ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛЕВКАСА

Все повреждения доски произведения вызывают разрушения, деформации и утраты левкаса, больше в низу доски, меньше — вверху. Часто повреждения располагаются вдоль щелей между досками.

Причиной механических повреждений и утрат левкаса, как правило, бывает небрежное обращение с произведением. У больших тяжелых икон утраты появляются при их перемещении — это сколы по нижним углам и утраты по нижнему краю. На основном поле поверхности иконы утраты от механических воздействий редки. Обычно это глубокие царапины, причиненные крупными гвоздями при хранении произведений штабелями, без соответствующих прокладок (гвозди иногда бывают вбиты в тыльные стороны досок).

На лицевой стороне икон часто встречаются отверстия от гвоздей удаленных окладов или сохранившиеся мелкие гвозди от сорванных басменных окладов. Через места, где утрачен левкас, влага и плесневые грибы свободно проникают во внутренние слои произведения.

Основные виды разрушений левкаса связаны с воздействием окружающей среды.

ДЕФОРМАЦИИ И РАЗРУШЕНИЯ ЛЕВКАСА

Отставания слоя левкаса. Наиболее простым видом разрушения являются отставания слоя левкаса от поверхности доски. При влагообмене древесины происходит то набухание ее, то усушка, и это способствует отставаниям и утратам левкаса, особенно в торцевой зоне произведения. Левкас отстает также вдоль щелей доски и в местах сильного повреждения ее личинками жуков-точильщиков вследствие проникновения через отвертстия воздуха и влаги. Иногда при короблении досок левкас отрывается от их поверхности вместе с паволокой вдоль линии склейки досок (см. рис. на с. 42 вверху).

На левкасах с лепным орнаментом (особенно с высоким и четким) происходят отставания и расслоения рельефа (ил. 56).


56. Отставание левкаса, расслоение и утраты лепного орнамента на иконе XIX в. (вверху), тот же участок после укрепления (внизу)

Отрыв левкаса с паволокой и его разрыв при короблении досок произведения:

1 – доска, 2 – паволока, 3 – левкас, 4 – место разрыва

Вздутия левкаса сферической формы. На иконах с прочным покрытием из олифной пленки в периоды изменения режима температуры и влажности появляются вздутия левкаса. Одной из причин в прошлом было близкое расположение свечей перед иконой. Тогда в этом месте через лицевую сторону произведения интенсивно испарялась влага и образовывались вздутия сферической формы (см. рис. внизу и ил. 46). Размеры и форма их зависели от степени отсырения доски и особенностей потока нагретого воздуха перед иконой.


46. Сферические вздутия левкаса на иконе XVII в.

Продольные деформации левкаса. Наиболее распространенными являются продольные деформации и изломы левкаса, параллельные волокнам древесины доски (ил. 45, 61). Они образуются в период просыхания доски. Величина и характер вздутий, имеющих изломы, зависят от прочности и эластичности слоя левкаса, его контакта с доской и скорости усушки доски. Крупные, с резкими изломами деформации характерны для прочного слоя левкаса, а мелкие — для более рыхлого. В последнем случае повреждаются только верхние слои левкаса. Чем глубже зона деформации, тем крупнее и резче отставание и излом (см. рис. вверху с. 43). Деформации левкаса с изломами появляются обычно через несколько месяцев после уменьшения влажности воздуха. Например, с начала отопительного сезона (октябрь) наблюдается резкое снижение влажности помещения, а деформации левкаса вертикальной ориентации с изломами по вершине появляются к концу зимы (конец февраля — начало марта). Эти разрушения свидетельствуют о просыхании доски, скорость которого зависит от ее величины и толщины. Поэтому если влажность в помещении мастерской ниже, чем влажность в помещении, откуда поступило произведение, то сразу приступать к его консервации и реставрации нельзя.


45. Вздутия (выпирания) левкаса с изломами по гребню от усушки доски на иконе конца XVI в.

61. Реставрация произведения с поврежденным левкасом. Фрагмент иконы «Столпник». Конец XVI в. Слева — до реставрации (видны вздутия левкаса с изломами), справа — после реставрации

Образование сферических вздутий левкаса при прочном и эластичном защитном слое:

1 – доска, 2 – левкас, 3 – красочный и защитный слой, 4 – вода, 5 – пары воды.


Поперечный разрез вздутий-выпариваний левкаса и красочного слоя с изломами по гребню:

1 – вздутия и излом красочного слоя, 2 – расслоение левкаса, 3 – полное отсеивание левкаса

Разрушение левкаса под окладами.

Усиленные разрушения и деформации левкаса происходят под металлическими окладами икон. Скопляющаяся на внутренней поверхности окладов конденсатная влага обильно насыщает левкас. Он усиленно набухает, а в период понижения влажности воздуха резко усыхает и разрушается. Плесневые грибы и бактерии в периоды повышенной влажности разрушают коллагеновый клей в левкасе, он деструктируется еще больше и может дойти до состояния распыления.

Кракелюры в левкасе. Еще более распространенными дефектами левкаса являются трещины — кракелюры. Характер и рисунок кракелюров зависят от вызвавших их причин. Например, неравномерное распределение кракелюров в левкасе обусловлено неравномерностью толщины его слоя. В местах утолщения слоя левкас испещрен особенно резкими кракелюрами. В частности, это наблюдается на лузге, где левкас всегда толще, чем на других участках доски произведения.

Диагональное расположение трещин связано с направлением процарапанных по поверхности доски борозд, которые были сделаны перед нанесением слоя левкаса, чтобы улучшить его связь с поверхностью доски (ил. 43). Иногда наблюдается чередование рисунка кракелюров на разных участках доски по ее ширине. На одном участке может быть довольно равномерная сетка с почти одинаковым количеством вертикальных и горизонтальных трещин, на соседнем участке — сложное сочетание изогнутых и ломаных линий, а еще дальше могут преобладать горизонтальные трещины и нет вертикальных (см. рис. на с. 43 и ил. 42).


42. Кракелюры левкаса. Деталь иконы «Положение во гроб». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

43. Кракелюры в левкасе, вызванные неровностями (насечками) поверхности доски. Деталь иконы «Богоматерь Владимирская». Рубеж XVII—XVIII вв. Частное собрание

Образование кракелюра при высыхания левкаса и доски

I . Лицевая сторона произведения:

1 – кракелюры горизонтальные, 2 – кракелюры мраморовидные, 3 – равномерная сетка кракелюров

II . Поперечный разрез произведения:

1 – периферическая часть ствола древесины, 2 – зона спелой древесины


Поперечный разрез произведения с жесткими кракелюрами левкаса.


Причина такого чередования рисунка кракелюров в структуре древесины основы. Равномерная сетка кракелюров обоих направлений образуется в средней части доски, где находится участок спелой древесины, дающей минимальную усушку. Кракелюры с преобладанием горизонтального направления образуются в левкасе, лежащем на периферической части древесины, где доска и грунт получают равномерную усушку в поперечном направлении к волокнам. Поскольку древесина не изменяет своих размеров вдоль волокон, постольку левкас дает трещины только поперек расположения волокон в древесине. Нечеткая, сбивчивая сетка кракелюров занимает переходную зону между спелой и свежей (периферической) частями ствола дерева. При нормальном высыхании левкаса и на хорошо выдержанной доске трещины в левкасе длительное время не появляются. Процесс появления кракелюров при нормальных условиях хранения произведения чрезвычайно медленный. Густота сетки кракелюров, как правило, зависит от возраста левкаса: чем он старше, тем сетка гуще. Примером этого может служить левкас иконы XIV века «Борис и Глеб» (ГИМ). В левкасе ясно различимы три его разновременных слоя. Мелкая и частая сетка кракелюров приходится на слой XIV века. Другой участок, с резкими редкими трещинами относится, как это установлено в процессе реставрации произведения, к XVI веку. Левкас, не поврежденный кракелюрами, нанесен в первой четверти XX века (ил. 77).


77. Кракелюры на разновременных левкасах: левкас XIV в. (слева и в правом нижнем углу), левкас XVI в. (в центре и справа), левкас начала XX в. (справа вверху). Деталь иконы «Борис и Глеб». XIV в. ГИМ

Рисунок кракелюрной сетки может иногда указывать на древность произведения и особенно помогает распознать подлинное произведение от подделки, ибо искусственно вызванная сетка кракелюров почти всегда имеет отличие от естественных сеток.

Причиной появления жестких кракелюров являются излишнее содержание клея в левкасе и слабый контакт левкаса с поверхностью доски (см. рис. и ил. 47). Жесткие кракелюры — это кракелюры с острыми приподнятыми краями фрагментов левкаса, разрушенного ими. Иногда жесткие кракелюры появляются на произведении после того, как левкас и красочный слои были перенасыщены раствором клея при реставрации.


47. Жесткие кракелюры левкаса на иконе конца XVII в.

Именно по сетке кракелюров плесневые грибы активно поражают левкас произведения, хранящегося в сырых помещениях (ил. 50). Споры плесневых грибов через трещины, нарушившие красочный и защитный слои, получают свободный доступ к левкасу. Питательной средой при повышенной влажности является коллагеновый клей левкаса. В результате жизнедеятельности плесневых грибов левкас теряет связующее и деструктируется, превращаясь в рыхлую массу мела или алебастра.


50. Левкас и живопись, пораженные плесенью. Деталь иконы «Страшный суд». Конец XVII в. Музей «Малые Карелы»

Удаление разрушенного левкаса и замена поздними вставками при поновлении икон нередко причиняли непоправимый ущерб произведениям. Способ этот описан во множестве источников о поновлении живописи. Например, в наставлении афонского автора Дионисия Фурнографиота (начало XVIII века): «Если на лицевой стороне повреждено поле, а изображение святого цело, то наперед очисти поле и сними весь старый гипс, потом пропитай доску клеем... загипсуй это место и положи золото и краску, поднови самое изображение, покрой его лаком, и икона будет как новая...» В этом рецепте, как видно, рекомендуется изображение сохранить, а заменить только разрушенный левкас фона. Эта «классическая система» удаления и замены левкаса фона достаточно широко практиковалась при поновлении икон в России. Примером может служить икона XVII века «Григорий Богослов», на которой подлинный левкас фоновой части был удален и заменен рельефом из нового левкаса во второй половине XIX века (ил. 56). К сожалению, нередко поновители шли еще дальше и уничтожали части изображений фигур и даже голов (ил. 60).


56. Отставание левкаса, расслоение и утраты лепного орнамента на иконе XIX в. (вверху), тот же участок после укрепления (внизу)

60. Левкас и живопись XVI в., восполненные в местах удаленного левкаса и живописи XII в. на участках, не закрытых окладом (головы, обнаженные части рук и ног). Икона «Петр и Павел». XII в. НГМ

При поступлении произведения на реставрацию в документации описываются все виды разрушений, имеющие место в левкасе. Описание делается по такой схеме: отставания прочного, недеформированного левкаса от поверхности доски, отставания левкаса от поверхности доски вместе с паволокой, растрескавшийся деформированный левкас — жесткие кракелюры с отставанием, расслоение левкаса, вздутия левкаса (выпирания) с изломами, сферические глухие вздутия, левкас, лежащий на доске, источенной жуками-точильщиками, левкас, пораженный плесневыми грибами (свежей плесенью), левкас, ослабленный плесенью, с шелушением и без шелушения красочного слоя, распыленный левкас (результат поражений плесневыми грибами или бактериями), левкас, рассыпавшийся на фрагменты, хрупкий левкас с избытком реставрационного клея, повторные отставания и деформации левкаса после покрытия живописи лаком, левкас, смешанный с воском.

Каждый вид разрушения требует индивидуального подхода при его ликвидации.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.