ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Бумага, как таковая, встречается в качестве музейного экспоната лишь очень редко. Но бумага, как материал, которому вверяются подлежащие сохранению человеческие мысли, играет совершенно исключительную роль. По душевому потреблению бумаги можно судить о состоянии культуры в той или иной стране.

Такому значению бумаги абсолютно не соответствует природа материала, весьма подверженного всем видам разрушения, какие только можно себе представить. Поэтому как из соображений высокой роли бумаги — носительницы мыслей человека, так и из крайней слабости этого материала, консервация бумаги является сейчас объектом самого внимательного изучения и за границей и в СССР.

Говоря об этом, необходимо отметить большую культурную роль, которую играла Лаборатория консервации и реставрации документов Академии наук СССР, возглавлявшаяся с момента своего основания (1934 г.) и до начала войны Н. П. Тихоновым. Идейно лаборатория эта должна быть связана с именем академика Н. Я. Марра. Будучи директором Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде, он предложил в 1925 г. Институту археологической технологии обследовать фонды библиотеки, выяснить причины различных ненормальных явлений, наблюдавшихся там, и изыскать средства устранения их. Институт образовал комиссию из специалистов по технологии бумаги, энтомологов, микрологов и др. В состав комиссии был введен и Н. П. Тихонов, как один из работников Института, занимавшихся вопросами бумаги. В дальнейшем работа по консервации книжного фонда в библиотеке превратилась в постоянную, а Н. П. Тихонов стал ее бессменным представителем от Института. В 1934 г. он переносит работу в библиотеку Академии наук СССР и основывает там специальную лабораторию. Так, у нас в СССР дело консервации и реставрации бумажного материала получило научную базу и государственную организацию.

Бумага изготовляется из волокна льняного, хлопкового, шелкового, древесного, вообще всякого, способного к высокой очистке и измельчению без потери известной нормы прочности. Для того чтобы волокно образовало плотный слой, способный принимать чернила или краску без расплывания, в бумажную массу вводят какое-либо связующее: крахмал, желатин, квасцы, смолы, а для придания ей большего веса и белого цвета — белую глину, мел и т. д.

Волокно, идущее на изготовление бумаги, тщательно промывается. Если волокно получают из древесины, серной кислотой удаляют из нее лигнин и другие засорители. После промывки идет отбелка, для чего служат такие сильные химические окислители, как хлор, перманганат калия, перборат натрия и т. п.

После процесса разрушения пигментов окислением необходимо основательное промывание и нейтрализация, но при колоссальной потребности в бумаге дешевые сорта ее проходят форсированный процесс очистки, отбелки и промывания, почему в массе остаются следы химического вещества (серная кислота, хлор), несущие в себе фактор преждевременного старения бумаги. Поэтому в общем старая тряпичная бумага ручного производства неизмеримо прочнее дешевых сортов современной (например, газетной), рассчитанной иногда только на однодневное существование.

Огромную разрушительную силу по отношению к бумаге имеет свет. В этом может убедиться каждый. Газетная бумага, выставленная на солнце, в 2—3 дня сгорает настолько, что разваливается в руках. Этот процесс несколько задерживается оконным стеклом, но не устраняется. Поэтому первое условие консервации бумажного материала — изоляция от действия света, особенно прямого солнечного.

Воздух, вернее кислород воздуха, производит окисляющее действие на волокно бумаги, но оно было бы не так серьезно, если бы воздух был абсолютно свободен от паров воды. Здесь полностью, как и при тканях, но в еще большей степени, приходится подчеркивать значение влажности, как катализатора, чрезвычайно усиливающего действие света и воздуха. Вместе с тем некоторый процент влажности необходим для бумаги, так как абсолютно высушенная бумага склонна к хрупкости.

Выше сказано, что бумага, как субстрат для письма и краски, проклеивается крахмалом или животным клеем, т. е. в нее вводится специальный материал, служащий в лабораториях для культуры микроорганизмов; другими словами — бумага при самом своем изготовлении превращается в превосходную среду для развития плесневых грибков и других микроорганизмов. Эти организмы поедают белковые вещества проклейки и самого волокна, от чего бумага теряет свою связность и разваливается, или же они ведут разрушительную гнилостную работу, приводящую к полному уничтожению бумаги. Так как для развития этих микроорганизмов требуются определенные условия света, температуры и влажности, то вопросы режима помещения приобретают здесь исключительное значение.

Следует упомянуть об одном явлении, часто обезображивающим бумажный объект, это о ржавых пятнах. Исследования показывают, что рыжий цвет их зависит от присутствия в них гидрата окиси железа. Последнее может быть внесено в массу бумаги с водой, с глиной, даже с недостаточно очищенным волокном, иногда с окраской (тонированная бумага). Микроорганизмы аккумулируют это железо в пунктах своего местопребывания; часто этих вредителей уже больше нет, однако продукты их работы остаются в виде крайне трудноудаляемых пятен.

Наконец, на бумаге возможны всякие загрязнения, как и на тканях. Из них особое внимание приходится уделять пятнам растительных масел, служивших для освещения.

Если к этому прибавить разрушения, производимые насекомыми, начиная от крошечной книжной тли и кончая довольно крупными жесткокрылыми, вроде шашеля Anobium striatum, Ptinus fur и др., то вопросы консервации бумажного материала оказываются до. крайности разнообразными, а иногда исключительно трудными.

Надо различать вопросы консервации от вопросов реставрации: к первым относятся меры устранения вредного воздействия среды и вредителей, ко вторым — посильные попытки восстановления утерянных свойств материала.

При хранении, т. е. консервации бумажного материала, необходимо соблюдать следующие условия.

1. Устранить резкое действие света. Лучше хранить ценные объекты в помещениях совершенно темных, освещаемых только электричеством или имеющих весьма рассеянный и затененный свет. Экспонировать высокоценные объекты вообще недопустимо, следует заменять подлинники фотокопиями, но во всяком случае не держать на экспозиции долее 3—4 месяцев и ни под каким видом не оставлять их на сильном свету.

2. Влажность в помещениях, где экспонируются или хранятся бумажные материалы, не должна быть ниже 35—40% и выше 65 — 70% при температуре от 15 до 25° С.

3. Все без исключения бумажные объекты при поступлении в музей должны проходить окуривание тимолом или формалином, очищаться от пыли и засорений мягкой волосяной кистью, а несущие на себе следы деятельности насекомых — подвергаться специальной дезинфекции (тимол неприменим для вещей лакированных или имеющих краски на масле).

Реставрация бумажных объектов должна быть строго рассчитана с научной подготовкой лиц, которым это поручается. Мало подготовленный работник принесет больше вреда, чем пользы, и может совершенно погубить ценные предметы.

Возможны следующие приемы реставрации в условиях не особенно крупных краеведческих музеев.

1. Очистка от пыли, грязи и плесени. После легкого высушивания на слабом сквозном ветре смахнуть мягкой волосяной кистью или бархатной плюшевой подушкой слабо приставшую пыль и плесень. Пораженные плесенью объекты на короткое время (15— 20 мин.), отнюдь не более часа, выставить на солнце (только не акварели, пастели или «чернильный химический» карандаш).

2. Промывание водостойких объектов (например, гравюры, литографии, рисунки графитным карандашом и т. п.) в воде. Подведя под лист, стекло, положить плашмя на воду, не замочив лицо объекта; воду переменять через каждые 20 мин. — холодную и горячую; при вынимании подводить под объект стекло.

3. Промывание акварелей, рисунков и т. п. (но не печатных вещей) бензилом. Сделать тампон из гигроскопической бумаги и тампонировать им объект, положенный на несколько листов фильтровальной бумаги или на белую папку.

4. Выпрямление листа бумаги с водостойким рисунком. Взять несколько листов фильтровальной бумаги, между ними в середине заложить слабо смоченный лист такой же бумаги; когда вся бумага станет на ощупь чуть влажной (отнюдь не мокрой), вынуть средний намоченный лист и на его место положить объект. Через 1—2 часа вынуть, положить между двумя листами чистого белого картона, придавить толстым стеклом, на которое можно добавить груз. На другой день или через 7—8 часов вынуть.

При опытных работниках можно производить следующие работы, требующие хорошей подготовки и непременного знакомства с химией.

5. Очистка гравюр и рисунков (не акварелей и пастелей) от грязи, пятен и т. п. хлорной известью. Объект, выдержанный в воде несколько часов (п. 2), кладут в водный раствор хлорной извести (1 — 2%, отнюдь не выше) плашмя тыловой поверхностью к воде, через 1—2 мин. вынимают и промывают в проточной воде не менее часа, как это делают в фотографиях с негативами и отпечатками. Операцию можно повторить, но нельзя усиливать концентрацию раствора. Процесс требует большой осторожности, необходимо тщательное промывание, чтобы не было вредного последствия хлора. Для того чтобы парализовать последствия хлора, хорошо сделать нейтрализацию «антихлором» — гипосульфитом (серноватисто-кислый натрий)—2%, 10—15 мин., потом промывание в воде не менее часа, как после хлора.

6. Очистка гравюр, рисунков и т. п. (не акварелей и пастелей) перекисью водорода. Смочив объект водой, как указано в п. 2, кладут его на белый картон или несколько листов фильтровальной бумаги и тампонируют следующим раствором:


  • вода дистиллированная — 2 части;
  • пергидроль продажный (3-процентный) — 2 части;
  • аммиак — несколько капель.

Операцию часто прерывают, тампонируя другим тампоном с чистой дистиллированной водой. Операция требует большой осторожности, но после нее никаких вредных последствий не остается, так как перекись водорода обращается в воду, а аммиак улетучивается.

Из опасения возможного присутствия вредных для бумаги засорителей можно перекись водорода (не разбавленную) налить на гипсовую доску, которую поместить над листом на расстояния 1 см и все прикрыть ящиком на 1—2 часа и дольше, смотря по объекту, после этого подержать лист в парах крепкого аммиака. Таким образом, можно совсем избегнуть намачивания бумаги в воде, что иногда очень важно.

7. Укрепление бумаги крахмалом. Приготовляют слабый раствор пшеничного крахмала, как для подкрахмаливания белья. Обычным образом, т. е. на стекле, опускают сухой очищенный бумажный лист на раствор, оставляют в нем на несколько минут, вынимают, опять подводя стекло. Высушивают, не снимая со стекла, если оно было парафинировано; при высушивании необходимо смотреть, чтобы лист не приклеился.

8. Укрепление бумаги желатином. Берут 2-процентный раствор желатина, в теплый раствор вводят 1— 2% ядрового (или детского) мыла и раствор алюминиево-калиевых (белых) квасцов; последние берутся в концентрации 0,25% в воде. Этого дубильного раствора берут перед самым употреблением 1 часть на 2 части желатинового теплого раствора, оба раствора тщательно перемешивают, ванна поддерживается теплой (но не выше 25°С). Бумага проводится через раствор за углы, если можно отжимается валиком и сушится на воздухе, после чего проглаживается теплым (не горячим) утюгом. Квасцы вводятся для дубления желатина, который делается несъедобным для плесени. Но так как квасцы в случае гидролиза могут дать серную кислоту, вместо них лучше взять 0,1% формалина (к весу сухого желатина).

Все операции, связанные с водой и другими жидкостями, неприменимы к объектам, имеющим письмена или рисунки, размываемые водой или этими жидкостями, почему перед каждой работой необходимо делать пробу на минимальном не ответственном месте; сама проба должна быть минимального размера. Лишь вполне убедившись в стойкости письмен или рисунка, можно переходить к работе.

При необходимости подклейки разрывов применяют чистую белую бумагу, с сильно волосистым краем, чтобы избежать рубца. Подклейка производится чистым пшеничным крахмалом, сваренным до прозрачности, в который в качестве дезинфектора можно положить салициловой кислоты (1%).

Возможно применение обычного желатинового или рыбьего клея (25%), но надо помнить, что эти клеи при затвердевании сильно сокращаются в объеме и могут стянуть бумагу; для устранения этого последствия в клей кладут меду (25—30% к весу сухого клея). Дезинфекторы те же.

Ни под каким видом нельзя применять клей, имеющийся в продаже под названием канцелярский, геркулес, рапид, цапон и пр. Это истинные разрушители бумаги.

Так как всякие клеящие вещества, вводимые в бумагу или на нее наносимые, являются рассадником бактерий и плесеней, надо прибегать к их помощи лишь в самых крайних случаях, брать самые чистые материалы, обязательно вводить в растворы дезинфицирующие средства и хорошо просушивать предмет прежде чем переносить его в место хранения.

Если гравюра, документ и т. п. были наклеены или приклеены к картону, бумаге, паспарту, надо, как правило, освободить их от старого клея. Это делается лучше всего выдерживанием под увлажненной фильтровальной бумагой (5—6 часов, даже сутки —двое, смотря по клею), накладывая последнюю не на лицо документа, а на подклеенную под него бумагу или картон, причем последний отслаивают тонким ножом до последнего слоя. Следы клея на документе осторожно счищают при постоянном увлажнении, всемерно стараясь не повредить бумагу документа.

Хранение бумажных материалов должно вестись в картонных коробках, папках или футлярах с прокладкой из чистой бумаги и отнюдь не в больших, тяжелых кипах или связках. Крайне важно оберегать бумажный материал от пыли и действия газов.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.