ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация основы состоит из восстановления ее целостности (то есть из соединения разошедшихся частей и восполнения утраченных деталей), выправления деформаций и упрочнения древесины доски посредством пропитки. В этих процессах используют кроме древесины различные клеи, натуральные и синтетические смолы, воск и другие материалы.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОСНОВЫ

Целостной является такая основа, у которой не нарушен первоначальный формат, имеются в наличии и целы все детали (доски, шпонки, соединительные планочки) и у которой все доски соединены между собой.

Довольно частыми нарушениями целостности основы произведения бывают расклейка досок, а также утраты или изломы шпонок и других крепежных деталей, состроганные или опиленные края и углы доски иконы, что обычно является результатом подгонок икон к новым, предназначенным им местам при перестановках. Иногда встречаются произведения с изломанными досками.

При проведении реставрационных работ с доской произведения художнику-реставратору помогает опытный столяр. Однако практика показывает, что умение самого реставратора выполнять столярные работы очень желательно, так как способствует максимальной сохранности живописи. Для этого в мастерской должны быть набор столярного инструмента и верстак.

Подготовка древесины. Из древесины изготовляют недостающие части основы произведения. Иногда используют мелкие опилки (древесную муку).

При работах по вставке утраченных шпонок, скрепляющих планочек («карасики», «ласточки» и т. п.) и утраченных частей самой доски произведения нельзя пользоваться свежей, невыдержанной древесиной. Свежая древесина по (физико-механическим свойствам резко отличается от естественно состарившейся древесины произведений, особенно проживших многовековую жизнь, в частности, своей гигроскопичностью, скоростью набухания и отдачи влаги. Коэффициент усушки и разбухания у выдержанной древесины ниже, чем у свежей. Если соседствуют элементы из древесины разных сроков выдержки, то при изменении влажности набухание и усушка проходят неравномерно и это ведет к повторному повреждению основы произведения. Поэтому для восполнения утрат нужно подобрать не только соответствующую породу древесины, но и естественно выдержанную или искусственно состаренную. Способ искусственного состаривания древесины сравнительно недавно разработан и внедрен в практику реставрационных работ.

Свежую древесину подвергают тепловой обработке в сушильной камере, что ведет к изменению ее химических, физико-механических свойств, первоначального цвета, снижает ее гигроскопичность. Заготовки древесины в виде брусков выдерживают при температуре от 110° до 190°. Время и температура нагрева зависят от породы дерева, исходной влажности, сечения обрабатываемого бруска и желаемых результатов. Так, выдержка свежей липовой заготовки толщиной до 5 см при температуре 160° в течение четырех часов снижает гигроскопичность на 50% и придает древесине свойства дерева столетней выдержки в естественных условиях.

Клеи. Для склеивания древесины и приготовления пасты из опилок используют преимущественно клеи животного происхождения (мездровый, столярный, казеиновый), а в экспериментальном порядке — синтетические — поливинилацетат (ПВА) и клей БФ-4.

Клеи должны отвечать следующим технологическим требованиям: обладать гигроскопичностью (а следовательно, набухать и усыхать при изменении температурно-влажностного режима), механически прочно сцепляться с древесиной, быть химически нейтральными по отношению к основе и к другим слоям произведения, обладать высокой морозостойкостью при комнатно-сухом состоянии, быть удобными в процессе склеивания. Таковы мездровый, столярный и казеиновый клеи, которые используют с древнейших времен.

Мездровый (столярный) клей приготовляется из одной весовой части сухого клея (15—17% влажности) и трех частей воды, костный клей — из одной весовой части клея и полутора частей воды. Набухание обоих сортов клея в воде при комнатной температуре происходит за 6—12 часов. Они начинают распускаться в водяной бане при температуре плюс 25—30°. Оптимальной для распускания мездрового клея является температура плюс 50—70°, для костного — плюс 40—60°.

Костный, мездровый и другие коллагеновые клеи обладают реверсивной способностью распускаться в воде и застуденевать. Однако обратимость клея ограничена. После нескольких разогреваний (а особенно перегревов с последующими охлаждениями) он утрачивает способность застуденевать — давать прочную пленку. С таким клеем работать нельзя.

Влажность склеиваемой древесины не должна превышать 15%. Температура в помещении (как и самой склеиваемой древесины) должна быть плюс 18— 25е. Наносят клей жесткой щетинной кистью на обе склеиваемые поверхности. При застуденевании и последующем высыхании клеевая пленка дает большую объемную усадку. Толстая пленка при высыхании растрескивается, прочность склеивания падает. Оптимальной является толщина клеевого слоя от 0,08 мм до 0,15 мм. Продолжительность выдержки смазанных клеем поверхностей — три-пять минут. Продолжительность выдержки склеиваемых поверхностей в припрессованном состоянии — 24—48 часов.

Казеиновый клей готовят из обезжиренного молока. Полученный осадок в виде творога промывают и сушат. Измельчают сухие комочки в светло-желтый зернистый порошок, имеющий кислотную реакцию. В этот порошок добавляют известь или аммиачную воду.

Современная отечественная промышленность выпускает казеиновый клей в виде порошка с необходимыми щелочными добавками и антисептирующими веществами. В продажу поступают два сорта сухого клея — «Экстра» и ОБ (обыкновенный).

Для того чтобы порошок клея распустился в воде, в него добавлена гашеная известь. Медный купорос добавляется (только в клей сорта «Экстра») для повышения водостойкости клеевого шва и антисептирования. Добавленный в клей фтористый натрий замедляет загустевание приготовленного для работы клея, а керосин предохраняет порошок от образования комков во время хранения. Хранят порошок казеинового клея в сухом помещении при температуре не выше +30°. При более высокой температуре понижаются его клеящие качества.

Приготовляют клеевую массу из одной весовой части порошка клея и двух частей воды комнатной температуры. Порошок всыпается постепенно в воду при постоянном перемешивании. Для набухания и получения однородного раствора клея необходимо перемешивать его около 40 минут с небольшими перерывами. Если в процессе разведения получаемая масса несколько загустевает, то добавлять воду не следует. Нужно продолжать перемешивание до получения однородной сметанообразной массы. Перед склеиванием с поверхности массы клея нужно удалить пену. Если в массе наблюдаются сгустки, то ее нужно пропустить через частое сито (однако при обнаружении комочков в порошке клея просеивать его нельзя, так как это может нарушить нормальное соотношение входящих в него веществ и этим снизить его качество). Приготовленный клей можно использовать в течение трех-четырех часов. По прошествии этого времени он загустевает и теряет склеивающие качества.

Восполнение утраченных деталей.

Утраченные шпонки, «ласточки» и другие скрепляющие детали основы изготовляют точно по размерам оставшихся от них гнезд (ил. 15). Вырезать новые гнезда для дополнительных креплений в исключительных случаях разрешает реставрационный совет или комиссия по предложению художника-реставратора. Восполняющие детали или вставляются, или вклеиваются, в зависимости от того, как были закреплены утраченные.


15. Оборотная сторона сосновой доски иконы XVII в. Шпонки врезные, односторонние. «Ласточки» врезанные при реставрации XX в. в старых (XVII в.) гнездах

Склеивание досок. Восстановление утраченных шпонок иногда затрудняет покоробленность досок, их разъединение по месту склейки. Поэтому сначала нужно склеить разошедшиеся доски между собой. К этой операции произведение подготавливается при помощи профилактической заклейки. Заклеивается вся поверхность живописи в один слой папиросной бумаги, а на места стыков досок наклеивается или второй слой папиросной бумаги, или ленты из марли в зависимости от состояния левкаса на краях досок. На склеиваемые края досок заклейка накладывается так, чтобы каждый край точно по излому левкаса был зафиксирован раздельно.

Затем доски следует осторожно раздвинуть и через увеличившуюся щель ребра склеиваемых досок очистить от остатков старого клея с помощью ножа, стамески или скальпеля. Зачищенные края досок нужно соединить и проверить плотность их примыкания.

Если между досками есть щели, то их заполняют одним из двух способов — вставкой реек или заполнением щели пенькой.

Склейка досок со вставкой реек. Вставная рейка должна быть из выдержанной древесины и той же породы дерева, что и реставрируемая доска. В противном случае могут произойти расклинивание и повторный разрыв левкаса и живописи. Влажность древесины не должна превышать 15%. Клей наносят жесткой кистью на склеиваемые поверхности досок и рейки, толщина клеевого слоя должна быть от 0,08 мм до 0,15 мм. Через четыре-шесть минут после смазывания доски сжимают. В сжатом состоянии склеиваемые доски выдерживают не менее 10 часов. После этого их держат в свободном состоянии от одних до двух суток для стабилизации клеевого шва.

Склейка досок с заполнением щели пенькой. Этот способ используют в случаях, когда не требуется высокая механическая прочность склейки. Щели между досками заполняются пенькой, пропитанной клеем, которую утрамбовывают в глубину щели. Снаружи щель на тыльной стороне иконы заливают воском, в который добавляют порошок мела или древесную муку (мелкие сухие опилки). Чтобы затонировать восковую заливку под цвет доски, в ее верхний слой добавляют пигменты — охру, сиену, сажу и другие. Оставшееся углубление между досками заполняют восковой мастикой. В тех случаях, когда произведение хранится в условиях переменного режима температуры и влажности, щели могут появиться повторно. Ликвидируют их прогреванием и расплавлением восковой мастики теплым шпателем или утюжком.

Если покоробленная доска иконы не подвергается выправлению, то необходимо изготовить новые шпонки, изогнутые так же, как доска. Для этого доски перед склейкой плотно складывают так, как они будут склеены. С обоих торцов доски снимается шаблон, повторяющий ее изогнутость. По нему изготовляют изогнутые шпонки. Вставляя шпонки после склейки досок, нельзя допускать, чтобы излишки клея приклеили их к доскам. Вклеенные шпонки будут препятствовать движению досок произведения при набухании и усушке, приводя к повторным растрескиваниям.

При склейке досок, имеющих деформации, а также при сохранении старых шпонок, значительно вышедших из пазов, после соединения доски плохо прилегают друг к другу. Чтобы улучшить их контакт, в местах их стыка, на торцах, вставляются дополнительные крепления — деревянные планки. Металлические скобы применять не следует, так как они при температурных и влажностных перепадах в помещении конденсируют влагу, которая способствует разрушению древесины. Железные скобы к тому же ржавеют. Скобы из сплавов меди (латуни, бронзы) коррозируют меньше, но, как и железные, способствуют разрушению доски. Поэтому, если на доске обнаруживаются металлические крепления, то их заменяют деревянными. Планки делают из твердой древесины (дуба, бука и пр.). Форма планок прямоугольная, но края утолщены. Планки, врезанные в торцы, гораздо прочнее скрепляют доски произведения надежнее, чем «ласточки» и «карасики», врезанные в поверхность тыльной стороны доски.

Наиболее сложны работы с разломанной основой или при утрате ее части. У иконных досок бывают обрезаны края или вырезан кусок. Существуют три метода восстановления первоначального формата доски. Первый метод — приставка к доске произведения восполняющих частей с помощью зажимной рамы. Второй метод — прочное соединение восполняющих частей с реставрируемой доской (склеивание). Третий метод — наращивание утраченных частей доски.

Метод приставки восполняющих частей к доске произведения. Этим методом была отреставрирована икона «Архангел Гавриил» XV века Ярославского художественного музея в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской. Доска иконы была сильно разрушена гнилью, нижняя часть доски утратилась, гнезда от шпонок повреждены и утрачены настолько, что закрепить в них новые шпонки оказалось невозможным. Прикрепить восполняющие части древесины к неровным и гнилым краям доски можно было бы только после ее обрезки, а это привело бы к дополнительным утратам произведения. Поэтому изготовленные по шаблону восполняющие части были прикреплены к зажимной деревянной раме таким образом, чтобы при монтировке произведения в раму они плотно прижались к краям доски. Прижим обеспечили поставленные с тыльной стороны рамы поперечные планки, закрепленные шурупами. В случае необходимости произведение можно отделить от рамы и от восполняющих частей доски (ил. 66). Приставные кусочки древесины с лицевой стороны затонированы акварельными красками в тон обнаженной древесины авторской доски1.


66. Икона XV в. «Архангел Гавриил». (ЯХМ) после реставрации (лицевая и тыльная стороны), Живопись раскрыта методом фрагментаризации. Восполняющие части доски прикреплены к зажимной раме

Приспособления для скрепления досок по торцам:

1 – деревянная планка, 2 – металлические скобы, 3 – металлическая змейка

Метод прочного соединения восполняющих частей с доской произведения. Этот метод был применен для восстановления формата иконы Андрея Рублева «Вседержитель», найденной в 1918 году в Звенигороде и хранящейся ныне в Третьяковской галерее. От иконы сохранились только средняя доска с фрагментом изображения Христа и ранее присоединенная сосновая доска. Во время реставрации 1919 года было решено восстановить первоначальный формат произведения по сохранившимся двум другим иконам того же деисусного чина, из которого происходит «Вседержитель». Для этого была подобрана липовая доска от иконы, утратившей живопись, которая была подогнана к сохранившейся доске реставрируемой иконы и приклеена к ней (ил. 67).


67. Восстановление целостности основы и формата иконы методом прочного соединения восполняющих частей с доской произведения. Андрей Рублев. Спас. Начало XV в. ГТГ

Более сложной была реставрация поступившей в последние годы в Межобластную СНРПМ Объединения «Росреставрация» иконы из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника «Никола поясной» начала XVII века. Икона была расколота, расщеплена и переломлена поперек, повреждена нижняя шпонка. Все три доски основы покороблены. Наклеенные при реставрации в XVIII веке полоски паволоки по линиям склейки досок оторвались вместе с живописью. Контакт первоначального слоя левкаса с доской был удовлетворительным. Первоначальная живопись находилась под тремя слоями записей — поновлений. Тыльная сторона доски была покрыта слоем левкаса в XVIII веке и покрашена масляной краской в XIX веке. Левкас и покраска тыльной стороны во многих местах отстали от поверхности доски и были частично утрачены.

Перед отправкой произведения в реставрационную мастерскую все фрагменты живописи были заклеены папиросной бумагой осетровым клеем (ил. 68, 69). В процессе реставрации выправлены деформации досок, особенно левой крайней. Склеены куски расщепленной древесины. Для упрочнения соединяемых частей между ними вставлены внутренние шипы (ил. 70). Склейка всех фрагментов доски проводилась смесью водных дисперсий поливинилацетата (ПВА) с винилацетатом дваэтилгексил-акрилатом (ВА 2ЭГА) в ваймах с использованием струбцин.


68. Разломанная доска иконы. Живопись под профилактической заклейкой. Никола поясной. XVII в. НГМ

69. Тыльная сторона того же произведения

70. Монтирование частей разбитой доски, реставрационных планок и одной шпонки (выделены коричневым цветом)

Монтирование проводилось в следующей последовательности. Струбцинами была выпрямлена надломленная нижняя часть левой доски, в торец вставлен плоский шип. Далее поочередно подклеены остальные фрагменты доски с вставлением шипов между ними. В левый боковой обрез доски врезан и вклеен большой шип. У новой нижней шпонки, перед ее вставкой, сделан дополнительный вырез, чтобы торец шпонки не упирался в шип. Кроме шипов в места стыковки некоторых фрагментов доски вставлены небольшие деревянные планки и вклеен отщепленный фрагмент доски с живописью. Щели в местах недостаточно плотного смыкания фрагментов заполнены пенькой, пропитанной составом из ПВА и ВА 2ЭГА. Мелкие впадины выровнены пастой из древесной муки, замешанной на том же водоэмульсионном составе.

Смесь клеев поливинилацетатного (ПВА) и сополимера винилацетата с дваэтилгексилакрилатом (ВА 2ЭГА) использована экспериментально. Названная смесь вероятно перспективна, так как пленка ПВА со временем теряет свою эластичность, потому что из нее испаряется пластификатор — дибутилфталат, а пленка сополимера ВА 2ЭГА сохраняет эластичность. Пленка смеси клеев обладает этим положительным свойством, а также такими качествами, как стойкость к биоразрушителям, морозостойкость и другие.

По окончании монтирования была удалена профилактическая заклейка (ил. 71). На местах стыка досок и некоторых фрагментов приклеены осетровым клеем холстяные паволоки, после чего вклеен фрагмент левкаса с живописью XVIII века, удаленный на период склейки разбитой доски. В завершение все утраты левкаса были восполнены.

В заключение была произведена полная реставрация живописи произведения (ил. 72, 73) 2.


71. То же произведение после монтирования доски

72. То же произведение после удаления записей и восстановления левкаса

73. То же произведение после окончания реставрации

Метод восполнения утраченных частей доски наращиванием. Этим методом была восстановлена основа иконы «Параскева Пятница» XVIIIвека из Оренбургского областного краеведческого музея, проведенная во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. акад. И. Э. Грабаря (художник-реставратор Г. Ф. Коваль). По разрушениям доски было видно, что икона неоднократно очень сильно отсыревала, отчего нижняя треть левкаса с живописью была утрачена, заменена и утраты дописаны в манере, приближающейся к авторской. После этого икона опять находилась в сыром помещении и нижняя часть доски с живописью сгнила и утратилась на всю ширину нижнего поля (ил. 74). Сохранившаяся древесина в нижней части доски стала трухлявой, пористой и сыпучей. Необходимо было восстановить механическую прочность древесины, а утраты доски восполнить. В целях предохранения живописи от утрат на нее наложили профилактическую заклейку из папиросной бумаги на 3%-ном осетровом клее (ил. 75). Трухлявую древесину тщательно насытили поливинилацетатом (ПВА). Пропитку провели 5%-ным водно-спиртовым раствором с помощью шприца и кисти.


74. Произведение с утраченной нижней частью в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Параскева Пятница. XVII в. Оренбургский музей

75. Последовательность восстановления утраченной части доски того же произведения:
1 — низ доски с утратами, 2 — та же часть доски с арматурой, 3 — та же часть доски после восполнения, 4 — восполненная часть доски после тонировки

Первый способ выправления деформированной доски (врезкой реек)

I. Деформированная доска с надрезами

II. Расправленная доска и заготовленные рейки

III. Доска со вставленными рейками

Перед наращиванием утраченной части доски была смонтирована арматура из деревянных штырей и тонкой медной проволоки, покрытой клеем БФ-4 для предотвращения коррозии. Углубления для монтирования деревянных штырей просверлены с помощью дрели. Концы штырей обмотаны ватой и смочены 20%-ной водно-спиртовой эмульсией ПВА и вставлены в подготовленные отверстия. Восполнение утраченной части доски осуществлено постепенным наращиванием массы из одной части древесной муки и трех частей 30%-ной эмульсии ПВА. Выравнивание поверхности восполненного участка произведено скальпелем и наждачной бумагой. Лицевая сторона этого участка была дополнительно обработана металлической щеткой и тонирована, чтобы имитировать фактуру древесины (ил. 76).


76. To же произведение после реставрации

Второй способ выправления деформированной доски (методом пропитки)

I. Деформированная доска произведения

II. Доска после склейки

III. Положение доски в процессе пропитки: 1 – прокладка, 2 – бортики из воска, 3 – рейки, 4 – полиэтиленовая пленка

IV. Выправленная доска

ВЫПРАВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОЙ ОСНОВЫ

Желобчатая деформация досок — один из распространенных дефектов икон, поступающих на реставрацию. При такой деформации образуются щели, вдоль которых левкас и живопись разрушаются.

Прежде применяли способ выправления деформированной доски путем насыщения парами воды ее тыльной поверхности. Однако он не оправдал себя, так как в помещениях даже с нормальным режимом влажности выправленная доска повторно деформируется, и гораздо сильнее, чем в первый раз. Механические средства фиксации выправленной таким способом доски посредством замены старых липовых шпонок на дубовые положительных результатов не обеспечивают. Пропитка выправленной доски олифой или покраска масляными красками также не гарантируют от повторной деформации.

В настоящее время существуют два экспериментальных способа выправления деформированных досок.

Первый способ (см. рис. на с. 69). В покоробленной доске пропиливают вдоль волокон древесины глубокие пазы. Делается это очень осторожно чтобы не пропилить доску насквозь, оставив нетронутым слой в несколько миллиметров. После этого доску осторожно выправляют под небольшим прессом. В расширенные таким образом пазы вклеивают клинообразные рейки из выдержанной древесины той же породы, из которой сделана доска произведения. Результат выправления получается стабильный, но доска произведения утрачивает первоначальную обработку тыльной стороны. К тому же поверхность живописи не всегда приобретает первоначальную плоскостность. Иногда она становится волнообразной за счет разложения общей деформации на множество мелких участков. Вопрос о целесообразности этого способа выправления деформации доски в каждом конкретном случае решает реставрационный совет или комиссия. Работу с пропилами доски и вставкой реек может проводить только высококвалифицированный столяр-краснодеревщик под непосредственным руководством художника-реставратора высокой квалификации.

Второй способ. При этом способе покоробленные иконные доски выправляют путем пропитки шеллаком3. Если доски по стыкам расклеились, то, как и при пропитке доски воском, в целях предотвращения деформаций начинают работу со склейки досок. Сначала произведение кладут лицевой стороной на стол, покрытый мягкой подстилкой, щели освобождают от старого клея и производят склейку4. После чего на всю лицевую поверхность накладывают профилактическую заклейку коллагеновым клеем (осетровым клеем или пищевым желатином, см. с. 50—53). Тыльную сторону доски тщательно освобождают от загрязнений. Произведение кладут на рабочий стол лицевой стороной книзу. Под края доски в зависимости от размеров произведения подкладывают четыре-шесть пробок или поролоновые прокладки. На боковые стороны доски осторожно налепляют бортики из воска, чтобы рабочий раствор не попал на лицевую сторону.

Пропиточный состав : 20—25% шеллака и 75—80% смеси этилового спирта с этиленгликолем (1:1). Шеллак должен быть белый или специально отбеленный и очищенный от примесей. Раствор обязательно фильтруют.

Состав наносится на тыльную сторону доски широким флейцем несколько раз, с перерывами от 15 до 30 минут. Процесс продолжается несколько дней. На ночь доску закрывают мокрой тканью, не касаясь ее поверхности. Пропитка проводится до тех пор, пока доска не выправится. Иногда доска изгибается в обратную сторону, что весьма желательно, так как во время испарения растворителей происходит небольшое движение ее в сторону первоначального изгиба. Когда растворители полностью испаряются и доска становится плоской, в пазы вставляют шпонки.

УКРЕПЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Нередко вся доска произведения или отдельные ее участки (обычно в нижней части) имеют ослабленную механическую прочность. Причиной этого является жизнедеятельность биоорганизмов — гнилостных бактерий, грибов (микро и макро) и личинок жуков-точилыциков.

Механическую прочность доски произведения можно частично восстановить посредством пропитки твердеющими жидкими растворами. Однако проблема эта до сих пор окончательно не решена, так как пока не найдены вещества с оптимальными свойствами. Применяемые сейчас вещества не могут равномерно пропитать доску, древесина которой разрушена неравномерно. Пропитанные и непропитанные участки древесины по разному реагируют на изменения температуры и влажности воздуха, что приводит к неравномерному увеличению или сокращению объемов отдельных участков доски. А это вызывает новые разрушения.

Применявшиеся прежде природные вещества, такие, как животные клеи, вареные масла (олифы) и масляные лаки с натуральными смолами в настоящее время не используются. Но реставраторы в своей реставрационной практике иногда встречают пропитанные ими доски.

Способ пропитки мездровым клеем был известен еще в XVII веке (существует описание этого времени). Недостатком этого клея является его нестойкость по отношению к биопоражениям при повышенной влажности. А при пониженной влажности он растрескивается сам и способствует деструкции обработанной доски.

Казеиновый клей использовали начиная с 1930-х годов. Однако приготовленные из него составы не проникали в деструктированную древесину, а создавали жесткие корки, которые, давая сильную усушку, способствовали растрескиванию и разрушению доски произведения.

Пропитка олифой также дает отрицательный результат. Окисление масла во время отвердения олифы способствует окислению целлюлозы древесины, вызывающему разрушение доски.

Из старых материалов можно использовать пчелиный воск. Хотя он не придает доске большой механической прочности, все же при несильных разрушениях, и особенно при источенности доски личинками жуков-точильщиков, его можно использовать, поскольку он достаточно эластичен и стабилен. Воск не препятствует равномерным движениям древесины при усушке и набухании (приготовление раствора воска в скипидаре или пинене описано на с. 54, 55).

Из синтетических веществ для пропитки экспериментально применяют ацетилцеллюлозу, эпоксидные смолы, акриловые смолы (полибутил-метакрилат и другие, полихлорвиниловую смолу, мочевино- и мелламиноформальдегидные смолы (марки «Эпикот», марки ЭД-5 и Э-40 с полиэтиленполиамином или в смеси с акриловыми смолами), полиэфирные смолы (марки «Ксиламон»), эфиры целлюлозы (этилцеллюлоза, этилбутилцеллюлоза), полиуритановая смола (марки УР-19 и другие), виниловые смолы (типа ПВА, ПВБ, ПХВ). К сожалению, каждый из перечисленных материалов имеет свои недостатки. Некоторые плохо проникают в древесину, образуя в поверхности доски корки. Большинство из них уменьшает гигроскопичность пропитанных участков доски. Некоторые материалы сами дают сильную усадку при отвердении и так далее. Твердые синтетические смолы (эпоксидные, полиуретановые, полиэфирные и целлюлоза) придают доске достаточную механическую прочность, но обладают одним отрицательным свойством: они не набухают при повышении влажности. Пропитанная ими древесина не меняет свой объем при набухании и усушке соседних участков. А это приводит к растрескиванию доски.

Пропитка доски полибутилметакрилатом (ПБМА). Преимущество ПБМА перед воском в том, что пропитанная им древесина приобретает значительную механическую прочность. Он внедрен в реставрационную практику сотрудниками Государственного Эрмитажа П. И. Костровым, И. Л. Ногид и Е. Г. Шейниной. Проведена большая исследовательская работа по проверке долговечности и неизменяемости его свойств и нейтральности к живописным материалам. Он достаточно эластичен, поэтому не препятствует движению волокон соседних участков непропитанной древесины при изменении влажности, устойчив к поражению плесневыми грибами.

ПБМА растворяют в ксилоле, так как такой раствор глубже пропитывает древесину, чем растворы на уайт-спирите, толуоле или ацетоне. После испарения растворителя разрушенная древесина приобретает достаточную прочность. Кроме того, более насыщенный раствор можно использовать в качестве клея для склеивания разошедшихся досок произведения. В то же время пропитанная ПБМА доска может быть склеена столярным и казеиновым клеями.

Прежде чем упрочнить ослабленную биоразрушителями доску, необходимо укрепить левкас и красочный слой. Перед пропиткой доски укрепляющим составом на всю живописную поверхность накладывается профилактическая заклейка так, чтобы бумага на 0,5—1 см заходила за края доски. Бумагу приклеивают к боковым сторонам доски, чтобы под слой левкаса не проник укрепляющий доску состав.

Для пропитки разрушенной древесины в зависимости от характера и степени разрушения используют растворы ПБМА различной концентрации от 5% до 20%.

Пропитка проводится двумя способами — нанесением раствора кистью и погружением в него тыльной стороны произведения.

Первый способ. На рабочий стол кладутся амортизирующие прокладки, а на них — икона лицевой стороной вниз. Пропитку начинают с наиболее разрушенных участков древесины и следят за тем, чтобы раствор проникал как можно глубже. Концентрацию раствора ПБМА в процессе пропитки можно изменять в зависимости от степени поглощения его различными участками поверхности доски. Если к концу рабочего дня доска не будет достаточно насыщена, ее следует накрыть полиэтиленовой пленкой, которая кладется на рейки, укрепленные над тыльной стороной доски. На следующий день пропитку продолжают до насыщения древесины. После испарения ксилола и отвердения ПБМА доску следует еще раз осмотреть. Если пропитка недостаточна или неравномерна, то операция повторяется. При завершении процесса с поверхности доски марлевым тампоном, смоченным растворителем, смываются излишки ПБМА.

Второй способ. Он применяется только в случае сильного разрушения древесины доски, особенно личинками жуков-точилыциков. Пропитка проводится в ванне с плоским дном. Доску кладут в пустую ванну, лицевой стороной вверх, а под тыльную сторону подкладывают деревянные брусочки. В ванну наливают раствор так, чтобы только тыльная сторона доски была частично погружена в него. Периодически, по мере впитывания раствора и испарения растворителя, раствор подливают, чтобы доска все время соприкасалась с ним. Продолжительность пропитки зависит от степени разрушения доски и скорости поглощения раствора древесиной. Когда насыщение закончится, икону вынимают из ванны, с тыльной стороны слегка протирают марлевым тампоном и кладут лицевой стороной на прокладки, положенные на рабочий стол, застланный полиэтиленовой пленкой. Во время испарения ксилола следует наблюдать за равномерностью насыщения древесины. На места недостаточного насыщения раствор дополнительно наносят флейцем. После высыхания раствора излишки ПБМА смывают марлевым тампоном, смоченным растворителем.

Меры безопасности. Все растворители ПБМА токсичны. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с ксилолом. При вдыхании ксилола человек получает отравление. Попав на кожу, ксилол вызывает ее раздражение. Толуол также ядовит, хотя и в меньшей степени. Ацетон менее токсичен, чем два первых растворителя, но и он, накапливаясь в организме, вызывает его отравление. Уайт-спирит еще менее токсичен, но его раствор медленно и сравнительно неглубоко проникает в древесину, поэтому его при пропитке с помощью флейца не применяют.

— Растворы ПБМА приготовляются только в вытяжном шкафу.

— Пропитка проводится также в вытяжном шкафу. Если она проводится под козырьком с вытяжкой, то на нос и рот накладывают повязку из нескольких слоев марли, которую увлажняют водой.

— Все работы проводятся только в резиновых перчатках.

_____________

1 Конструкция зажимной рамы разработана В. В. Филатовым, рама и восполняющие фрагменты доски исполнены В. А. Рыбаковым.

2 Все реставрационные работы с доской и живописью выполнены художником-реставратором А. Е. Олиференко.

3 Способ разработан реставраторами города Мюнхена (ФРГ). В нашей стране он находится на стадии экспериментальных испытаний, поэтому самостоятельно эту работу разрешается выполнять только опытным художникам-реставраторам.

4 Способ склейки описан на с. 66.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.