Приложение. Клапанное устройство в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря




Рис. 41. Клапанное устройство в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Изготовление клапанного устройства имеет некоторые особенности, связанные с обеспечением высокой чувствительности к незначительным перепадам разности давлений и достижением лучшего прилегания заслонки к раме (1) и требует определенной последовательности проведения технологических операций.
После того, как определено положение опорной скобы (5) по месту, в раму с каждой ее стороны впотай ввинчивается регулировочный винт (3), на головку которого накладывается опорная скоба с отверстием меньшего, чем головка винта, диаметра и винтами (2, 4) закрепляется до жесткого прилегания. Затем заслонка через отверстия в нижних ее углах временно закрепляется на месте двумя гвоздями (11) таким образом, чтобы она могла свободно откидываться на угол 40°С. Одновременно на оконную скобу вешаются в свободном состоянии шарнирные подвесы (9), смазанные со стороны заслонки клеем «Момент»; заслонка смазывается клеем также в месте касания подвеса. Затем верхний конец заслонки осторожно подводится к подвесным шарнирам до их надежного склеивания, после чего заслонка освобождается от поддерживающих гвоздей и снимается вместе с подвесными шарнирами с опоры Если между шарнирными подвесами и заслонкой имеется неплотное прилегание, образовавшиеся зазоры заполняются клеем. После высыхания клея заслонку и шарнирные подвесы для большей прочности следует механически скрепить, просверлив отверстия, и с помощью заклепок надежно зафиксировать.
После завершения предыдущей операции заслонка вешается на ножевые опоры и винтами (3, 4) регулируется на максимальное прилегание к раме путем изменения положения опорной скобы в горизонтальной плоскости. Затем заслонка снимается, и на нее по сторонам, прилегающим к раме, на мыльном растворе плотно клеится (без зазоров) лавсановая пленка (12) (или любая иная, не растворяемая клеем «Момент») толщиной 0,1-0,2 мм, выступающая на 2-3 мм за края заслонки, в сторону проема рамы на 10 мм. В местах прилегания пленки (13) рама смазывается клеем «Момент». Для обеспечения герметичного прилегания заслонки к раме повторяется технологическая операция, подобная ранее описанной при фиксировании подвесных шарниров к заслонке. При наличии мест неплотного прилегания заслонки к раме эти места повторно заполняются клеем. Такая операция может повторяться несколько раз, вплоть до полного устранения зазора. Затем с помощью тонкого предмета (например, лезвия бритвы) пленка отделяется от заслонки.
Зазор, нарушающий герметичность между рамой и верхней заслонкой, устраняется путем приклеивания пленки (14) к раме и заслонке по всей ее ширине. Зазоры между двумя заслонками устраняются путем их перекрытия внахлест пленкой шириной 18-20 мм, приклеенной к нижнему концу висящей заслонки. Толщина пленки для этой цели — 0,05-0,1 мм.
Чтобы избежать возможного выпадения из пазов ножевых опор, подвесных шарниров при сильных воздействиях на заслонку порывов воздуха, в шарнирах сверлятся отверстия, через которые радиусом с центром в точке ножевой опоры устанавливается проволочный ограничитель (16). Ограничитель имеет зазор до опорной скобы (5).
На прилагаемом чертеже представлены клапанные устройства для пяти оконных рам, каждая из которых имеет по три заслонки из нержавеющей стали размерами 200 х 200 мм, толщиной 0,25 мм и массой до 50 г.
При иных типоразмерах оконных проемов, особенно в сторону их увеличения, при изготовлении клапанных устройств следует исходить из следующих основных положений:
- необходимости обеспечения жесткости опорной скобы;
- минимального удельного давления на ножевые опоры и шарнирные подвесы, которое не должно превышать допустимого предела деформации, обеспечивающего заданную чувствительность к динамическому давлению воздуха. Частично это достигается увеличением плоскости ножевых опор и шарнирных подвесов.
Указанные устройства в середине 1980-х гг. были установлены в оконных проемах барабана собора Рождества Богородицы в Ферапотовом монастыре, не имеющем отопления. Наблюдения за их работой показали, что они надежно функционируют во все сезоны года, не обледеневают, реагируют на малейшие перепады давления Установка этих устройств в значительной мере способствовала нормализации микроклимата в соборе.
Вход для пользователей
Поиск по сайту
Библиотека
Конференции
Новые обсуждения
Опрос
Полезность
Икона

Иконы в технике яичной темперы в России писали, как правило, на деревянных досках значительной толщины. Почти всегда на эти доски наклеивалась ткань — паволока. Известны иконы XV века и более поздние, написанные на холстах, покрытых с обеих сторон толстым слоем белого грунта. С XVIII века, когда традиционная яичная темпера начинает постепенно вытесняться масляной живописью, иконные изображения иногда стали писать на грунтованных холстах, натянутых на деревянные подрамники, и даже на медных.
А знаете ли вы?
Графика

Проникая вглубь бумаги, грибы и бактерии разрушают волокна и проклейку, а кроме того, выделяют продукты жизнедеятельности, которые искажают экспонаты трудноудалимыми окрашенными пятнами.
Кстати
Скульптура

В археологических раскопках встречаются древние предметы и изображения со следами чинок, свидетельствующих о попытках восстановить разбитые и поврежденные изделия. В музее Афинского акрополя хранятся мраморные статуи «кор», высеченные в шестом - пятом веках до новой эры. Эти статуи сделаны по технике, которая называлась «экономная рука мрамора». Суть этих приемов заключается в том, что, экономя мрамор и труд, выступающие из общего объема блока камня руки вырубались отдельно и присоединялись с помощью специальных выступов, вставляемых в прорубленные гнезда. Подобная техника в разных вариациях применялась и при реставрациях в античные периоды Греции, Римской империи, эллинизма и была воспринята в реставрационных работах более поздних времен.
Кстати
Керамика

Фарфор (персидск. фегфур) по составу исходных материалов и температуре обжига делится на твердый и мягкий; последний может быть фриттовым или костяным. Фарфор любого состава, не покрытый глазурью, называется бисквитом. <…> Твердый фарфор декорирован цветными глазурями, барботином, подглазурной и надглазурной росписью, золочением, серебрением. В музеях России твердый фарфор представлен продукцией русских, европейских, китайских, а также японских заводов. Мягкий фриттовый фарфор. <…> В музеях России мягкий фриттовый фарфор представлен изделиями европейских производств. Мягкий костяной фарфор. <…> В музеях России мягкий костяной фарфор представлен изделиями английских заводов.