ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Старинные способы

Древнейший способ получения бумаги, ставший известным в Китае, Корее, Японии и других странах Восточной Азии, был основан на переработке луба молодых побегов деревьев, в особенности тутового дерева, или шелковицы. На старинных гравюрах можно видеть процессы получения бумаги из побегов шелковицы. Пучки связанных веток проваривали в щелочном растворе, причем традиционной щелочью был поташ, который получали выщелачиванием золы. Затем ветки очищали от коры, снимали верхний темный слой коры, а нижний белый расколачивали деревянными молотками, промывали образовавшуюся кашицу, добавляли клей - вязкую жидкость, которую готовили из корней растений семейства мальвовых. Из такой бумажной массы отливали на черпальной форме бумажный лист. Черпальная форма имела отверстия для оттока воды и делалась гибкой - из тонких бамбуковых прутьев, перевитых шелковыми нитями.

Формование очень тонкой и нежной японской бумаги во многом происходило благодаря тому, что добавляемая в бумажную массу вязкая жидкость препятствовала собиранию в хлопья длинных лубяных волокон (а длина их достигала 3-15 мм) и регулировала отток воды через отверстия формы при отливе листа. Затем форму переворачивали и укладывали сырой отлитый лист на стопу уже отлитых листов; здесь, в стопе, происходило прессование влажных листов.

Следующий процесс заключался в том, что каждый лист отделяли от стопы при помощи широкой кисти и накладывали его на гладкую поверхность (деревянную доску, каменную плиту) для просушки на открытом воздухе.

Сохраняющиеся и поныне (правда, в минимальном объеме) в Японии и Китае старинные кустарные способы изготовления бумаги претерпели лишь незначительные изменения: так, вместо поташа для варки волокон используется каустическая сода NaOH или кальцинированная сода Na2CO3 в концентрации около 15% от массы сухих волокон. Для сушки применяют металлические плиты с паровым обогревом.

Старинные способы получения бумаги в Европе и России, как мы знаем, были основаны на использовании тряпья. Однако варка тряпья в щелочном растворе (так называемое бучение) стала применяться в странах Европы достаточно поздно, сменив другой способ размягчения волокон тряпья - гноение. Вылеживание влажного тряпья в кучах, в отдельных помещениях для этого - так называемых «гноильных», начало заменяться в России на бучение лишь с конца 18 в.

Гноение было трудноконтролируемым процессом, требующим от изготовителя бумаги большого опыта и чутья, так как слишком сильное или слишком слабое действие гнилостных бактерий оборачивалось нежелательными последствиями для бумаги - она становилась излишне грубой и непрочной. Кроме того, в процессе гноения образовывались вредные гнилостные газы, да и сам процесс был продолжительным - от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от вида тряпья.

До 19 в. бумага в Европе была только ручного отлива. Разнообразные виды таких черпальных бумаг получали погружением формы в чан, заполненный бумажной массой - суспензией, содержащей 1-2% размолотых тряпичных волокон в тепловатой воде.

В отличие от восточноазиатского способа, где черпальная форма была гибкой, черпальщики пользовались жесткой формой - прямоугольной деревянной рамой с рядами металлических проволок, равномерно и часто натянутых на ней. Черпальщик опускал форму в суспензию, а сверху накладывал декельную раму, похожую на картинную раму, - она удерживала суспензию от сползания с рамы во время отлива листа. Часть суспензии, вытесненная из-под декельной рамы, образовывала так называемую отливную кромку с неровными краями. Поднимая форму из чана, черпальщик осторожно встряхивал ее. Вода просачивалась через зазоры между проволоками, и за секунды из спутавшихся волокон формовался бумажный лист.

Далее шел процесс укладки: форму переворачивали и укладывали влажный отлитый лист на сукно. Сверху лист также накрывали сукном. Это разделение отлитых листов слоями сукна представляло собой еще одно существенное отличие европейского способа изготовления бумаги от восточноазиатского, где отлитые листы укладывались непосредственно один на другой.

Сторона листа, находящаяся на поверхности проволочной сетки черпальной формы, называлась сеточной стороной, а другая, более гладкая сторона - суконной (сейчас эту сторону бумажного листа принято называть верхней). Сукно обычно начесывали, так чтобы одна сторона суконной ткани была покрыта длинным ворсом, а другая - коротким. Влажный отлитый лист укладывали на сторону сукна с коротким ворсом, а накрывали той стороной сукна, которая имела длинный ворс. Если бы порядок был иной и влажный лист ложился бы на сторону сукна с длинным ворсом, то длинные жесткие ворсинки могли бы проткнуть бумагу и нарушить ее текстуру. Начес на обеих сторонах сукон защищал бумагу от отпечатывания следов основы и утка суконной ткани и во время следующего процесса - прессования. После того как собиралась большая стопа листов отлитой бумаги, она попадала под пресс, где под давлением воды, вытесняемой из влажной бумаги, листы разглаживались. Затем листы бумаги и полотна сукна разделялись и складывались в стопы. Далее бумагу поднимали в сушильное отделение или дополнительно прессовали в стопе, чтобы избавиться от отметин сукна и сгладить грубую поверхность. Если изготовлялась бумага с высококачественной отделкой, то за прессованием следовал процесс так называемого обмена: стопу удаляли из пресса и изменяли порядок листов в стопе, после чего снова ставили под пресс, в этом случае каждый лист в стопе соприкасался с новой поверхностью. Эти операции повторялись иногда несколько раз, в течение двух дней, и требовали особой тщательности при работе с прессом, так как из-за мягкого состояния бумаги существовала опасность нарушения ее структуры.

За обменом и прессованием шел процесс сушки. Бумагу просушивали воздухом на хорошо проветриваемых чердаках. Маленькие пачки, из нескольких листов бумаги, развешивали на волосяных веревках. Эти веревки могли проложить бороздку на бумаге, так называемую заднюю отметку. Уменьшить этот дефект можно было во время отделочных операций. После просушивания бумагу складывали в стопы, что также помогало ослабить искажения.

Бумага на этой стадии изготовления называлась бумагой водяных листов, т.е. в такой бумаге пока не было второго важнейшего компонента - клея. Чернила просачивались в нее, как в промокательную бумагу. Для того чтобы чернила или другие красящие материалы не растекались по поверхности бумаги, ее проклеивали, погружая в горячий раствор желатины (животного клея). Предпочтение отдавалось клею, приготовленному из обрезков кож козлят, ягнят, но лучшим считался рыбий клей - тот, которым пользовались для осветления вина, для придания блеска изделиям из щелка.

В клей добавляли протраву - квасцы, которые делали проклейку более прочной, способствовали фиксации клеевых частиц на волокнах бумаги, повышали ее водостойкость. Но, к сожалению, со временем происходило разложение квасцов с образованием агрессивной серной кислоты, а она, как мы теперь знаем, ускоряла процесс деструкции макромолекул целлюлозы, т.е. процесс разрушения бумаги, и могла способствовать обесцвечиванию красящих веществ, примененных для нанесения изображения.

После проклейки бумагу складывали в стопы и прессовали, чтобы клей и протрава внедрились в толщу бумаги, а лишнее их количество вытиснилось. Перед прессованием вновь мог производиться обмен листов, т.е. изменение порядка расположения листов в стопе. Бумага, еще теплая от проклейки, в процессе обмена постепенно остывала. В пресс она должна была попасть совсем остывшей, иначе клей мог быть выжат прессом, а поверхность бумаги стать неоднородной. Из пресса бумага снова попадала на сушильный чердак и после сушки окончательно штабелировалась.

Поверхность проклеенной бумаги нуждалась в отделке, чтобы приобрести гладкость и лоск. Обычно для этой цели использовали лощильный камень, например агат. Бумагу клали на поверхность, покрытую каким-либо податливым материалом, например мягкой кожей, и камнем натирали весь бумажный лист, сначала с одной стороны, потом с другой. Применяли и лощильные молотки - небольшие ручные инструменты, а позднее, с начала 17 в., специальные механические приспособления.

В начале 18 в. был введен новый способ лощения - каландром, т.е. между двумя валами, которые можно было обогревать.

Описывая кратко основные операции в изготовлении бумаги ручного отлива, мы обошли важнейшую из них - размол тряпья, с тем, чтобы остановиться на этом процессе более подробно. Почему размолу отводится особое место в теории бумажного производства и, соответственно, в нашем изложении? Прежде всего потому, что этот процесс в большей степени, чем физические свойства исходных волокон, определяет все свойства бумаги: пористость, шероховатость или гладкость, стекловидность, прозрачность, прочность при разрыве, сопротивление излому, смачиваемость, гигроскопичность, расширение от влажности, способность удерживать воду и многие другие.


На первый взгляд, кажется странным столь большое влияние размола на свойства бумаги, ведь ранее, при рассмотрении свойств целлюлозы, отмечалось, что чем длиннее макромолекулы целлюлозы, тем прочнее волокна, а размол волокон неизбежно приводит к их укорочению. Действительно, волокна укорачиваются, однако это необходимо для того, чтобы получить при отливе листа равномерную по расположению волокон и просвету бумагу. Из длинных волокон сделать такую бумагу очень трудно, так как они склонны к хлопьеобразованию в процессе отлива. Кроме того, короткие волокна, получаемые при размоле, легко заполняют пространства между длинными волокнами, и лист становится равномерным, с безоблачным просветом.

Однако укорочение волокон не единственная цель процесса размола. В большинстве случаев более важно расщепление волокон в продольном направлении на тончайшие волоконца - фибриллы. При этом резко увеличивается (за счет развертывания) наружная поверхность волокон, обнажаются высвободившиеся при размоле гидроксильные группы -ОН, что приводит к резкому возрастанию роли явлений, происходящих на этой поверхности. Прежде всего усиливается так называемая гидратация, т.е. адсорбция молекул воды группами -ОН благодаря образованию водородных связей. Кроме того, под влиянием измельчения и гидратации волокна становятся более гибкими и пластичными, а это обеспечивает лучший контакт между ними при последующем процессе отлива бумажного листа и, следовательно, создает более прочные межволоконные связи. В конечном счете прочность бумаги повышается.

Развитие механических приспособлений для размола волокон шло от толчеи к роллу (голландеру), затем к аппаратам непрерывного действия - роллам непрерывного действия, коническим, крестовым, дисковым мельницам. Первые роллы начали применять в конце 17 в., а к 19 в. они работали почти на всех фабриках. Ролл представлял собой два комплекта ножей, один из которых был неподвижен, а другой - укреплен по окружности движущегося цилиндра (так называемого ножевого барабана). Эти ножи вращались в ролльной ванне, заполненной водой, в которой находилось 6-7% тряпичных волокон. Лезвия ножей были как бы затуплены (толщина ножей - от 6 до 10 мм), чтобы обеспечить не только рубку волокон, но и их раздавливание, расплющивание, расщепление. Со временем, с усовершенствованием конструкции роллов, стало предусматриваться изменение расстояния между ножами (подвижными и неподвижными) - от О до 50-70 мм.

Роллы позволили существенно улучшить качество получаемой размолотой массы. Так, если сравнить бумаги, изготовленные в 8-14 вв., и бумаги более позднего времени, когда появился ролл, то сразу же обращает на себя внимание неровная поверхность бумаг «доролльного» производства: там преобладают волокна длиной 1-5 мм, тогда как в лучших сортах современных бумаг наибольшую часть составляют волокна длиной от 0,1 до 1,0 мм. Вообще, исследования свойств бумаги показывают, что оптимальным соотношением длины и толщины волокон, достигаемым в процессе размола, является величина, равная примерно 300, т.е. это гораздо меньше, чем в исходных натуральных волокнах в их естественном состоянии: в волокнах хлопка - 1250, льна - 1200, пеньки - 1100.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.