ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Живопись на деревянной доске обусловливается прежде всего тем, что дерево сильно впитывает в себя жидкость, причем одни сорта дерева больше, другие меньше, одни слои дерева сильнее, чем другие, вдоль волокна иначе, чем поперек и т. д. Впитывание больше всего касается, конечно, воды; при этом дерево сильно набухает, а при высыхании быстро уменьшается в объеме и может разрываться вдоль волокон (иногда поперек). Высыхание ведет за собой сильную деформацию доски и, если доска была вырезана ровно через центр бревна, она обязательно примет при длительном усыхании корытообразный выгиб. Этим страдают все доски, если одна из сторон была покрыта каким-нибудь веществом, меньше набухающим, чем древесина. Поэтому доски окрашенного старого пола имеют склонность выгибаться горбом кверху.

Учитывая эти свойства грунта, художникам приходится принимать особые меры укрепления доски и предохранения красочного слоя от неравномерного впитывания жидкого вещества, на котором разведена краска. Вместе с тем необходимо цветную поверхность доски сделать светлой и нейтральной по тону. Поэтому доску покрывают грунтовкой, состоящей из мела (или гипса) с клеем, главным образом рыбьим (или кожным); для эластичности в него добавляют немного льняного масла. Часто на доску наклеивается холст, который и подвергается грунтовке.

На таком грунте писать легко и удобно, палитра не стеснена, как в живописи по штукатурке, и может быть очень богата. Больше всего мы имеем памятников, писанных на доске яичной темперой. Так писаны почти все образцы русской станковой живописи вплоть до XVIII века.

Мастера античные писали на очень тонких досках красками, растертыми на воске, подогревая и доску и краски. В XV веке появилась новая техника живописи — масляная, сначала опять-таки на доске, как старом, излюбленном и изученном материале; многие из этих произведений дошли в безукоризненном состоянии и до наших дней.

Между тем, дерево, как материал, подвержено всевозможным опасностям. На него оказывают сильное влияние ультрафиолетовые лучи, окисляя и медленно сжигая древесину. Сырость вызывает убийственные явления в деревянной доске — клеевом грунте и красочном слое: от набухания и высыхания дерева грунт отскакивает от дерева, клеевой грунт размягчается и не удерживает больше красок, плесени, и бактерии пожирают этот клей, насекомые точат дерево; древесина легко поддается загниванию и разваливается; доска коробятся, и швы на досках, составленных из нескольких частей, расходятся; защитный слой, которым покрывается памятник для сохранения, под влиянием внешних агентов тоже разрушается и теряет свои защитные свойства. Все это может вести к полной гибели памятника. А между тем, повторяю, многое из живописи на доске дошло в безупречном состоянии. Это полностью должно быть отнесено на счет правильного режима хранения; защита от лишнего света, защита от сырости, защита от пыли — вот что обеспечило дереву его долголетие. Старательное соблюдение правил живописной техники обеспечило памятнику сохранение красочного слоя.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.