ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

13. Общие указания

Концы деревянных балок и ферм при опирании их на каменную кладку в давние времена обмазывались смолой, иногда обертывались берестой, а затем гнезда наглухо заделывались. Недостаточная гидроизоляция, слабые антисептические свойства смолы и неудовлетворительный прием обделки дерева в гнездах кладки, протечки кровли — все это привело к тому, что загнивание деревянных конструкций и поражение их жучком- точильщиком привели многие деревянные конструкции в аварийное состояние.

Для укрепления таких конструкций необходимо всю зараженную древесину удалить, а оставшеюся часть конструкции тщательно антисептировать, укрепить посредством деревянных накладок и вставок с поставкой креплений из болтов, скоб или металлических протезов.


14. Укрепление деревянных конструкций на Петровском дворце в Москве

Декоративный купол круглого зала дворца пролетом около 36 м. имеет художественную роспись. Однако кружала и дощатая опалубка этого купола оказались сильно поврежденными гнилью и жучком. Над декоративным куполом имеется второй купол с железной кровлей Конструкции верхнего купола в основном поддерживались двумя бревенчатыми фермами пролетом около 17 м. Концы этих ферм были наглухо заделаны в кладку, вследствие чего они были также поражены гнилью и жучком так, что конструкция потеряла свою прочность на 75% и поддерживалась стойками, опиравшимися на обрез в каменной кладке Состояние конструкции было признано аварийным. В 1956—1957 гг. несущая способность ферм из бревен была полностью восстановлена постановкой в их опорных узлах металлических протезов (рис. 17). На декоративном куполе штукатурка имеет художественную роспись, поэтому прибивка новой опалубки и постановка новых кружал исключались. После удаления пораженной древесины и антисептирования сохранившиеся кружала были укреплены рейками на винтах. Верхний слой штукатурки был покрыт шеллачным лаком, на него была уложена металлическая сетка с антикорозийным покрытием. Края сетки были завернуты и прибиты к кружалам. После этого сетка была залита гипсовым раствором, который прочно схватился с штукатуркой, покрытой шеллачным лаком. Затворение гипса делалось на 1% клеевом растворе.

Рис. 17. Постановка металлических протезов у ферм Петровского дворца в Москве


15. Укрепление висячих стропил над зданием сельскохозяйственного техникума на станции Битца Московской области

В старинном здании, построенном в XVIIIв и являющемся памятником архитектуры, где ныне размещен сельскохозяйственный техникум, имеется большой зал с художественной лепкой на стенах и великолепной живописью на огромном плафоне (рис. 18).

Рис. 18. Живопись на плафоне в зале здания сельскохозяйственного техникума на ст. Битца Московской области.


Вследствие неудовлетворительной конструкции висячих стропил с подвесным потолком в чердачных перекрытиях над залом и соседними помещениями получились прогибы до 12— 15 см, что угрожало авариен перекрытий.

Экспертная комиссия в 1951 г постановила, что дефектные перекрытия должны быть разобраны и заменены новыми при общей стоимости строительных и реставрационных работ около 500 тысяч рублей Поэтому актовый зал техникума немедленно закрыли и доступ в него был прекращен почти в течение полутора лет. Однако когда по просьбе дирекции техникума было произведено детальное обследование этих конструкций, то была выдана проектно-сметная документация на укрепление аварийных конструкций вместо намечавшейся их разборки. Строительные работы были выполнены в 1954 г. без повреждения внутреннего декора и вместе с реставрационными обошлись не в 500 тысяч рублей, а всего лишь около 100 тысяч рублей.

Рис. 19. Укрепление ферм над залом здания сельскохозяйственного техникума на ст. Битца.

А — прогиб ферм, Б — фермы после выпрямления и укрепления; α — подвесной потолок


На рис. 19 представлена конструкция висячих стропил до и после их укрепления.

Первоисточник: 
ИНЖЕНЕРНЫЕ РАБОТЫ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ. МК РСФСР УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЕВ И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ (сост. Б. Ф. Вологодским) Москва, 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.