ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Мы всегда можем столкнуться в музее с моментами повышенной влажности и сильного загрязнения воздуха газовыми и твердыми засорениями. Поэтому какая бы у нас ни была отопительная система, необходимо позаботиться о наилучшей системе вентиляции.

Простейшей системой являются форточки. В большинстве небольших музеев это пока единственная доступная система.

Поэтому необходимо уметь управлять и форточками. Открывать форточки необходимо, сообразуясь с внешними атмосферными условиями и внутренней влажностью. Если в помещении жарко и слишком сухо, а снаружи знойный сухой день, то открытием форточек сухость воздуха можно лишь повысить. Если в музее воздух нормальной влажности, но на дворе холодно и дождь или тепло, но при этом идет сильное таяние снега, конечно, форточки вольют в помещение дозу влажного воздуха.

Отсюда вывод — как общее правило, при нормальной или несколько высокой влажности в помещении форточки необходимо открывать утром, когда воздух еще сух и прохладен. Это, главным образом, относится к зимним, весенним и отчасти осенним месяцам, т. е. к тому времени, когда утром температура обычно бывает ниже 0; мы вводим в помещение воздух, который содержит меньше влажности, чем внутренний, и у нас произойдет понижение влажности. Это очень важно. Наоборот, в конце теплого, жаркого или сырого дня нельзя открывать форточки потому что мы вводим наружный воздух, чрезмерно насыщенный влагой, в помещение, где температура ниже, истало быть для своего полного насыщения требует меньше паров воды, чем наружный воздух.

Это особенно важно соблюдать весной при обогревании неотапливаемых зданий: здесь впуск теплого воздуха, насыщенного парами воды от таяния снега, вызовет стремительное отпотевание и отсыревание дерева, кожи, бумаги, стен ипр. Иногда такое отсыревание приводит к гибели ценных фресок в древних зданиях. Здесь надо принять за обязательное правило открывать окна и двери только утром и вечером и по возможности не с солнечной стороны: важно, чтобы отепление здания происходило как можно медленнее. Легкий сквозной ветер помогает просушиванию, но сильный сквозняк, ведущий к стремительному высыханию, действует гибельно, вызывая отшелушивание фресок и быстрое ссыхание дерева.

Определить, насыщен ли влагой наружный воздух или нет, можно по барометрическому давлению. Если среднее нормальное барометрическое давление в данной местности 760, то давление более высокое покажет, что наружный воздух сух и, открывая форточки и окна, мы сушим внутреннее помещение. Если же давление ниже нормального, это означает, что наружный воздух насыщен парами воды в большей или меньшей степени.

В Ленинграде считается средним или нормальным барометрическое давление 752. Значит, если будет 740, это покажет нам, что на дворе стоит или ожидается слякоть, сырость, а зимой — оттепель или, если это летний месяц, собирается гроза. Поэтому в таких условиях форточки никогда не должны открываться, хотя день и кажется подходящим.

Если же в условиях Ленинграда барометрическое давление будет 760—765, можно смело открывать форточки, так как мы введем в помещение более сухой воздух; конечно, если снаружи туман, дождь, пасмурно, то нет необходимости смотреть и на барометр.

Там, где имеются форточки и отопление ведется обыкновенными печами, в момент топки печей также происходит очень сильная вентиляция, особенно, если в это же самое время открыты форточки.

При центральном отоплении приходится прибегать к другим мерам; в каждом благоустроенном музее необходимо иметь вентиляцию побудительную, т. е. вытяжку воздуха побудительным аппаратом; обыкновенно для этих целей устраиваются вентиляторы с электрическим мотором («Сирокко»), которые с большей или меньшей энергией вытягивают воздух из помещения.

Одно вытягивание не решает вопроса о вентиляции, потому что вместе с вытягиванием воздуха будет вытягиваться и тепло, а потому при правильной вентиляционной системе непременно устанавливается подача подогретого профильтрованного воздуха. Таким образом, устраивая помещение для музея более рационально, более правильно, необходимо обеспечивать и подачу подогретого воздуха ; при этом (подогретый воздух должен быть освобожден от пыли и не чрезмерно сух, следовательно, должны быть поставлены фильтры и увлажнители. Вопрос о создании полной вентиляции с фильтрамии увлажнителем очень сложен и решается специалистом инженером, хорошо знакомым с условиями музейной жизни.

Вентиляция нужна не только для того, чтобы освежать воздух и поддерживать нормальную влажность, она, кроме того, удаляет пыль, а так как воздух носит в себе вместе с пылью колоссальное количество микроорганизмов как растительного, так и животного мира, то, вытягивая отработанный воздух из музея, мы освобождаем его от заражения микроорганизмами. Если помещение не проветривается, мы будем не просто загрязнять воздух, но и заражать предметы, способные сделаться питательной средой для развития микрофлоры. Насколько даже обычный, а не особо загрязненный воздух насыщен спорами плесеней и бактериями, показывает следующий случай.

Известно, что желатин, рыбий клей, столярный клей, декстрин, казеин, агар-агар и другие клеющие вещества являются весьма подходящей средой для развития всяких плесеней, грибков, бактерий и т. д.

В лаборатория Института археологической технологии были поставлены опыты по изучению чувствительности к заражению различными микроорганизмами разных клеящих средств, применяющихся в живописи и реставрации. Оказалось, что если мы в стерилизованную пробирку нальем стерилизованный раствор желатина или агар-агара, производя это в обыкновенной атмосфере кабинета или лаборатории, то этого поступившего лабораторного воздуха уже достаточно для того, чтобы заразить клей микроорганизмами: через некоторое время в герметически закупоренной пробирке разовьются колонии обычных плесеней «Penicillium», «Aspergillus» и др. Можно себе представить, что будет происходить с такими вещами, как акварель, которая пишется на клею, или фанерованная мебель, если дать беспрепятственно накапливаться пыли с микроорганизмами в музее. Микроорганизмы необходимо удалять путем вентиляции.

Этим же путем мы удаляем ядовитые газы, которые выделяются людьми, работающими в данном помещении (углекислота, аммиак), а также и те газы, которые поступают из разных посторонних источников.

Итак, без нормальной системы вентиляции правильный режим в музее установлен быть не может.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПСИХРОМЕТРА сист. АВГУСТА

Под термометр, ртуть которого обвязана батистовой тряпочкой, ставится стаканчик с водой; расстояние шарика от воды должно быть 1—2 см. При испарении воды с тряпочки поглощается тепло, почему температура термометра с увлажненной тряпочкой будет опускаться. Чем суше воздух помещения, тем больше испарение, тем ниже будет опускаться температура мокрого термометра. Разница между показаниями термометров определяет количество влаги в воздухе. Для этого определения надо в таблице вверху отыскать цифру разности температур, a по первой графе слева — температуру мокрого термометра; по этим двум показаниям отыскивают относительную влажность в процентах; например, если разница у нас 3, 5, а температура мокрого термометра 15°, то влажность воздуха будет 67%.

Так как все термометры имеют небольшие неточности, надо исправить наблюденное показание согласно паспорту прибора; например, если в паспорте стоит: «сух. 0; мокр. + 0,2°» то надо исправить только показание мокрого термометра, прибавив 0,2 градуса, прежде чем определить разницу.


ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА


Смочен, термом. (С°)

Разница между сухим и смоченным термометром (насыщение воздуха парами, выраженное в процентах)

0
½
1
2
3
4
5
6
0
100
90
81
73
64
57
50
43
36
31
26
20
16
1
100
30
82
74
66
59
52
45
39
33
39
33
19
2
100
90
83
75
67
61
54
47
42
36
31
26
23
3
100
90
83
76
69
63
56
49
44
39
34
29
26
4
100
91
84
77
70
64
57
51
46
41
36
32
28
6
100
91
85
78
71
65
59
54
48
43
39
34
30
6
100
92
85
78
72
66
61
56
50
45
41
35
33
7
100
92
86
79
73
67
62
57
52
47
43
39
35
8
100
92
86
80
74
68
63
58
54
49
45
41
37
9
100
93
86
81
75
70
65
60
55
51
47
43
39
10
100
94
87
82
76
71
66
61
57
53
48
45
41
11
100
94
88
82
77
72
67
62
58
55
50
47
43
12
100
94
88
82
78
73
68
63
59
56
52
48
44
13
100
94
89
83
78
73
69
64
61
57
53
50
46
14
100
94
89
83
79
74
70
66
62
58
54
51
47
15
100
94
89
84
80
75
71
67
63
59
55
52
49
16
100
95
90
84
80
75
72
67
64
60
57
53
50
17
100
95
90
84
81
76
73
68
65
61
58
54
52
18
100
95
90
85
81
76
74
69
66
62
59
56
53
19
100
95
91
85
82
77
74
70
66
63
60
57
54
20
100
95
91
86
82
78
75
71
67
64
61
58
55
21
100
95
91
86
83
79
75
71
68
65
62
59
56
22
100
95
91
87
83
79
76
72
69
65
63
60
57
23
100
96
91
87
83
80
76
72
70
66
63
61
58
24
100
96
92
88
84
80
77
73
70
67
64
62
59
25
100
96
92
88
84
81
77
74
70
68
65
63
59

Прибор надо вешать на уровне глаз, при наблюдении на него не дышать, так как он очень чувствителен; он должен висеть на стеке или в дверях так, чтобы около него свободно циркулировал воздух; нельзя вешать прибор за шкафом, в углу и т. п., а также на стене, на которую падает солнце.

Перед наблюдением надо проверить, не высохла ли тряпочка на ртути; если пришлось ее смочить (окунуть в стаканчик), то наблюдение можно делать только через 15—20 минут, когда установилось нормальное испарение. После подливания свежей воды наблюдение делается не раньше 25—30 мин.

Показания записываются дважды в день: в начале рабочего дня и в конце.

Одновременно необходимо записывать температуру наружного воздуха и барометрическое давление, а также количество посетителей в музее за день.

Все эти данные сводятся в конце месяца в диаграмму.

Первоисточник: 
КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.