ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Древесина по своему строению относится к волокнистым веществам; в то время как мы находим аналогию между шерстью и кожей, такую же аналогию находим между древесиной и волокном льна. Главной составной частью древесины является целлюлоза, сильно засоренная лигниновыми и минеральными веществами.

. В то время как после сжигания чистого хлопкового или льняного волокна почти не остается золы, от сжигания дерева различных пород количество золы может быть довольно значительным, а по составу различным. Поскольку самой основой древесины является целлюлоза, то сказанное выше о текстильном волокне растительного происхождения, очевидно, в какой-то мере относится и к дереву.

На деревянные вещи в музее свет может влиять, но это действие на древесину не будет столь быстрым, как на льняную или хлопковую ткань. Мы производили в лаборатории испытание действия солнечных лучей на деревянную доску с остатками живописи и оказалось, что за два месяца доска, которая была выставлена на солнце, получила признаки новой окраски в слое, приблизительно 0,5 мм толщиной. Облучение кварцевой лампой с фильтром в течение 110 часов вызвало изменение более ощутительное.

Таким образом, необходимо учитывать при хранении деревянных вещей в музее, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более на дерево старинное, оказывается дововольно энергичным.

При повышении влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрывов и щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.

Обычная музейная температура сама по себе, не осложненная влажностью, действия на дерево не оказывает лишь до того момента, пока температура не доходит до высокой точки, ведущей за собой декомпозицию древесины и обугливание. Дерево сравнительно с тканями малочувствительно я к другим агентам, как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.

Основной формой разрушения является всем известное гниение, т. е. результат работы гнилостных микроорганизмов, перерабатывающих сложные органические вещества в менее сложные, вследствие чего дерево теряет свою химическую и механическую структуру. При этом продукты разрушения частью принимают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается все более и более легким.

При хранении в нормальных музейных условиях деревянные вещи возраста до 200 лет особой заботы не вызывают, надо только поддерживать в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. Но хранение таких же вещей археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи обычно поступают в музей в очень плохом состоянии и поэтому приходится прежде всего укреплять их, часто даже на месте, при раскопках. В качестве закрепителя можно рекомендовать легкий раствор желатина (2—3%, не выше 5%).

После пропитывания желатином следует произвести обработку формалином. Если невозможно устроить приспособление окуривания формалином, то можно пройти жидким раствором (10%) посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать и к цапону. Если вещь настолько плоха, что ее нельзя взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливки из гипса. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой, и сюда наливают гипс, дающий форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с окружающей землей.

Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, западноевропейская практика, главным образом датская, применяет пропитывание предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: вполне достаточно взять на 100 частей воды 50 частей глицерина и 20 частей желатина.

Необходимо при этом вводить дезинфицирующие средства из указанных выше. Этим составом вещи опрыскиваются или смачиваются кистью, а затем предмет заливается парафином, как это делают с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остается — не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.

Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в •растворе, удаляется протиранием тряпочкой, смоченной ксилолом.

Пропитывание смолами, лаками и т. п. сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень сомнительна.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.