ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Олово (точка плавления 232,4°, удельный вес около 7,3) в древности считалось драгоценным металлом наравне с серебром и золотом; это объясняется его редкостью, во-первых, и, во-вторых, его способностью противостоять многим реактивам, действующим на медь и железо (как, например, уксусная, лимонная, щавелевая кислоты, ягодные соки, виноградное вино), его блеском, который напоминает блеск серебра.

Олово обладает изумительным свойством, оставаясь химически чистым, оно может иметь три совершенно различных вида (аллотропические видоизменения). Всем известное белое олово, так называемое бета-олово — белый металл с очень приятным блеском, когда он еще свежий, очень ковкий, позволяющий проковывать листы тоньше папиросной бумаги, но не выносящий вытягивания в проволоку, легко образующий на поверхности для своей защиты тонкую пленку. Чистое литое олово имеет кристаллическую структуру, почему при сгибании издает своеобразный хруст.

Олово редко обходится без примесей, чаще всего свинца, который делает цвет сплава тем более серым, чем больше прибавлено свинца. При этом стойкость олова против растительных и жирных кислот уменьшается.

Если температура окружающей среды падает ниже 18°, олово получает склонность видоизменяться; чем ниже температура, тем сильнее эта склонность, при температуре же — 30—40° олово очень быстро переходит в новый вид — оно делается серым и очень хрупким, и, даже при условии перенесения в прежние температурные условия, такое олово сохраняет свою хрупкость и серый цвет. Это серое олово называется альфа-олово.

Во время русско-турецкой войны в Россию была доставлена большая партия олова из-за границы в зимнее время. Это олово, частью шедшее на изготовление оловянных походных принадлежностей, для лужения посуды и т. п., везли зимой при 40° моpoзa в Москву. Когда олово прибыло в Москву, то оловянные болванки оказались серого цвета и чрезвычайно хрупкими — при падении на землю такая оловянная болванка рассыпалась. На это обратили внимание, для выяснения был призван петербургский академик Фрицше, который установил, что олово не выносит таких низких температур, превращаясь тогда в иную аллотропическую форму, в альфа-олово.

Наконец, при нагревании выше 160° олово переходит в свою третью модификацию, которая обладает такой хрупкостью, что совершенно рассыпается в песок.

Все эти модификации олова чрезвычайно отличаются друг от друга и заставляют к олову относиться очень осторожно, несмотря на то, что обычно оно весьма стойко.

Характерные повреждения, происходящие при переходе белого олова в серое, получили несколько вычурное название «оловянной чумы». «Оловянная чума» может поразить предмет или по поверхности или же насквозь, но в музейной обстановке чаще приходится иметь дело только с отдельными гнездами.

Наблюдения, которые в общем над оловом производились довольно широко, показывают, что оловянные предметы заражались от соседних, уже сделавшихся серыми. Это объясняется тем, что малейшая крупинка такого серого олова, попав на переохлажденное бета-олово, вызывает переход в другую аллотропическую форму, подобно тому, как в переохлажденной воде малейшая крупинка льда моментально вызывает общее замерзание.

В музейной обстановке постоянно приходится сталкиваться с оловянными предметами. У нас было обращено внимание на музейное состояние олова сравнительно недавно — только в 20-х годах нашего столетия, и тогда началась довольно энергичная кампания по выработке мер сохранения олова. Эта кампания была возглавлена Институтом археологической технологии, где и была сосредоточена вся научная работа по методике реставрации оловянных предметов. Нами были изучены все работы западноевропейских и наших ученых, посвященные олову, была предпринята работа по изысканию мер, которые могут придать олову устойчивость. Оказалось наиболее практическим и наиболее эффективным продолжительное кипячение олова в воде. Прогревать олово без воды опасно, потому что при достижении 160° олово может перейти в третью модификацию, и оловянная вещь рассыпается. Кипячение ее в воде прекращает начавшийся процесс перехода в серое олово, так что предмет как бы обеззараживается.

Какие-нибудь химические вмешательства здесь совершенно бесполезны, потому что изменение произошло не химическое, не от какого-либо соединения, а изменение физическое, структурно-молекулярное, и бороться с ним химическим путем бессмысленно. По отношению оловянных вещей, весьма многочисленных в наших музеях в некоторых местностях и весьма ценных, приходится ограничиться только кипячением, а в дальнейшем — хранением в соответствующих условиях. Эти условия состоят в том, что олово следует на холодное время переносить в более теплые помещения.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.