ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Чистый кварцевый песок, т. е. почти чистый кремнезем, плавится при очень высокой температуре (около 1700°); кремнезем, смешанный с содой или поташем (или серно-натриевой солью и углем), плавится гораздо быстрее (около 900°). При остывании получается прозрачная, почти бесцветная, аморфная масса, называемая стеклом.

Такое стекло, т. е. такие силикаты натрия и калия легко разлагаются кислотами и образуют коллоидальные растворы с водой, давая так называемое жидкое стекло. Для того чтобы сделать стекло стойким к кислотам и воде, в шихту вводится известь; получается обычное стекло, которое всем известно. Вместо натрия и калия в шихту может быть введена окись свинца. Получается тяжелый, очень прозрачный, сильно преломляющий солнечный луч хрусталь. Стекло и хрусталь могут быть отливаемы в формы поддаются выдуванию, могут быть обрабатываемы вытачиванием на станке, шлифованием и полировкой. Вводя в шихту некоторые цветные окислы металлов, окрашивают стекло в самые разнообразные цвета: так, железо дает зеленоватые, бурые, темно-зеленые, с добавкой марганца — черные тона, уран — зелено-желтый и черный тона, медь — необычайно богатую гамму от зеленых и синих тонов до красных, золото-рубиновый цвет, кобальт—интенсивно синий, марганец — лиловый и т. д.

Стекло не страдает от света, от спокойной перемены температуры (но не выше плавления), от плесеней и бактерий. Но непрерывное действие воды может выщелачивать из него щелочи, если они имеются в стекле в некотором излишке, как это типично для древнего стекла; это выщелачивание сильно увеличивается при содействии таких засорителей воздуха и воды, как аммиак, серная кислота и углекислота, почему в конюшнях, уборных, на свалках, в фабричных районах стекло покрывается радужными или белесоватыми налетами — это интерференция света в шелушинках стекла; заполнив пространство между шелушинками водой, маслом, лаком, канадским бальзамом, мы прекращаем это явление радужности («иризацию»). В такое именно расслаивающееся состояние приходит обыкновенно древнее стекло из раскопок, давая часто изумительно эффектную, но в корне фальшивую картину, принимаемую часто за подлинный вид древнего стеклянного изделия и тщательно оберегаемую сантиментальными музееведами.

Устранять побеление и иризацию древнего стекла можно или очень трудным термическим способом восстановления утраченной щелочи (способ рекомендован римским писателем Плинием I века н. э.), нейтрализацией лишней щелочности промывкой разведенной серной кислотой (1% осторожно) или совершенно простым приемом — покрытием такого стекла мастичным лаком, употребляемым художниками для картин; чтобы лак после заполнения прослоек между шелушинками не портил характер поверхности, его можно легонько стереть скипидаром, намочив слегка тряпочку с завернутой в нее ватой. Этот способ значительно укрепляет стекло и восстанавливает его подлинный вид. Заполнение прослоек расплавленным канадским бальзамом было бы еще лучше, но такая работа в горячем виде требует очень большой опытности; проще ввести раствор высушенного канадского бальзама в бензоле, особенно хорошо в вакууме.

Обыкновенный тип разрушения, с которым чаще всего приходится сталкиваться в. музеях, — простой механический бой, излом. Поэтому и главная забота — склейка битого стекла: лучшим является желатиновый клей, как это уже было указано для камня и керамики. Но чтобы этот клей не страдал от сырости, мы применяем здесь, вместо добавки квасцов или выдерживания в парах формалина склеенного предмета, клей, сдубленный двуххромокислым калием. Последний употребляется в виде 0,1—0,2-процентного раствора. Перед самым началом склеивания несколько капель этого раствора вливают в клей, быстро размешивают (должна получиться чуть желтоватая окраска клея) и склеивают осколки; всегда лучше применять более легкое смазывание излома, но у обоих склеиваемых черепков. Схватывание при легком нажиме получается очень быстрое и «в мертвую»; только в самые первые минуты можно растворить швы в горячей воде. После склеивания предмет выставляется на свет; клей постепенно темнеет почти до черного цвета и становится нерастворимым в воде. Поэтому и никакие вредители этих швов не тронут.

Если клей наложен на швы очень тонким слоем и на оба излома, фрагменты хорошо прижаты, так что лишний клей из швов выжат и удален в еще не затвердевшем виде ножичком, швы почти совсем незаметны, а на цветном стекле абсолютно не видны. Все же в случае нежелательности черной окраски швов, можно применить казеиновую замазку. Абсолютно непригодны в этих случаях всякие цапоны, геркулесы, рапиды и прочие препараты целлюлозы, так как они дают пленку, которая потом отскакивает от стекла.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.