Вольт насосы grundfos vodokomfort.ru.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Виды повреждений музейных керамических изделий

Повреждения керамических изделий, поступающих на реставрацию, можно условно разделить на два основных вида: вы званные несоблюдением технологии их изготовления и приобретенные за время их бытования.

Повреждения, вызванные несоблюдением технологии изготовления керамических изделий

Такие повреждения можно разделить на две группы.

Первая из них включает те, которые не подлежат реставрационному вмешательству. Это — деформации и трещины черепка в результате некачественной сборки отформованных в раздельных формах частей изделия; цек, или сеть трещин на поверхности глазури, чаще на майолике и фаянсе(1; пузыри , или различного рода вздутия на поверхности глазури; пережог, или выгорание надглазурной краски и позолоты, иногда до полного обесцвечивания; мушки, или мельчайшие темные пятна на поверхности изделия. Подобные повреждения снижают качество и художественную ценность памятника, но не угрожают его существованию или состоянию сохранности.

Вторая группа повреждений может оказать влияние на состояние сохранности памятника, а порой и послужить причиной его гибели. Устранение таких повреждений требует вмешательства реставратора. Это — хрупкость, расслаивание и разрушение черепка в результате недостаточного обжига; отслаивание ангобов и глазурей в результате несоответствия коэффициентов расширения керамической массы и покрытия или чрезмерной толщины слоя ангобов или глазурей, а также плохой связи между черепком и покрытием.

Повреждения, приобретенные за время бытования керамических изделий

Повреждения механического происхождения

Повреждения керамики, вызванные ее длительным бытованием, сводятся, в первую очередь, к механическим повреждениям. Это бой, когда памятник разбит на несколько фрагментов; полная утрата отдельных деталей, что характерно прежде всего для памятников утилитарного назначения или, реже, мелкой пластики; сколы и выщербины, или небольшие утраты поверхностного слоя черепка с повреждениями глазури, ангоба или росписи (2; трещины по черепку (см. разд. 4), поверхностные и сквозные, а также сквозные пружинящие трещины, возникающие в результате остаточного напряжения и имеющие тенденцию удлиняться; царапины на глазурях или черепке, что характерно прежде всего для обеденной посуды.

Повреждения, вызываемые загрязнениями поверхности

Загрязнения на поверхности памятника имеют самое различное происхождение.

Очень распространены загрязнения от воздействия окружающей среды. Находящаяся в воздухе пыль, оседая на керамических предметах, взаимодействуя с атмосферной влагой, уплотняется и скапливается в углублениях и рельефе. Особенно от этого вида загрязнений страдают неглазурованные изделия, поскольку пыль вместе с влагой проникает в глубь пор.

Печные изразцы с оборота бывают покрыты остатками сажи, глубоко проникшей в пористый черепок. Архитектурные изразцы несут на себе следы известковых растворов или других цементирующих составов.

На разнообразных керамических изделиях встречаются разного рода пятна — жировые, ржавчины, от чая и кофе. Иногда они проникают с поверхности под растрескавшуюся глазурь. Часто на экспонировавшихся изделиях встречаются следы пластилина. Цветной пластилин на светлом неглазурованном черепке оставляет трудноудалимые пятна и ореолы.

Повреждения, возникающие под воздействием окружающей среды

Археологическая керамика, пребывавшая долгое время в земле, архитектурная керамика, находившаяся под разрушающим воздействием свето-воздушной среды и подсоса почвенных вод, а также любая пористая керамика, хранившаяся в условиях повышенной влажности, может оказаться засоленной. Резкие колебания температурно-влажностного режима приводят к появлению кристаллических образований на поверхности.

Легко растворимые в воде хлориды проявляются в виде белесоватого налета либо белых корочек, сцементированных почвенными глинистыми веществами. Менее растворимый сульфат кальция иногда кристаллизуется в виде отдельных прозрачных кубических кристаллов гипса. На керамических изделиях, покрытых щелочными и щелочноземельными глазурями, в условиях повышенной влажности воздуха может возникнуть коррозия глазури (иризация). Визуально ее начальная стадия проявляется в помутнении, утрате блеска глазурованной поверхности, появлении бисерного налета, а затем, по мере кристаллизации продуктов разрушения, — чешуек (многослойных корочек). Появляется эффект радужной побежалости. Следующий этап иризации — шелушение глазури по всей поверхности и превращение покрытия в белесоватый порошок.

Микробиологические повреждения

Отсутствие органических веществ в составе керамических изделий не исключает, однако, возможности развития на них грибковой колонии. Поверхностные загрязнения, включающие в себя пыль и частицы органических веществ, создают при резком изменении температурно-влажностного режима условия для грибковой коррозии. Различно окрашенные грибки и их споры искажают вид памятника, маскируя роспись. Микроорганизмы выделяют продукты своего обмена — органические кислоты и некоторые окрашенные вещества, которые являются факторами химического разрушения керамических изделий, снижающими их механическую прочность.

Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации

В реставрационной практике нередки случаи, когда в работу поступают памятники, подлежащие повторной реставрации. Повторная реставрация может быть вызвана тем, что первоначальное вмешательство было выполнено непрофессионально, некачественно, а также недолговечностью применявшихся в традиционной практике материалов.

Использование имитационных докомпоновочных масс, со временем теряющих свои технологические и эстетические свойства, а также несовершенство применявшихся клеев, тонировочных и лаковых составов приводит к тому, что со временем реставрированные памятники утрачивают экспозиционный вид, то есть приобретают дефекты, перечисляемые ниже: потемнение швов как результат применения природных и синтетических смол, имеющих тенденцию со временем желтеть, а порой и сильно темнеть; выходы клея как результат непрофессиональной склейки; неровность склейки, зазоры между фрагментами как результат непрофессиональной склейки, неудачного монтажа; деформация и отставание восполнений как результат склонности некоторых докомпоновочных масс к деформации; потемнение и пожухание красочного слоя на восполнениях, растрескивание и шелушение тонировок как результат деструкции связующего покрывных лаков, применения акварели в сочетании с белилами; потемнение, пожухание и шелушение бронзированных восполнений как результат применения их вместо золочения.

Металлические скобки, ранее применявшиеся при реставрации керамических изделий, в условиях повышенной влажности становятся очагами коррозии, утрачивают свое назначение увеличивать запас прочности клеевого шва и зачастую окрашивают прилегающие участки изделия продуктами коррозии. Вокруг железных скоб возникают ржавые пятна и ореолы, а вокруг медных или бронзовых — голубовато-зеленые.

_________

1) Не следует путать с глазурью кракле.

2) На кромках и краях такие повреждения именуют «сколами», а па плоскости — «выщербинами».

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.