ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

К биоорганизмам, разрушающим произведения станковой темперной живописи, относятся бактерии, плесневые грибы и жуки-точильщики. Обработка произведений проводится в целях истребления вредителей и для предупреждения поражения ими произведений.


БОРЬБА С МИКРООРГАНИЗМАМИ

Микроорганизмы, поражающие произведения живописи,— это грибы и бактерии. Усиленной жизнедеятельности микроорганизмов способствует повышенная влажность. Поэтому первым условием борьбы с ними является соблюдение режима хранения произведений живописи.

Применение истребительных и профилактических мер к микроорганизмам зависит от материалов, из которых создано произведение живописи. Так, из ядохимикатов должны использоваться только те, которые не могут оказать вредного воздействия на материалы живописного произведения.

Истребительные меры. Для уничтожения плесневых грибов зараженное произведение подвергают дезинфекционной обработке.

Дезинфекция произведений станковой темперной живописи производится катамином АБ (диметилалкилбензиламмонийхлорид). Это вязкая жидкость коричневого цвета, растворимая в воде и спиртах. В настоящее время выпускается в виде концентрированного водного раствора с содержанием активного вещества 45—50%. Для дезобработки рекомендуется применять спиртовой или водно-спиртовой 3—4%-ный раствор. 6—8 см3 катамина АБ нужно растворить в 50 мл этилового спирта, после чего добавить 50 мл воды.

Если на поверхности произведения имеется плесневый налет — скопление мицелия и спор, то перед дезобработкой надо кистью осторожно очистить поверхность в помещении, где нет других произведений. Удаляемый плесневый налет — источник распространения инфекции. Затем ватным тампоном, смоченным этиловым спиртом, слегка протирают все стороны произведения. После этого все поверхности произведения опрыскивают из пульверизатора приготовленным раствором. На каждый 1м2 поверхности нужно израсходовать 100 мл раствора.

Меры безопасности. Опрыскивание проводится в респираторе или марлевой повязке, смоченной водой и повязанной на нос и рот.

Высохшее произведение можно помещать рядом с другими произведениями. Прежде для опрыскивания применяли формалин и пентахлорфенолят натрия. В настоящее время эти вещества полностью исключены из нашей реставрационной практики, так как они вредно влияют на некоторые материалы живописи: формалин задубливает животные клеи, а пентахлорфенолят натрия изменяет цвет некоторых красок, нестойких к соединениям хлора.

Существует метод газовой обработки экспонатов от биоразрушителей, но он требует специального оборудования и изолированного помещения, что не всегда осуществимо.


ОБРАБОТКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПОРАЖЕННЫХ ЖУКАМИ-ТОЧИЛЬЩИКАМИ

Существуют механический, физический и химический способы уничтожения жуков-точильщиков.

Механический способ. Механический способ — это ручной сбор насекомых с последующим их уничтожением. Способ этот малорезультативный, так как в досках могут оставаться яйца и личинки жуков.

Физический способ. Физический способ — это термическая обработка произведений. Личинки жуков и сами насекомые погибают при температуре выше +40° и ниже —10°. При высокой температуре они погибают быстро, но для того чтобы толстая доска могла прогреться на всю глубину, нужно длительное тепловое воздействие, которое может губительно сказаться на самом произведении — вызвать деформацию древесины, а также привести к разрушению левкаса и живописи. Целесообразнее воздействие низких температур. Произведение длительное время держат на холоде. Зимой в северных районах достаточно в течение одного месяца выдержать произведение в промораживаемом помещении. И все же для усиления результатов охладившееся произведение нужно обернуть бумагой, насыщенной скипидаром или обработанной ДДТ, и поместить в полиэтиленовый мешок. В таком виде произведение необходимо продержать всю весну — период вылета жуков-точильщиков для яйцекладки. При выемке произведения из полиэтиленового мешка нужно обязательно проверить, нет ли в мешке вылетевших жуков-точильщиков. Для профилактики доску произведения пропитывают горячей воско-скипидарной мастикой (см. с. 54, 55).

Профилактическая заклейка произведений живописи производится для предохранения красочного слоя и грунта от повреждений и утрат. Она бывает необходима при склейке разошедшихся досок, укреплении слоя левкаса и других процессах.

Ее накладывают на произведение с разрушающимся слоем левкаса (отставания, вздутия), иногда наклейку делают перед перевозкой произведения, если есть опасение, что оно может повредиться при перемещениях.

Неправильно сделанная профилактическая заклейка может стать причиной серьезных повреждений живописи.


МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА

Материалами профилактической заклейки являются тонкая бумага и клей.

Бумага. Заклейку проводят только тонкой бумагой, легко пропускающей воду, не создающей при высыхании и хранении сильных натяжений (усадки). Таковы папиросная и микалентная бумаги. Другие сорта бумаг применять недопустимо, они могут вызвать разрушения живописного слоя и левкаса.

Папиросная бумага имеет в своем составе льняное волокно, минеральные соли и высохшее клеящее вещество. Она легко увлажняется, увеличивая свои размеры (больше в ширину, чем в длину), а при высыхании дает усадку. От этого свойства неравномерной усадки зависит воздействие профилактической заклейки на живописное произведение. На вздутия левкаса бумагу накладывают так, чтобы усиленная усадка шла поперек вздутий. Тогда они немного стягиваются и прижимаются к поверхности доски, а это потом облегчает выправление вздутий при укреплении левкаса.

Для определения направления большей усадки папиросной бумаги из листа вырезают две полоски, одинаковые по размеру (любой длины и шириной около 5 см.), но вырезаные по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Положив полоски рядом, держа вместе с одного конца, их смачивают. Та полоска, которая отвиснет больше, имеет поперечное расположение волокон, при высыхании она даст большую усадку.

Размеры листков для заклейки зависят от размера произведения и характера деформаций левкаса. Чем мельче разрушения и сильнее деформации, тем меньше должны быть листки для заклейки. При этом, однако, нужно помнить, что там, где листки накладываются один на другой, заклейки дают усиленную усадку. Вместе с тем слишком большие листки трудно ровно, без складок уложить на деформированную поверхность произведения.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.