. При появлении признаков размокания пропитку прекращают и возобновляют через час или через несколько часов. Иногда такие пропитки проводят с промежутками по нескольку дней. Размокание левкаса является признаком его насыщения в процессе укрепления. С каждым этапом насыщения и просушки можно наблюдать постепенное упрочнение левкаса и уменьшение склонности к размоканию. Подсохший левкас снова начинает жадно впитывать клей. Во время пропитки нельзя допускать, чтобы левкас от избытка клея сминался в складки.

После того как левкас перестанет впитывать новые порции клея, поверхности дают подсохнуть и накладывают профилактическую заклейку. Левкас выдерживают до полного застудневания клея. И только после этого проглаживают теплым утюжком, иначе могут произойти размывание левкаса и деформации живописного слоя. После проглаживания застудневший левкас обычно хорошо консолидируется и подклеивается, не требуя дополнительных выдерживаний под грузом.

Укрепление жидким левкасом. Бывают случаи, когда вдоль стыка досок происходит отрыв левкаса и паволоки от поверхности доски. Для подклейки такого левкаса и заполнения пустот на стыке досок проводят укрепление жидким левкасом. Предварительно на поверхность живописи накладывают профилактическую заклейку. Произведение переворачивают и кладут лицевой стороной на мягкую прокладку. Щель на всю глубину зачищают. Края досок проклеивают горячим клеем концентрации 5% и просушивают. После этого жгут из пакли или марли пропитывают 10%-ным клеем, слегка отжимают и плотно заполняют им щель так, чтобы он немного не доходил до лицевой и тыльной поверхностей доски. Доски сдвигают и зажимают в ваймах. После просыхания остаток щели с тыльной стороны заливают до уровня доски горячим воском. Произведение переворачивают лицевой стороной вверх.

Затем приготовляют горячий клей концентрации 7—10% и в него добавляют хорошо отмученный мел, чтобы получить грунт более жидкой консистенции, чем обычно. Такой жидкий левкас может набираться шприцем и проходить по каналу толстой иглы. Его вводят под каждое отставание или провисание, постепенно заполняя пустоту. Состав должен быть все время теплым и подвижным. Этот способ технологически трудный из-за частой закупорки и засорения иглы. Каждый раз приходится выпускать грунт из шприца и промывать иглу.

Подведение жидкого левкаса бывает полезно еще и в тех случаях, когда по каким-либо причинам клеевое укрепление не дает результатов. На больших участках с отставшим левкасом необходимо найти несколько удобных точек для введения иглы, так как клеемеловой состав плохо распространяется под левкасом. После введения его нужно быстро распределить под слоем левкаса с помощью ватных тампонов или марлевых валиков. Заполнение пустот можно контролировать легким постукиванием.

Клеемеловым составом укрепляют левкас на доске, источенной жуками-точильщиками и имеющей под левкасом много ходов и отверстий. Обычно в таких случаях под левкасом скапливается большое количество древесной муки. Укрепление такого левкаса — длительный и сложный процесс. Предварительно нужно хорошо упрочнить 1—2%-ным клеем древесину и одновременно склеить древесную муку. После просыхания клея под отставший левкас подводят клеемеловой состав.

При укреплениях жидким клеемеловым составом поверхность произведения можно слегка прогладить холодным или слегка теплым утюжком, чтобы выровнять левкас. Проглаживать поверхность теплым утюжком, как при клеевом укреплении, нельзя, так как из теплого состава клей может перераспределиться в доску и укрепляемый левкас. Состав ослабнет, а следовательно, ослабнет и связь между левкасом и доской.

Недостатки укрепления левкаса коллагеновыми клеями. Используемые для укрепления левкаса коллагеновые клеи имеют ряд недостатков, которые обусловливают недостатки этого укрепления. При понижении влажности воздуха эти клеи дают усадку. Пропитанный клеем участок левкаса начинает испытывать дополнительные напряжения, вызывающие повторные деформации. Даже осетровый клей, несмотря на относительную эластичность, все же дает значительную усадку. Поэтому ведутся работы по пластифицированию коллагеновых клеев, а также изыскиваются клеи, обладающие большей эластичностью и меньшей усадкой.

Другим недостатком коллагеновых клеев является то, что пропитывая рыхлый защитный слой и проникая через кракелюры слоя записи, они упрочняют их и дополнительно склеивают с поверхностью авторского слоя живописи, а это вызывает осложнения при расчистке живописи и удалении покровных пленок после укрепления левкаса. Кроме того, тепловая обработка при проглаживании утюгом дополнительно способствует полимеризации слоя олифы и его упрочнению перед предстоящим удалением. Процесс укрепления клеем очень трудоемок, не допускает ни малейших оплошностей. Каждая ошибка влечет за собой непоправимую деформацию левкаса, порчу красочного слоя и всего произведения живописи в целом.

УКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬЕФНОГО ЛЕПНОГО ЛЕВКАСА

В отличие от укрепления позолоченного или полихромного левкаса на деревянной резьбе и скульптуре при укреплении рельефного лепного левкаса нельзя использовать теплый отвар коллагеновых клеев, а также ВА-2ЭГА и СВЭД. Свойственная им эластичность после просыхания не может обеспечить надежной подклейки толстого слоя иконного левкаса с высоким рельефом. В этом случае лучше использовать желток, который в значительной мере утрачивает свою эластичность после отвердения яичного масла, придавая склейке требуемую механическую прочность.

Укрепление такого рельефа осложняется значительной высотой рельефа. Можно использовать только клеи, не размягчающие сильно левкас и способные склеивать поверхности при легком прижатии мешочками с речным песком. Применение пористого груза из песка и ткани позволяет припрессовывать укрепляемый участок длительное время, пока левкас с введенной в него эмульсией не приобретет достаточную прочность.

Процесс проводится в несколько приемов и в течение не менее двух рабочих дней. Смесью этилового спирта и воды (1:1) посредством шприца с иглой смачиваются пустоты и все отставания основного левкаса от доски, чтобы придать левкасу эластичность и смочить, не разжижая его. При этом нельзя допускать сдвига отставших частиц рельефа со своих мест. В начале подпуска раствора нужно проследить за поведением левкаса. Если начинается его размокание, то содержание спирта в спирто-водной смеси нужно увеличить (но не более, чем в соотношении 3:1). При большей концентрации спирта эмульсия может свернуться.

Примерно через час после смачивания, когда значительная часть спирто-водного раствора испарится (до легкого увлажнения левкаса), с помощью шприца подводят в пустоты желтковую эмульсию и насыщают ею основной и рельефный левкасы (соотношение желтка и воды в эмульсии 1:2). Эмульсия должна равномерно распределиться в местах отставаний. С помощью шприца с иглой или мягкой беличьей кисти ее излишки с одних мест переносят на другие, где ее недостаточно (дополнительно свежую эмульсию вносить не следует). Одновременно эластичным шпателем (фторопластовым или деревянным) нужно осторожно покачивать отставший от доски левкас, чтобы вытеснить из-под него воздух. Через три-четыре часа эмульсия, введенная в места укрепления, приобретает прозрачность. Склеиваемые поверхности и частицы рельефа нужно прижать мешочком, заполненным песком. Чтобы ткань мешочков не приклеилась к поверхности позолоты, нужно проложить не менее двух слоев папиросной бумаги, слегка увлажненных водой (сухие листки бумаги не обеспечат охвата рельефа, при прессовании они прорвутся и сильнее приклеятся к поверхности, смоченной желтковой эмульсией). Каждый мешочек накладывается так, чтобы он максимально втиснулся в углубления рельефа. Чем толще левкас и рельеф, тем тяжелее должен быть груз. Для усиления его используют кирпичи или белый пористый камень, обернутые в плотную бумагу. Перед их наложением верхние стороны мешочков максимально выравнивают.

Под таким прессом укрепленный лепной левкас просыхает в течение двух-трех суток. После чего снимают грузы и папиросную бумагу, которая легко отделяется. В случаях затруднений ее увлажняют эмульсией из желтка, разбавленной в соотношении 1:5.

При удалении бумаги нужно выявить недостаточно припрессованные или неприклеившиеся места. В это время левкас еще мягкий и возможно его повторное укрепление. Под неподклеившиеся участки рельефа мягкой кисточкой подводят дополнительно водно-желтковую эмульсию (2:1), не обрабатывая предварительно спирто-водным составом. В течение двух-четырех часов места повторного склеивания не трогают. Когда желток начнет приобретать прозрачность, слегка их прижимают шпателем непосредственно по слою позолоты без прокладки папиросной бумаги. Через одни сутки проводится проверка результатов повторного укрепления и удаляются остатки эмульсии с поверхности позолоты с помощью маленького ватного тампона, намотанного на тонкую деревянную палочку и увлажненного водно-желтковой эмульсией (5:1 или 6:1). Делать это надо очень осторожно, так как позолота рельефных левкасов не покрыта защитным лаковым слоем и может быть легко повреждена (ил. 56).


56. Отставание левкаса, расслоение и утраты лепного орнамента на иконе XIX в. (вверху), тот же участок после укрепления (внизу)
Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.