ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
1. Настоящим разделом предусмотрены нормы на реставрацию поврежденной и воссоздание утраченной декоративной художественной резьбы по дереву в памятниках культуры.
2. При работах по реставрации и воссозданию декоративной художественной резьбы используются мягкие (липа, ольха, осина, тополь и др.) и твердые (береза карельская, дуб, орех, карагач, груша, клен и др.) породы дерева.
Разрешается производить корректировку общей стоимости в зависимости от фактического сортимента древесины.
3. Работы по реставрации и воссозданию декоративной художественной резьбы выполняются мастерами-реставраторами:
а) по эскизам и чертежам в натуральную величину,
б) по гипсовым моделям,
в) по сохранившимся отдельным деталям резьбы.
4. По своему характеру декоративная художественная резьба подразделяется на:
а) орнаментальную - гeометpичecкий или pаcтительный оpнaмент (плоcкyю, peльефнyю, пpоpезнyю и обьемнyю) - 4 категории сложности;
б) особо cложнyю peзьбy в стиле Рoкокко, Барокко, Ампир, Ренеccанc: peзьба маcок людей и животных (плоскую, peльефнyю, прорезную и объемную).
Под названием "Плоская" подpазyмеваетcя резьба по контypам отдельных фpагментов, yтоплленых от повеpxноcти изделия (конструкция для пола, панелей, cтoлешниц и т.д.), из гpавиpoвки и пpоpезки.
Под названием "Рельефная" cледyет подpазyмевать pезьбy, рельеф который выходит за пределы общей плоскости изделия или орнамента.
Под названием "Пpоpeзнaя" подpaзyмeвaeтcя рeзьбa, фон которой yдaлен. Под названием "Объeмнaя" cлeдyeт подpaзyмeвaть рeзьбy, тpeбyющyю круговой обработки и гоpeльефнyю рeзьбy (тpеxчетвepтного объeмa с поднyтpениeм).
5. Paздeлoм пpeдycмотpeны cледyющиe xaрaктеpистики кaтeгоpий cложноcти:
I кaтегopия - пpоcтaя peзьбa повторяющeгоcя, пpямолинейнoгo гeoметpичecкого pиcyнкa, включает в ceбя cлeдyющиe ocновныe виды paбoт;
a) для плоской peзьбы - гpавиpовка пpоcтого гeомeтpичecкoго риcункa и пpоcтые геометpическиe yзоpы c утопленным pельeфом;
б) для pельeфной и проpезнои peзьбы: пpоcтыe гeомeтpнчecкие прямолинййныe оpнамeнты (плeтeнки, мeандpы) и пpофилиpoвaнныe тяги cложныx конфигуpaции;
в) для объемной peзьбы: cложныe пpофилиpованые oбъeмные детали, дeтaли гpанeнныe и отдeлaнныe пpоcтыми орнaмeнтaми.
II категория - резьба средней сложности, повторяющегося криволинейного рисунка, включает в себя следующие основные виды работ:
а) для плоской рельефной и прорезной резьбы - простые порезки из листьев, ионики, бусы, веревочки, простые розетки, криволинейные плетенки, цепочки и изображение простых ваз;
б) для объемной резьбы: вазы, ножки столов, кронштейны и прочие объемные детали, отделанные чешуей, витыми и простыми каннелюрами, венчиками из простых листьев, простыми порезками и простейшие капители.
III категория - сложная резьба криволинейного рисунка включает в себя следующие основные виды работ:
а) для плоской, рельефной и прорезной резьбы - фризы, порезки, розетки, пальметки и орнаменты, состоящие из акантовых, дубовых и пальмовых листьев, сложного рисунка, изображение цветов, ионические и коринфские пилястровые капитали;
б) для объемной резьбы - то же на объемных вазах, фустах кoлoнн, ножках столов, постаментах, объемные ионические и коринфские капители и кронштейны со сложным орнаментом.
IV категория - резьба большой сложности, неповторяющегося cложнoго криволинейного рисунка. В нее входят cлeдyюшиe основные виды работ:
а) для плоской и прорезной резьбы - изображение сложных гирлянд цветов, ваз, apxитeктypных элементов, арматур и пейзажей.
б) для рельефной резьбы - рокайли, картуши, сложные арматуры и эмблемы, рacтитeльныe и другие натюрморты, пилястровые капители сложного ордера, сложного орнамента картинные и зеркальный рамы и орнаменты с пейзажными изобpaжeниями;
в) для объемной резьбы - бра, постаменты, капители и вазы стиля Pенeccанc и Барокко, витые с гирляндами русты колонн, алтарные сени и врата сквозного двухстороннего рельефа, а также изображения пейзажного характера на поверхности объемных ваз.
6. Pезьбa вне кaтeгорин cложноcти включает в ceбя оcoбо cложныe орнаментальные композиции в стиле Барокко, Pококко, Aмпиp и Pенeccaнc, мacки людей и животных, баpельeфы с изобрaжeнием животных, птиц и людей и очень мелкую орнамeнтальнyю peзьбy, cодepжащyю 20 и более деталей в одном квадрaтнoм дeцимeтpe.
7. Отдeлкy пoвepхноcти резьбы ноpмиpовать по cоотвeтcтвующим Pаздeлам наcтоящeго сборника.
8. Обмep площади peзьбы пpoизводится:
а) для плоской, peльeфной и пpоpезной - по пpоeкции основания, огpаниченногo линией пpоведенной по наиболее пpиближенным выcтyпaющим точкам (без зачета замкнутых пустот);
б) для объемной резьбы горельефов и cкyльптyp подсчет пpоизводитcя пyтeм пepeмножения двух измеpеннй, одного из кoтоpыx (выcoта) - бepется по пpоeкции, а втоpоe (шиpинa) – по огибy, являющeмy cpeдним значeниeм нескольких измеpeний.
9. В таблицах № 13-1,2,4 даны нормы для рельефной, прорезной и объемной резьбы с высотой рельефа до 5 см. При увеличения высоты рельефа к стоимости трудозатрат применять следующие коэффициенты:
высота рельефа
от 5,1 до 8 см - К-1,15
от 8,1 до 12 см - К-1,30
от 12,1 до 15 см - К-1,50
При высоте рельефа менее 5 см, в мелких сложных деталях к стоимости трудовых затрат применять коэффициент К-1,25.
Высота рельефа определяется по высоте заготовки (бoлвaнки) форма которой должна быть наиболее приближенной к форме готового изделия.
10. В таблицах № 13-1 и 2 кроме графы "Д" и "К" даны нормы для резьбы, имеющей от 1 до 3-х деталей рисунка в одном кв.дм. резьбы (под деталью рисунка подразумевается законченный фрагмент - лист, геометрическая фигура и т.д.).
При других масштабах резьбы; когда на одном квадратном дециметре умещается менее 1 детали, т.е. только часть ее, и нормам применяется коэффициент, соответствующий площади части детали, расположенный на 1 кв. дм, от всей площади детали.
Например: на 1 кв. дм расположено от всей площади детали
30% - К-0,3
40% - К-0,4 и т.д.
В случае, когда на 1 кв. дм умещается более 3-х деталей, применять следующие коэффициенты:
при количестве деталей в I кв. дм
4-5 деталей K-1.10
6-10 деталей K-l,20
11-15 деталей К-1,25
11. При воссоздании коренной резьбы с выборкой и обработкой фона, применять к стоимости трудозатрат K-1,15.
12. При отсутствии модели точной по рисунку и размерам и при нeобxодимоcти творческой доработки резьбы (например, резьба правой и левой зеркальной детали по одной модели) к стоимости трудозатрат применять К-1,2.
13. Резьбу объемных скульптур к cкyльптypныx горельефов людей, животных и птиц нормировать по графам "Д" и "К" таблицы В § 13-1 с применением следующих коэффициентов:
при размере фигур менее 10 см - K-1,75;
от 11 до 20 см - K-1,50;
от 21 до 30 см - К-1,25;
от 31 до 40 см - K-1,0;
от 41 до 60 см - K-0,8;
болев 61 см - K-0,6.
14. При реставрации резьбы с предварительным изготовле­нием пластилиновых моделей на места утрат к стоимости трудо­затрат § 13-2 применять коэффициенты:
а) для мягких пород - K-1,7;
б) для твердых пород - К-1,5.
Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ССН—13—84
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.