ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ЗАЩИТНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНСЕРВАЦИИ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ

УКРЕПЛЕНИЕ ОСЛАБЛЕННОГО ВЫВЕТРИВАНИЕМ КАМНЯ

Проблема структурного укрепления поврежденного камня, находящегося на открытом воздухе, до настоящего времени не может считаться вполне решенной. Об этом, в частности, свидетельствует продолжающаяся у нас и за рубежом практика переноса экстерьерной скульптуры в закрытое хранение. До сих пор большинство специалистов склонно предпочесть консервационные меры по защите камня несовершенным, а порой и рискованным способам структурного его укрепления.

Многочисленные трудности, связанные с необходимостью сплошного заполнения укрепляющим материалом пор и пустот по всей толще каменного монолита, ставят перед реставратором почти неразрешимую техническую задачу. При частичном укреплении, создающем уплотненный наружный слой, возникает разница в коэффициентах теплового расширения укрепленных и неукрепленных участков и к тому же нарушается «дыхание камня», т. е. паро- и воздухообмен, что приводит к расслоению и разрушению камня.

Сквозная пропитка более доступна при небольших габаритах скульптуры, когда становится возможным применение вакуума. Для мелкой скульптуры, хранящейся в музеях, считается допустимым и частичное укрепление наружного слоя при условии надежного предварительного обезвоживания камня.

ГИДРОФОБИЗАЦИЯ КАМНЯ

Гидрофобизация - это обработка скульптуры составами, снижающими влагонасыщение камня. Как уже отмечалось, разрушительные процессы на камне протекают с участием воды. Присущие всем каменным материалам пористость или трещиноватость характеризуют степень их влагонасыщения, а следовательно, и степень их подверженности разрушению.

Издавна практикуются различные способы гидроизоляции камня, из которых наибольшее распространение получили пропитки каменной поверхности водоотталкивающими веществами, например жирами, мылами, восками, смолами или кремнийорганическими соединениями. Поверхность обработанного этими веществами материала приобретает свойства несмачиваемости (гидрофобности), благодаря чему резко снижается его влагонасыщение. Восковые, мыльные и жировые пропитки способны, однако, обеспечивать лишь кратковременный консервационный эффект из-за их малой термической и механической стойкости. Кроме того, они ухудшают внешний вид камня, способствуя его интенсивному загрязнению.

Указанные недостатки в меньшей степени характерны для восков, в особенности при консервации интерьерной скульптуры. Кроме того, замена обычных мягких восков твердыми микрокристаллическими, получаемыми из рафинированной нефти, устраняет такое их неприятное свойство, как «выпотевание» при повышенных температурах, которое и является причиной их большей загрязняемости.

И все же несомненный приоритет среди всех известных гидрофобизаторов принадлежит кремнийорганическим соединениям. Эти вещества сочетают в себе целый ряд положительных свойств: высокую гидрофобность и химическую инертность к различным материалам, термо- и морозоустойчивость, стойкость к истиранию и, наконец, способность создавать тончайшие, практически невидимые на поверхности газо- и воздухопроницаемые пленки. Такие защитные пленки образуют очень прочные химические связи с каменным материалом, лишая его поверхность способности смачиваться водой и капиллярно ее всасывать, и вместе с тем не мешают его естественному «дыханию». По данным проведенных исследований, устойчивость гидрофобного эффекта, создаваемого кремнийорганическими покрытиями, в условиях открытого хранения составляет 10—15 лет (после чего необходима повторная обработка).

Гидрофобизации преимущественно подвергается скульптура, находящаяся на открытом воздухе, но в отдельных случаях она необходима и для интерьерной скульптуры, например для лучшей консервации поврежденных (чаще археологических) объектов, выполненных в мягких породах камня, или для экспонатов из материалов повышенной гидрофильности, таких, как высушенная глина, папье-маше и т. п. В целом же для неповрежденной скульптуры, находящейся в помещениях, достаточно частичной гидрофобизации, которая достигается при обычной обработке препаратом «ВЭПОС» (в состав его входит 1,5%-ный раствор кремнийорганического соединение ГКЖ-94). Это предохраняет поры камня от влаги и пыли и облегчает последующие промывки.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОГО ЦВЕТА И ТЕКСТУРЫ ЦВЕТНОГО КАМНЯ

Полированная поверхность цветного камня (гранитов, мраморов или поделочных минералов) со временем может утрачивать интенсивность окраски и четкость текстурного рисунка. Это обычно является следствием выветривания или неправильного ухода за скульптурой (например, результатом промывки сильными реактивами). Нарушенная микроразрушениями поверхность приобретает тусклый белесый оттенок, искажающий естественную красоту полированного камня. Смачивая водой поврежденную поверхность, можно временно, до испарения воды, выявить утраченные цвет и текстуру, так как вода, обладая низкой вязкостью, заполняет мельчайшие трещины и раковины в наружном слое камня и тем самым восстанавливает его оптические свойства.

На этом принципе (т. е. заполнении микротрещин светопроницаемыми веществами) основаны все пропиточные способы восстановления цветного камня. Накоплен богатый опыт применения в этих целях канифольных, стеариновых и восковых пропиток, вводимых в поры камня в расплавленном виде (горячее вощение). (Ил. 8—9.)

8 9
8-9. Надгробие М. И. Воронцову. XIX в. Мрамор. Михайловская церковь Донского монастыря. Москва.
8. Фрагмент в процессе реставрации.
9. Восстановлены цвет и текстура мрамора посредством обработки поверхности горячим вощением.

В некоторых случаях такая обработка себя оправдывает, однако недолговечность этих материалов заставляет предпочесть им все те же кремнийорганические соединения: ГКЖ-94, КО-921 или МСН-7. Их толуольные, бензиновые или уайт-спиритовые растворы, наносимые на камень «холодным способом», восстанавливают его оптические свойства — просвечиваемость, интенсивность цвета и текстуры, — не нарушая естественного влагообмена и «дыхания» камня.

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.