ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 
Регулирование режима посещаемости церковных зданий рассматривается как один из способов поддержания требуемых параметров микроклимата.

Методики расчета посещаемости, используемые для музейных зданий других типов, не могут применяться в церковных зданиях из-за специфики их объемно-планировочных особенностей и характера воздухообмена.

Посещаемость влияет на температурно-влажностный воздушный режим памятника как прямым, так и косвенным путем.

Прямое влияние оказывают посетители, которые выделяют в воздушную среду храма тепло, влагу и углекислый газ; кроме того, значительно выше становится концентрация пыли в воздухе. Если в здании проводятся богослужения, количество выделяемых тепла, влаги и вредных примесей (продукты сгорания свечей, лампадного масла и т.д.) значительно возрастает. Источником дополнительного поступления тепла во время присутствия посетителей является также электроосвещение.

Косвенно на температурно-влажностный режим влияют большие массы наружного воздуха, которые поступают в собор через входную дверь при входе посетителей. Поскольку внутренний объем сообщается с улицей непосредственно через входную дверь (иногда через тамбур или притвор), параметры приточного воздуха практически идентичны наружным. При поступлении наружного воздуха в здании активизируется естественный неконтролируемый воздухообмен, который осуществляется через неплотности оконных и дверных заполнений под действием гравитационных сил и ветрового давления. В результате приточный воздух частично ассимилирует вносимые посетителями вредные примеси и выносит их наружу. Однако остаточное количество избытков тепла, влаги и примесей в помещении в совокупности с теплом и влагой больших масс вносимого наружного воздуха сказывается на изменении параметров микроклимата. Если температура, относительная влажность и влагосодержание наружного воздуха значительно отличаются от параметров внутреннего, изменение этих внутренних параметров может привести к отрицательным последствиям, вплоть до выпадения обильного конденсата на ограждающих конструкциях, в том числе на живописи, металлических предметах и на полу. Поэтому при определении режима посещаемости (допустимое количество посетителей и время их пребывания в храме) в любое время года необходимо учитывать состояние внутреннего воздушного температурно-влажностного режима и наружные погодные условия.

Следует отметить, что разделить прямое и косвенное влияние посещаемости на температурно-влажностный режим церковного здания достаточно трудно. Однако разница в состоянии режима в рабочие и выходные дни музея прослеживается достаточно четко.

В выходные дни температура и относительная влажность внутреннего воздуха при закрытых входных дверях в течение суток изменяются мало. Это объясняется тем, что суточные изменения наружного воздуха влияют на внутренний микроклимат только в результате естественной неконтролируемой фильтрации воздуха и медленного теплообмена между массивными ограждающими конструкциями и внутренней воздушной средой.

В рабочие дни температура внутреннего воздуха в течение дня повышается на 1-3°С, что зависит от количества тепла, вносимого инфильтрационным воздухом, а также от количества посетителей. Незначительное повышение температуры свидетельствует о том, что вносимое тепло активно поглощается более холодными внутренними поверхностями и частично удаляется наружу под действием эксфильтрации. Относительная влажность внутреннего воздуха может изменяться в течение рабочего дня летом (июнь-август) на 2-12%, весной (апрель - май) — до 20%. Вечером, после закрытия музея, относительная влажность воздуха в помещении постепенно снижается, но если влагосодержание наружного воздуха значительно превышало dB, повышенная относительная влажность существует в здании еще длительное время. Снизить ее можно только с помощью контролируемого проветривания.

В годовом цикле изменений микроклимата в неотапливаемом церковном здании существуют периоды, когда посещение его людьми недопустимо. Это относится, прежде всего, к весеннему переходному периоду, когда температура внутренней поверхности стены храма намного ниже температуры наружного воздуха, влагосодержание которого очень высоко. В результате поступающий при входе людей наружный воздух быстро охлаждается, и на холодных поверхностях выпадает конденсат. Подобное явление наблюдается и зимой во время оттепелей.

Другим опасным периодом является зима, когда наружные температуры намного ниже внутренних. В этом случае поступающий при входе в здание холодный воздух способствует еще большему охлаждению внутреннего воздуха и стен, а вносимая людьми влага вызывает прирост относительной влажности внутреннего воздуха и способствует выпадению инея на настенной живописи.

В теплый период года опасными для посещения являются дождливые дни и дни с высокой относительной влажностью наружного воздуха, когда из-за дополнительно вносимой влаги также происходит прирост влагосодержания воздуха внутри храма.

Таким образом, при определении возможности открывать для посетителей музейное церковное здание в различные периоды года следует прежде всего учитывать соотношения наружных и внутренних климатических параметров.

Первоисточник: 
МИКРОКЛИМАТ ЦЕРКОВНЫХ ЗДАНИЙ. Основы нормализации температурно-влажностного режима памятников культовой архитектуры. ГосНИИР, М., 2000
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.