ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Процесс изготовления восполнений взамен ранее утраченных частей скульптуры предусматривает такую рабочую операцию, как формовка. Под термином «формовка» подразумеваются два рабочих процесса: с одной стороны, изготовление формы по твердой или мягкой модели, а с другой — изготовление отливка или оттиска из какой-либо пластичной затвердевающей массы.

Необходимость в формовке может возникнуть при механическом репродуцировании восполняемой части с идентичного, повторяющегося элемента того же или аналогичного произведения. Формовка обязательна также при переведении первичного дополнения, вылепленного в мягком материале (глине, пластилине), в окончательный, твердый материал (пластмассу, гипсополимер, керамическую массу). По существу, без формовки можно обойтись, лишь применяя метод прямого моделирования по затвердевшей массе, наносимой непосредственно на место утраты путем так называемой «наморозки» в один или несколько приемов.

Традиционным и по праву признанным уникальным формовочным материалом до сего времени остается гипс. К сожалению, существенным недостатком гипсовочной формовки является чрезвычайная сложность и трудоемкость, сопряженная с изготовлением разъемных (кусковых) форм с круглой и высокорельефной скульптуры. Такая работа требует основательных навыков и умения и обычно выполняется профессионально подготовленными мастерами-форматорам и тем не менее каждому реставратору-скульптору и прикладнику необходимо овладеть хотя бы основными приемами гипсовочной формовки. Разумеется, эти навыки можно приобрести только путем самостоятельных практических занятий, привлекая для таких упражнений вспомогательный скульптурный материал. Приступая к изготовлению гипсовой формы с несложной объемной детали, например, в камне, необходимо вначале определить на глаз минимальное число разъемных кусков (не более 3—4) и линии раздела, с учетом возможности их легкого отделения от формуемой поверхности без риска заклинивания.

Заклинивание может иметь место и при попадании гипса в боковые поднутрения рельефа с образованием так называемых «замков», препятствующих снятию формы. Иногда для упрощения работы такие потенциальные замки перед формовкой временно замазывают пластилином. Далее следует побеспокоиться о защите оригинальных частей скульптуры от попадания трудновыводимых формовочных материалов в поры камня. Для этого подбирают безопасные для камня смазки, действующие одновременно как разделители, например: мыльные кремы, воск, кремнийорганические масла и т. п., а также светлый неокрашенный пластилин. Затем из пластилина скатывают жгутики, отминают их на увлажненной гладкой поверхности (стекле, плексигласе), чтобы получились полоски толщиной 0,3—0,5 см, обрезав их по краям, получают «бортики» нужной ширины, так называемые «обечайки», и ограждают ими один из участков на формуемой модели для получения первого куска формы.

Замешав подходящее количество гипса, заполняют им ограниченную обечайкой ячейку, после схватывания гипса пластилин удаляют и подравнивают гипсовую поверхность металлической циклей или ножом, уделяя особое внимание чистоте и гладкости боковых срезов, так называемых «усенок», к которым должны прилегать следующие куски формы.

На усенках, во избежание смещения кусков после сборки формы, обычно делают 2—3 воронкообразных углубления вращательным движением закругленного конца гипсовочной лопатки. При заливке смежных частей формы эти углубления заполняются гипсом и образуют соответствующие выступы, помогающие точно фиксировать куски формы относительно друг друга.

После отделки каждого куска формы тщательно удаляют остатки пластилина и гипсовый сор, устанавливают обечайку для следующего фрагмента, а подготовленную к гипсовке поверхность модели и смежную с ней усенку тщательно промазывают смазкой (мылом, воском). Расположение швов между кусками, а также отверстия для заполнения будущей формы должны быть продуманы с учетом удобства в работе и не в ущерб наиболее пластически важным элементам формуемой детали. Их обычно располагают в менее заметных боковых или тыльных участках.

Толщину гипсовой формы (1—3 см) выбирают в соответствии с ее размерами и при необходимости армируют гибкой проволокой, которую закладывают внутрь после нанесения первого слоя гипса.

Разъемку частей формы производят после легкого поколачивания деревянной киянкой, осторожно внедряясь в различных местах стыковочного шва между кусками, расшатывая их вначале деревянным клином, а затем ножом.

Обметя флейцем освобожденные куски формы, необходимо заново покрыть их смазкой, собрать воедино, крепко связав веревкой, и установить литьевым отверстием кверху.

Если гипсовую форму снимают с модели, вылепленной в мягком материале, ее делают иногда «черновой», т. е. предназначенной к уничтожению («расколотке»), для извлечения единственной отливки. Это позволяет максимально упростить форму, сведя количество кусков («раковин») до двух-трех, игнорируя мелкие замки и захваты, так как мягкая модель позволяет снять форму, хотя и повреждается при этом. При заливке раковин первый «оплеск» гипса слегка окрашивают пигментом. После заполнения формы гипсом и полного ее затвердения раковины осторожно, небольшими кусочками скалывают, ударяя по стамеске, и, дойдя до неокрашенного гипса, освобождают весь отливок.

Гораздо проще работать с формой, выполненной из эластичных материалов, хотя нередко и ее приходится фиксировать наружным гипсовым «кожухом», обычно состоящим из одной-трех раковин.

В качестве эластичных материалов раньше использовали животные клеи, а позднее — «формопласты» (в расплавленном виде при 130 °С). Однако гораздо менее трудоемки в применении новые силиконовые каучуки холодной вулканизации, например такие, как «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и др., уже упомянутые в разделе «Восстановление утрат и заделка сколов».

Они обычно состоят из пасты и катализаторов34, которые смешиваются перед применением (количество катализатора в смеси обычно не превышает 4—5%), и жизнеспособны в течение 25—50 минут.

Эти эластомеры наносят единой порцией, игнорируя поднутрения и крутизну поверхности, так как застывший материал обладает эластичностью резины и практически снимается с любой формы. Иногда для облегчения снятия его надрезают с одной стороны, а сквозные отверстия предварительно заделывают пластилином.

При небольшой толщине эластомера его, еще до снятия модели, укрепляют дополнительным гипсовым кожухом, для чего предварительно на поверхности эластичной формы вырезают гнезда или борозды для лучшей фиксации кожуха.

Далеко не всегда по ходу реставрации требуется столь высокая точность слепка, какую обеспечивают приведенные здесь способы. Порой бывает достаточно оттиснуть лишь одну, наиболее сложную сторону детали, легко дополняя неотформованную часть моделировкой на глаз. Это тем более уместно в случаях, когда нет полной тождественности выбранной для аналогии модели и восполняемого фрагмента.

В подобных случаях формовку производят одним пластилином. Для этого лучше брать неокрашенный светлый пластилин, перед работой слегка размягченный, например, в горячей воде. Необходимый объем пластилина разминают до тонкой (3—5 мм) пластинки на гладкой увлажненной или протертой тальком поверхности (стекле, глазурованной плитке) и обрезают по форме «выкройки» лоскут. Формуемый участок модели также увлажняют или протирают тальком, накладывают пластилиновую заготовку и прижимают во все углубления, следя за тем, чтобы в поднутрениях не оставалось воздуха и чтобы пластилин не смещался. Для упрочнения полученного оттиска можно нанести дополнительный слой пластилина. Отняв пластилиновый оттиск, необходимо удостовериться в отсутствии непроявившихся деталей, складок или смятостей. Вторично прикладывать оттиск к формуемой части для исправления каких-либо погрешностей нельзя, при неудаче надо всю операцию повторить заново. Недостаток пластилиновой формы — в ее мягкости, приводящей к деформации уже в момент съемки с модели. Этот дефект можно уменьшить, например помещая форму в холодильник или с помощью нагипсовки снаружи фиксирующей раковины (кожуха).

Более серьезным недостатком является растворимость пластилина в некоторых полимерных массах, применяемых для восстановлений, особенно при экзотермических (протекающих с выделением тепла) реакциях полимеризации. Поэтому перед формовкой незнакомой полимерной массой необходимо удостовериться в отсутствии ее взаимодействия с разными формовочными материалами: пластилином, гипсом, эластомерами, а также с разделительными смазками — вазелином, мыльным кремом и т. п. Для этого на отдельные участки поверхности формовочного материала наносят образцы разных смазок, а затем небольшие порции доделочной массы. После затвердения массу отнимают, проверяя ее на легкость отделения, на чистоту и гладкость поверхности отливки и формы, на сохранение изначальной окраски доделочной массы.

Некоторые формовочные материалы (например, гипс) непременно требуют разделительной смазки, другие (например, пластилин), наоборот, применяются преимущественно без нее. Однако все эти особенности устанавливаются, как уже говорилось, опытным путем, т. е. предварительными пробными формовками на экспериментальном материале.

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.